ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Воронежский историк Аркадий Минаков: "Русская ирредента – одна из ключевых идей современного российского консерватизма"

Аркадий Минаков :: 19 октября 2017

Если давать консерватизму предельно краткую характеристику, то он представляет собой идеологию и стиль мышления, опирающиеся на христианские нравственные ценности и позитивные национальные традиции, для него характерна опора на те институты, которые служат основными носителями традиции и иерархии: семью, народное моральное большинство, религию и церковь, государство и так далее, и тому подобное.

Если сравнивать консерватизм с другими идеологиями Нового времени, то в либерализме главной ценностью выступает свобода, в социализме – справедливость и равенство, в консерватизме же такой приоритетной ценностью является традиция. Консерватизм пронизан апологией нравственности, дисциплины, порядка, законности и патриотизма, уважения к прошлому, величию и мудрости ушедших поколений. Он последовательно противостоял и противостоит эксцессам и негативным последствиям реализации идей Просвещения, либерализма, социализма и глобализма, представляя собой самостоятельный идейно-политический и культурный проект.

Консерватизм в современной России возродился после почти векового перерыва как заметное явление в государственной, культурной, научной и общественной жизни уже в первой половине 1990-х в ответ на массовый национальный запрос – как необратимая реакция на мощные цивилизационные вызовы. Россия в XX веке и в начале XXI столетия пережила два масштабных эксперимента, социалистический и либеральный, переформатировавших ее облик, причем оба во многом оказались неудачными и разрушительными по своим последствиям. Первый эксперимент завершился крахом в 1991 году, второй завершается на наших глазах, хотя и пользуется поддержкой Запада, либералов во власти и определенных влиятельных сегментов общества. Запрос на консерватизм, таким образом, имеет объективный характер и не имеет отношения к навязываемым сверху субъективным идеологическим модам.

Стоит особо подчеркнуть то обстоятельство, что главным и наиболее мощным субъектом и транслятором консервативных идей в нынешних условиях является верховная власть, исходные идеологические установки которой первоначально, с 90-х годов, во многом определялись либерально-западническим дискурсом и стремлением интегрироваться в глобальный миропорядок. Под воздействием целого ряда внешне – и внутриполитических факторов Владимир Путин и часть его окружения совершили во многом вынужденную, но неизбежную консервативную идейную эволюцию.

Особую роль в укоренении консервативного дискурса сыграли следующие факторы: нежелание глобальной элиты считаться даже с ограниченным суверенитетом Российской Федерации, продвижение НАТО на восток, события 2011-2012 годов, приведшие к политической и нравственной компрометации либерализма в России, – и в особенности события Русской весны 2014 года, породившие тектонический консервативно-патриотический сдвиг в национальном самосознании и имевшие далеко идущие внешнеполитические последствия (санкционная политика Запада, попытки изоляции России и прочее). Причем либерально-западническое крыло во власти и в обществе продолжает пользоваться большим влиянием.

В столь сложных условиях быстро формируется консервативно-цивилизационный дискурс: Россия – не Запад и не Восток, а особая цивилизация со своими интересами и особенностями. Цивилизационный подход дает серьезную идеологическую опору для отстаивания суверенитета России, обуславливает и оправдывает борьбу с глобализмом и концепцией однополярного мира, в рамках которой России навязывается, по сути, полуколониальный статус (радикальный вариант глобалистского сценария предполагает полную десуверенизацию России и расчленение ее на ряд мелких марионеточных государств). В рамках консервативного дискурса акцентируется право на полный суверенитет, следование своим национальным традициям и отстаивание своих базовых цивилизационных ценностей и интересов.

Первоначально, еще с конца 80-х, подобные идеи продвигались академическим научным сообществом, несистемными политическими организациями консервативно-патриотического направления, актив которых сформировался к середине 90-х, представителями национально-патриотической культурной элиты и Всемирным русским народным собором, организацией, призванной озвучивать позицию Церкви по самому широкому спектру общественно-значимых проблем. Примерно с 2000 года часть идей начинает активно браться на вооружение верховной властью.

В сфере экономической политики консерваторы, как правило, делают ставку на усиление регулирующей и направляющей роли государства в экономических процессах. Провозглашается приоритет производства перед финансовыми манипуляциями, необходимость проведения таких мер, как вкладывание средств не в зарубежные активы, а в собственное развитие, деофшоризация, частичная деприватизация, прогрессивный налог.

В социальной сфере в современном консервативном дискурсе формируется запрос на умеренный эгалитаризм, предполагающий проведение такой политики, которая исключала бы пауперизацию населения, с одной стороны, с другой – существенно ограничивала бы возможности олигархического капитала. Формула подобного левого консерватизма: "Ни нищих, ни миллиардеров".

Подавляющее большинство консервативных течений в современной России делает ставку на политический реализм, учитывающий то обстоятельство, что с 1917 года в национальном сознании идеи социальной справедливости и солидарности укоренились не только благодаря коммунистической пропаганде и социальной практике, скорее последние использовали национальные архетипы в своих политических и идеологических целях. В Православии и других традиционных религиях консерваторы видят систему ценностей, которая сформировала особенности русской цивилизации, ее ментальность, ядро великой культуры.

Консерваторы настаивают на решении русского вопроса, то есть снятия отчуждения большинства русских (отождествляемых с бюджетниками) от власти и собственности, юридического признания их субъектности как государствообразующего народа. Решение русского вопроса предполагает ликвидацию ленинско-сталинской федеративной модели (атомной бомбы, заложенной под государственность, как ее охарактеризовал Владимир Путин) и ставит задачу воссоединения русского народа и всемерной поддержки и консолидации Русского мира. Консерваторы задолго до Крымской речи Путина марта 2016 года поставили вопрос о русских как разделенном народе. Идея русской ирреденты является одной из ключевых в современной консервативной идеологии.

Представители консервативной русской партии еще в 70-80-е остро ставили вопрос о сохранении нации, демографических проблемах, пропаганде здорового образа жизни, борьбе с алкоголизмом, курением и т.д. В 90-е сюда добавилась борьба против наркомании и экспансии сексуальных меньшинств.

Консервативный подход в сфере образования и науки предполагает отказ от западнических экспериментов вроде ЕГЭ, перехода на Болонскую систему, возврат к лучшим традициям императорской и советской России, опору на культурно-историческую традицию в гуманитарных дисциплинах. В какой-то мере требования консерваторов были учтены, когда в августе 2016 года сменилось руководство министерства образования и науки и началась корректировка прежнего разрушительного курса. В культурной политике консерваторы жестко отстаивают приоритетную поддержку традиционной культуры – как русской, так и мировой. Модернистское и постмодернистское экспериментаторство должно осуществляться не за счет государства, а за счет спонсоров. Государство вправе отказывать в финансировании антигосударственных культурных проектов, пронизанных аморализмом и русофобией.

Как видим, магистральное направление современного русского консерватизма выдвигает и отстаивает многие из тех идей, которые в настоящий период разделяются верховной властью полностью или частично. Можно уверенно предполагать, что одной из основных целей консервативного гражданского общества в ближайшее время станет формирование системной политической субъектности: юридическое оформление движений, союзов, партий консервативного толка, создание влиятельных общенациональных консервативных СМИ. Такова будет задача ближайшего десятилетия. Усилий одной верховной власти, чтобы реализовать консервативный курс, недостаточно. Консерватизм же, представленный на всех политических уровнях, отражающий позицию консервативного гражданского общества, – главное условие эволюционного и устойчивого развития. Формирование консервативного сектора гражданского общества – автономного, независимого экономически и политически – позволяет создать своего рода иммунную систему, защищающую от экстремизма, радикализма и скатывания в новую революционную Смуту.

Источник: Четыре пера

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама