В постсоветский период российские ученые- религиоведы и обществоведы проявляют все более пристальный интерес к истории православия в дореволюционной и современной России, и в частности в Восточной Сибири. Подвергаются ревизии и переоценке многие идеологизированные концепции о месте и значении православия в судьбах отдельных социальных групп, народов, регионов.
ВОТ и вышедшая недавно монография В. Т. Михайловой "Православная церковь и социум в Байкальской Сибири в пореформенный период (1861-1916 гг.)" посвящена социальным аспектам деятельности южно-сибирских православных епархий - Иркутской и Забайкальской - в пореформенное время, когда шел активный процесс модернизации и развития новых общественных отношений в Байкальском социуме.
В первой главе этой работы "Православная церковь и социум в 1860-1890-е гг." прослежены основные этапы распространения православия в регионе накануне реформ, рассматривается социальный состав и статус населения, структура церкви, специфика функционирования Иркутской и Забайкальской епархий.
Глава вторая - "Социальные аспекты церковного служения" - освещает вопросы создания местных святых и культов, религиозное мифотворчество на основе народных преданий. В ней также показаны основные направления социальной политики православной церкви и ее важная роль в организации общественной и частной благотворительности.
История церкви в двадцатом столетии, для которого было характерно ускорение социально-культурного и политического развития Забайкалья, достаточно полно раскрыта автором в третьей главе "XX век: проблемы социализации и обновления церковной жизни".
Четвертая глава монографии "Миссионерство и этико-правовые основы межконфессиональных взаимоотношений в регионе" посвящена рассмотрению целей и задач Православного миссионерского общества, его внешних и внутренних миссий, этическим аспектам христианизации народов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, исповедующих буддизм -Монголии, Китая, Японии, Кореи. Здесь также рассматриваются этические стороны взаимоотношений традиционных для нашего региона конфессий - буддизма, шаманизма и православия.
Работа В.Т.Михайловой интересна еще и тем, что в ней использован ряд ранее не публиковавшихся источников, сделан подробный историографический обзор литературы по данной тематике. Книга предназначена не только для узкого круга специалистов и ученых, но и, несомненно, будет полезна для всех тех, кто интересуется историей отечественного православия.
Бурятия (Улан-Удэ) 20.10.2004