Разговор о событиях 1917 года и их последствиях в виде раскола русского народа на "белых" и "красных" и последующих гонениях на верующих, конечно, очень важен. Я полностью разделяю мнение Синода Русской Зарубежной Церкви о подлинных истоках русской Смуты 1917 года, высказанное в марте 2017 года в "Послании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по случаю 100-летней годовщины трагических событий, связанных с революцией в России и началом эпохи безбожных гонений": "Образованные сословия в России, воспитанные в традициях так называемого западничества, едва ли не с самоубийственным упорством толкали Россию в пропасть, всячески склоняя русский народ к отказу от своей веры, своего Царя и своего Отечества".
Вне всякого сомнения, позиция наших братьев, лишь волею обстоятельств находящихся за границами Отечества, очень важна для нас. РПЦЗ, являясь частью Русской Православной Церкви, имеет свои традиции и собственное мнение по целому ряду вопросов.
Я также очень хорошо понимаю желание говорить о первопричинах трагедии и о главных поджигателях смуты антигосударственных и антинациональных силах, испытывавших влияние внешних противников России и выступивших на политическую арену в начале 1917 года. Когда государство рухнуло, и произошел раскол внутри народа, Октябрь и большевизм стали практически неизбежным продолжением смуты. И, безусловно, осуждая это явление, следует понимать, где первопричины и где последствия. Кроме того, необходимо понимать, что за братоубийственную гражданскую войну несут ответственность обе стороны, поскольку за каждой из них стояла часть русского народа. Наша задача преодолеть раскол, собрать народ воедино. И этой цели мы не сможем достичь, признав историческую правоту только одной из сторон гражданской войны. Завершение этой войны в умах и сердцах людей возможно только тогда, когда мы перестанем искать в ней победителей и поймем, что обе стороны исторически проиграли.
Также необходимо сказать, что сегодня наш народ вновь находится в тяжелой ситуации. Можно даже сказать, что он находится в состоянии вялотекущей гибридной войны с антироссийскими и антирусскими глобальными политическими элитами. И в этой войне нашими противниками делается всё для того, чтобы вновь расколоть наше единство, растащить людей по "историческим квартирам". Если поддадимся на это вновь проиграем.
Мы видим, как тема декоммунизации используется нашими ближайшими соседями в целях дерусификации. Можем ли мы лить воду на эту идеологическую мельницу? Разумеется, нет, не можем. Поэтому мне кажется естественным принять временный мораторий на любую войну с политическими символами в России, какое бы происхождение они ни имели. Это крайне несвоевременное занятие. Конечно, это не значит, что улицам и городам не надо возвращать исконные русские названия. Это необходимо, но исключительно из исторических, а не политических соображений. Не следует заниматься политическими кампаниями, связанными с политическими символами. Это крайне разрушительное занятие. По той же самой причине считаю несвоевременной постановку вопроса о захоронении тела Ленина с явно политической мотивировкой. Мы прекрасно понимаем, что его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями. Но мы можем ставить вопрос о перезахоронении не ранее, чем прекратится кампания по декоммунизации и десоветизации на постсоветском пространстве. И впоследствии, ставя этот вопрос, мы обязаны исходить исключительно из религиозных, а не политических соображений.
Все мы свободны в своих мнениях и оценках. Но все мы не хотим новой катастрофы и возобновления гражданской войны, которая едва успела завершиться Крымским консенсусом, объединившим бывших белых и бывших красных. Только такая взвешенная позиция позволит нам вернуть наш народ к столь естественному, желанному всеми и столь необходимому нам единству.
Источник: Интерфакс