Поздно вечером 19 ноября 2009 года неизвестный в маске и с пистолетом в руке проник в храм апостола Фомы на Кантемировской улице и несколько раз выстрелил в священника Даниила Сысоева, вышедшего ему навстречу из алтаря. Той же ночью 35-летний отец Даниил скончался в реанимации.
Двадцатого ноября исполняется восемь лет со дня трагической гибели неутомимого миссионера Русской церкви. Поминальные богослужения накануне вечером прошли в храме апостола Фомы. В понедельник на могиле священника на Кунцевском кладбище была совершена панихида. Как и в предыдущие годы, верующие собираются вместе помолиться и вспомнить наставника.
Отца Даниила при его жизни я видел только однажды. Лет за пять до его убийства впервые оказался на подворье Оптиной Пустыни, в храме Петра и Павла в Ясенево, и мой друг алтарник этого храма устроил мне небольшую экскурсию по монастырскому подворью. Каждому встречавшемуся нам священнику или монаху он давал краткую характеристику.
"Это отец Даниил, человек-огонь!" сказал мой спутник, когда в книжную лавку перед нами забежал молодой мужчина в черном подряснике и в черной скуфейке на голове. Так и запомнились тогда эти слова. Как и "стремительный" облик буквально пролетевшего мимо нас батюшки, по его собственному выражению, "наполовину русского, наполовину татарина".
Тогда отец Даниил служил еще в храме Петра и Павла, преподавал на подворье Закон Божий, но чуть позже организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская на юге Москвы, построил там деревянный храм апостола Фомы и стал его настоятелем. Начал активно развивать молодежное миссионерское движение и собирался строить уже большой каменный храм в честь пророка Даниила своего небесного покровителя.
...Прощание с Даниилом Сысоевым через несколько дней после его убийства прошло на оптинском подворье, где служит отец погибшего миссионера священник Алексей Сысоев. На отпевании присутствовали 237 священнослужителей и около тысячи мирян. Проводить отца Даниила "в путь всея земли" в храм Петра и Павла тогда приехал и патриарх Кирилл. "Отец Даниил многое сделал для утверждения Божией правды", сказал он, подводя итог.
Между маститым богословом и уличным хиппи
Деятельность иерея Даниила Сысоева так или иначе была заметна всем, кто активно участвовал в церковной жизни. Сысоев встречался и разговаривал с оккультистами и сектантами, с атеистами и неоязычниками, с представителями различных конфессий и религий. Ходил на их собрания, участвовал в публичных диспутах и просто в разговорах с глазу на глаз.
"Он первый, кто у нас восстановил диалог с исламом на уровне рядовых верующих, вспоминает православный богослов и публицист, протоиерей Олег Стеняев. Два диспута с мусульманами, которые он провел, это все-таки была хоть какая-то форма общения. До этого христиане и мусульмане вообще не встречались и не общались на религиозные темы, существовали будто в двух разных измерениях. А здесь их встречи проходили в достаточно доброжелательной обстановке. Это было интересно".
В одном из диспутов Сысоев и Стеняев принимали участие вместе. Эти дискуссии были, по оценке отца Олега, "культурным и религиозно значимым событием". Свой же приход храм апостола Фомы отец Даниил воспринимал как "площадку для обучения верующих основам библейской грамотности". Занятия на миссионерских курсах и в воскресной школе для детей и взрослых проводил регулярно.
"Он часто говорил, добавляет Стеняев, что священник это человек не для себя, а для других людей. Поэтому он считал, что любому, кто обращается к нему с каким-то вопросом, он должен уделить максимум времени и воспринимать его как некое важное поручение от Бога, раз Господь послал ему этого человека. И действительно, к нему мог прийти какой-нибудь маститый богослов или просто хиппи с улицы, но он не видел разницы между людьми, а в общении с каждым отдавал себя этому целиком этому диалогу".
Иерей Георгий Максимов тогда еще Юрий Максимов постоянно общался с отцом Даниилом в последние десять лет его жизни, оба занимались преподавательской деятельностью. Максимов рассказывает, что желание стать священником зародилось у отца Даниила еще в детстве, когда он пережил клиническую смерть и "видел ангела, который вернул его душу обратно в тело". После этого он уже не представлял себя кем-то другим. И еще, вспоминает Максимов, за эти десять лет он "много раз слышал от отца Даниила, что тот хотел бы умереть как мученик".
"Все, кто причастен к этому, уже мертвы"
В Следственном комитете еще в марте 2010 года объявили о том, что убийство священника раскрыто. Мотивом стала его профессиональная деятельность.
Примерно через две недели после убийства на посту ГИБДД в Махачкале вооруженное сопротивление стражам порядка оказал уроженец Киргизии 1987 года рождения Бексултан Карыбеков. Ответным огнем он был убит. У Карыбекова изъяли пневматический пистолет, переделанный для стрельбы боевыми патронами. После этого официальный представитель СК заявил о получении следствием "неопровержимых доказательств" того, что именно из этого пистолета был застрелен Даниил Сысоев.
В Московской патриархии призывали найти организаторов злодеяния и выявить всю преступную цепочку, без чего говорить о полном раскрытии убийства преждевременно. Однако с того времени никаких новых данных не появилось.
Вдова священника Юлия Сысоева уверена, что дело не закрыто, а только приостановлено. "Его могут открыть в любой момент при вновь открывшихся обстоятельствах. Если где-то что-то узнают, всплывет новая информация о заказчиках этого дела, то оно будет возобновлено", говорит Сысоева. Комментарием следствия по этому вопросу РИА Новости пока не располагает.
Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) религиовед Роман Силантьев считает, что все причастные к преступлению уже ликвидированы: "Скорее всего, исполнитель был уничтожен. Но обычно и заказчики долго не живут. Слава Богу, у террористов продолжительность жизни невелика, поэтому, вероятно, те, кто причастен к этому, уже мертвы".
По мнению Силантьева, относительно убийства отца Даниила прослеживается "абсолютно четкий мотив". "Ему угрожали. И те, кто ему угрожали, его убили. И ни его одного. Убили множество и имамов, и священников почти все они получали угрозы от ваххабитов. Это дело рук ваххабитов".
Стоит отметить, что еще в декабре 2009 года запрещенная в России террористическая организация "Имарат Кавказ" сделала заявление, что священника Даниила Сысоева убил ее последователь.
"Он горел этим": наследие миссионера
В 2010 году был создан Фонд памяти священника Даниила Сысоева. Главная цель дальнейшая реализация его миссионерских, благотворительных и издательских проектов. В том числе фонд оказывает помощь вдовам и семьям священников.
Юлия Сысоева, основатель и руководитель фонда, рассказывает, что практически каждый год выходят книжные новинки, потому что отец Даниил оставил после себя большое аудионаследие многочисленные лекции, выступления и проповеди. Их расшифровывают и издают в виде книг, и не только в России, но и за рубежом. Делаются переводы на английский и другие иностранные языки.
"Люди этим интересуются в первую очередь Богом и истиной, то есть тем, что отец Даниил хотел донести до них, говорит Сысоева. Он очень доступно, просто и понятно отвечал на те вопросы, которые обычно человек задает себе в душе. Это действительно живое слово, он горел этим, а не просто формально исполнял свои обязанности. А люди всегда чувствуют и фальшь, и правду".
Замглавы Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) добавляет, что Даниил Сысоев оставил значительное богословское наследие, которое хотя и пользуется большим читательским спросом, но еще не до конца изучено и ждет своих исследователей. Иногда, впрочем, это изучение бывает "ярко полемичным", вызывает противоположные мнения. Но именно такова особенность "миссионального" богословия: в нем очень многие вопросы поставлены с большой прямотой и бескомпромиссностью. Поэтому и восприятие наследия отца Даниила у разных людей может быть различным.
Как отмечают в миссионерском отделе, у погибшего священника осталось очень много учеников, которые объединились в несколько христианских обществ. В чем-то их интерпретации различны, однако то, в чем, пожалуй, все они сходятся, это высокая степень активности, которая дает им возможность идти с проповедью к любому человеку в любой части мира.
"Мученическая кончина отца Даниила, заключает игумен Серапион, стала неким завершением его служения. Не только завершением в плане исторического времени, но и в отношении обретения совершенства. Подобно апостолам, почти все из которых были мучениками, отец Даниил проходил свое служение нелицемерно, невзирая на лица, самоотверженно и с великой верой. И эта вера, как, собственно, и вера мучеников первых веков христианства, принесла ему мученический венец".
Источник: РИА Новости