26 января 1918 года большевистское правительство России одним росчерком пера перевело русское летоисчисление на западные рельсы – был введен григорианский календарь. Сделано это было "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени", а заодно – в пику Русской Церкви, которая выступала категорически против такого решения.
Сейчас русское общество уверенно идет по траектории возрождения традиционных ценностей. Но все-таки предложения вернуться к традиционному русскому времени – юлианскому календарю – воспринимаются в штыки. Так, в 2006 году Сергей Бабурин, бывший на тот момент депутатом Госдумы, вносил в нижнюю палату парламента на рассмотрение законопроект о переходе на юлианский календарь, однако его предложение принято не было. В интервью телеканалу "Царьград" он рассказал о причинах, побудивших его на такую инициативу:
На мой взгляд, юлианский календарь более гармоничен для русских православных людей, и он, наконец, выведет нас из сегодняшней нелепицы, когда большинство из нас отмечают Новый год с 31 декабря на 1 января, после этого мы отмечаем Рождество, а потом уже люди воцерковленные отмечают Новый год по старому стилю. Давайте признаемся, что это сюрреалистическая ситуация. И нам нужно все же отмечать Новый год после Рождества Христова, потому что отсчет нового года идет после рождения Христа по любому календарю".
По словам Бабурина, тогда ему возражали, что при возвращении к старому летоисчислению мы противопоставим себя другим странам мира. Спустя 10 лет, когда эти другие страны мира (а именно западноевропейские) в полной мере проявили себя в распространении "демократии", когда Западная Церковь бессильна против нападок на нее со стороны "прогрессистов", хочется сказать – ну и прекрасно, что Россия противопоставит себя этим странам. А что касается остального человечества – так многие народы придерживаются своих календарных традиций. Бабурин отметил, что
"Мусульмане празднуют праздники и вообще живут по мусульманскому календарю. И это нормально для них. Китайцы, японцы живут по своим календарям – внутри страны. Мы не навязываем наш юлианский календарь другим странам мира, но мы должны жить в согласии со своим духовным настроем".
Ранее зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков также высказался за возвращение России к юлианскому календарю. Причем, как сказал Щипков в интервью "Царьграду", старый стиль летоисчисления не только отражает чаяния русских православных.
Он важен для сохранения нашего духовного кода, нашей русской идентичности, охватывающей и тех, кто дара веры не имеет: "Дело в том, что Традиция – с большой буквы Традиция – принадлежит не только христианам. Народная Традиция принадлежит всем – и верующим, и людям, не имеющим дара веры. Ведь неверующие люди почитают классиков русской литературы – Пушкина, Достоевского, Тютчева... Они были очень православные, религиозные люди. Но их вероисповедание не мешает неверующим людям любить их, относиться к ним с уважением, воспитывать своих детей на этой литературе. Потому что Традиция так или иначе проникает во все поры нашей жизни, она нас окружает. Просто мы не всегда обращаем на это внимание".
Так что дело даже не в большей научной точности юлианского календаря, которая многими учеными была подтверждена. А именно в том, что наше старое летоисчисление важно в сфере идеи и духа, традиционных ценностей и нашего восприятия мира. И очень показательны, по словам Щипкова, протесты против его возвращения:
Миллионы людей живут в церковной парадигме, церковном ритме. И то, что у нас этот ритм пытаются искусственно отобрать, говорит о многом. Например, когда я заявляю, что мы вернемся рано или поздно к юлианскому календарю, это вызывает невероятное количество протестов от либеральной публики, насмешек, издевательств. Очень странно, что они так возбуждаются, так эмоционально реагируют. Если так, то, судя по всему, почему-то они очень сильно и крепко держатся за этот католический григорианский календарь. Вопрос, почему? Надо искать ответ".
Источник: Русская правда