О ТОМ, как общественная палата может послужить борьбе с терроризмом, рассказывает председатель думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов.
Сергей Александрович, надо понимать в стране идет всеобщая мобилизация. На борьбу с терроризмом призываются все и губернаторы, которых теперь в связи с грозящей России опасностью будут назначать, и разные парламентские комиссии, и партии, и общественная палата, которой пока еще нет, но многие уже убеждены, что именно ее нам недостает для того, чтобы добиться успеха в борьбе.
О важности и роли общественной палаты президент впервые сказал в мае, представляя свое ежегодное послание Федеральному Собранию. Выступая 13 сентября когда всем уже было очевидно, что терроризм объявил нам войну, Владимир Путин произнес очень важные и знаковые слова: если мы хотим, чтобы общество откликнулось и приняло участие в борьбе с терроризмом, власть должна слышать мнение людей. И, с точки зрения президента, общественная палата может обеспечить связь власти и общества. Но, с другой стороны, эта форма может представлять собой и высшую организацию гражданского общества. Именно с таких позиций мы обсуждали инициативу президента на недавнем "круглом столе" в Госдуме. Многие сходились во мнении, что нужно покончить с благодушием, царящим в обществе, надо настраивать людей на то, чтобы они понимали личную ответственность за происходящее. Последние взрывы в Москве тому доказательство. Нужно менять отношение к явлениям, к которым общество прежде было довольно снисходительно. Люди ругали коррупцию в высших эшелонах власти, но смирялись с ней на бытовом уровне и даже сами в ней участвовали. Поэтому и возникали такие ситуации, когда, заплатив пятьсот рублей милиционеру, можно было провезти в машине что угодно, в том числе и динамит, и оружие. Все это говорит о том, что слова Фучика "Люди, будьте бдительны!" сегодня актуальны как никогда. Может быть, имеет смысл создать организации по типу добровольных народных дружин они уже возрождаются в целом ряде субъектов Федерации, общественные комитеты по борьбе с коррупцией.
И вооружить общественность не только идеями, но и чем-то более адекватным ситуации? Такие предложения тоже звучат: от общественной палаты к народному ополчению...
На "круглом столе" в Госдуме один молодой политолог приводил пример Израиля, где еще десять лет назад, когда Израиль действительно вплотную столкнулся с проблемой терроризма, были созданы силы самообороны. И все эти десять лет они играли значительную роль в борьбе с терроризмом, поскольку обеспечивали порядок на улицах, помогали полицейским в проверке пропускного режима, очень тщательно отслеживали обстановку на автобусных остановках. Но это вовсе не значит, что мы должны копировать израильский опыт, давать нашим общественникам в руки оружие. Для нас гораздо важнее сегодня именно идеи. За восемьдесят советских лет мы привыкли это нам вдолбили, что все за нас решат те, кому положено, все за нас великие правители сделают...
А мы можем спать спокойно, потому что милиция наш покой бережет...
Вот-вот. И мы как Иванушки на печи лежим и думаем, что все самой собой произойдет. А что на самом деле происходит в результате такого отношения к себе, к своей судьбе, к судьбе страны, и показала история терактов в России. Все особенности нашего общественного настроения в ней и проявились.
Общественная палата должна общество напугать, чтобы его настроение изменилось?
Нет, я бы так не говорил напугать. Президент определил основные функции общественной палаты. Первая и основная задача это общественная экспертиза законопроектов. В российской законотворческой практике прижились некоторые формы экспертизы юридическая, экономическая, отчасти социально-экономическая экспертиза. Но как таковой общественной экспертизы у нас нет, хотя во многих странах такая форма есть. И общество по определяющим законопроектам, от которых зависит жизнь людей, их безопасность и безопасность страны, может и должно высказать свою позицию. Это будет значительно более передовой шаг, чем если бы мы сидели у себя на кухнях и судачили вот это надо было сделать по-другому.
Как большая кухня России?
Пускай так, мне это нравится. Но кухня в хорошем смысле. Где не просто пар уходит в свисток, а что-то варится и есть продукт, который можно попробовать.
Экспертиза законопроектов, формирование общественного мнения и настроения... Чем еще общественная палата может помочь в борьбе с терроризмом?
Общественным контролем контролем за министерствами и ведомствами и вообще за всем происходящим. Прежде всего за расходованием бюджетных средств в том числе и тех, что выделяются силовым ведомствам и правоохранительной системе. Эта форма общественного контроля особенно важна в борьбе с терроризмом. К тому же общественная палата может аккумулировать все здравые идеи, которые возникают на местах, и в виде общефедеральных проектов предлагать их и власти, и обществу.
И я думаю, что если туда придут а я уверен, что должны прийти, профессионально подготовленные, эрудированные, известные, авторитетные, совестливые люди, она будет серьезно влиять на все происходящее.
Вы говорите об объединении. За объединение взялась и оппозиция. Но не войдут ли эти два желания с той и другой стороны, две объединительные, но разнонаправленные идеи в противоречие, не рассорят ли опять Россию?
Для меня всегда вопрос объединения начинается с принципиального вопроса во имя чего. У оппозиции объединение всегда происходит против кого-то. Представляете разницу во имя чего или против кого. Против объединиться не так уж сложно. Но это сиюминутное объединение, которое в себе не несет никакого позитива. Просто фиксируется позиция несогласных. Объединение во имя чего-либо это объединение сил для позитивного поступательного движения вперед. Это всегда прогресс в этом принципиальное различие.
Помнится, процесс формирования прежней общественной палаты и созыв Гражданского форума сопровождались разногласиями внутри общественных организаций, разными обидами того взяли, этого забыли, какой-то общественной организацией пренебрегли. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы прежние ошибки не повторились?
Должен быть четко прописан механизм формирования общественной палаты и ее работы. Поэтому нужен закон, который регламентирует эти вопросы. Когда такого закона не было, представителям разных общественных организаций разных и по величине, и по авторитету в обществе, и по делам договориться было сложно. Нужны правильные критерии отбора не только регистрация в Минюсте, не только численность, но и то, что общественные организации сделали для общества в последние годы, какие социальные проекты ими были предложены, реализованы. Если эти критерии будут понятны, обид удастся избежать. И потом никто ведь не собирается наглухо закрывать двери общественной палаты от общества. Это не синекура здесь не будет машин с мигалками, не будет зарплат, не будет пайков, это общественная палата, в которой нужно будет заниматься не лоббированием своих организаций, а серьезными проблемными государственными задачами.
Как вы относитесь к идее вето? Может ли общественная палата получить право препятствовать вступлению в силу каких-то общественно опасных законов?
Это неправильно. У палаты ведь не будет права законодательной инициативы иначе пришлось бы вносить поправки в Конституцию, где все субъекты законодательной инициативы перечислены и общественной палаты в этом списке нет. Значит, у нее не может быть и права вето с юридической точки зрения.
Значит, общественная палата это глаза и уши одновременно и для власти, и для общества?
Я думаю, еще и душа.
27.10.2004
Источник: Российская газета