Как известно, основной побудительной причиной формирования в Госдуме Комиссии по проблемам Северного Кавказа стал теракт в североосетинском Беслане. Его расследованием до сих пор занимаются силовые ведомства и специальная парламентская комиссия. А вот северокавказская комиссия, в составе которой в основном депутаты, избранные в Южном федеральном округе (ЮФО), поставила перед собой задачу изучить социально-экономическое положение в Северо-Кавказском регионе и выработать законодательные предложения, которые улучшили бы жизнь местного населения. Этот социально-экономический аспект очень важен в борьбе с терроризмом.
ПРИМЕРНО полтора месяца работает думская комиссия. За это время ее члены побывали в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Калмыкии, Карачаево-Черкесии. Свое третье выездное заседание депутаты провели еще в двух республиках, в которых проблема терроризма стоит наиболее остро, в Северной Осетии и Ингушетии.
Нынешнем летом, в ночь с 21 на 22 июня боевики вторглись в Ингушетию и учинили кровавую расправу над работниками правоохранительных органов. В результате погибли 79 и были ранены 113 человек. Количество жертв теракта в бесланской школе никак не могут подсчитать до сих пор. А потому отличительной чертой этой рабочей поездки стали встречи депутатов с руководителями республиканских министерств внутренних дел, прокуратур и управлений ФСБ. Заседания проходили в закрытом для прессы режиме. Как сообщил глава Комиссии по проблемам Северного Кавказа, заместитель Председателя Госдумы Владимир Катренко, в основном обсуждались вопросы "укрепления правоохранительных органов и повышения эффективности их деятельности и, конечно, возможные пути борьбы с терроризмом, религиозным и политическим экстремизмом".
Так, с предложением разработать специальный закон по борьбе именно с политическим экстремизмом к парламентариям обратились президент Северной Осетии Александр Дзасохов и члены правительства этой республики. Владимир Катренко согласился с необходимостью появления такого нормативного акта. Причем он подчеркнул, что экстремизм зачастую лишь прикрывается религиозными идеями, а на самом деле преследует исключительно политические цели. Руководители региона, пережившего страшную трагедию, во время которой погибли сотни детей, требовали законодательно ужесточить ответственность за пособничество террористам и усилить контроль за оборотом оружия. Вообще во время встречи во Владикавказе депутатов Госдумы с членами правительства, Законодательного собрания, глав администраций Северной Осетии чувствовались усталость и неверие руководства республики в действия федеральных органов власти. После бесланскихсобытий к ним зачастили различные комиссии и отдельные крупные чиновники. А потому Владимир Катренко вынужден был обратиться к североосетинским властям с просьбой не относиться к членам думской комиссии "как к очередным гостям, которые просто хотят попиариться на случившейся в Беслане трагедии". Неверие в эффективность работы депутатской комиссии сквозило и в словах Александра Дзасохова: "И до вас предпринимались попытки наладить жизнь в республике. В чем-то они были удачными, в чем-то не очень, но все-таки цели зачастую не достигали... Но, думаю, политики от Владикавказа до Владивостока понимают, что именно на Северном Кавказе сейчас решаются проблемы всей страны..." Впрочем, глава республики заметил, что "понятные инициативы" в социально-экономической сфере со стороны законодателей будут поддержаны и руководство этого субъекта Федерации готово "подставить свое плечо". Президент Северной Осетии также подчеркнул, что в республике сейчас только и говорят о теракте в Беслане, спорят о причинах случившегося, ждут результатов расследования и наказания виновных.
И, конечно, депутаты не могли во время визита в Северную Осетию не побывать в Беслане. Сначала законодатели отправились на кладбище, где в один день появилось сразу 259 могил. Нет в нашей стране более жуткого погоста: с временных надгробий из свежеструганого дерева смотрят в основном счастливые детские личики. На могилах сидят плюшевые мишки, увязли колесами в еще рыхлой земле игрушечные машинки, где-то лежат яркие шапочки с помпонами и крохотные перчатки. Возложив цветы в этом скорбном месте, законодатели поехали туда, где случилась трагедия в бывшую школу N1. Ее нынешний вид с обрушенными потолками и выбитыми стеклами спортзала по телеэфирам теперь знаком всему миру. С 4 сентября здесь мало что изменилось. Разве что стерты пятна крови. Да еще день ото дня надписей внутри школы становится все больше. "Скорбим вместе с вами", "Мы против террора", "Террористы нелюди" такие слова оставляют побывавшие здесь. "Надо бы все в таком виде сохранить как память. Как дом Павлова в Волгограде", глядя на испещренные пулевыми отверстиями и осколками взрывчатки стены, заметил зампред Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Заурби Нахушев. Однако судьба здания уже определена. Как сообщили на заседании депутатам члены правительства Северной Осетии, решено установить здесь мемориал.
Эхом бесланской трагедии стала и возникшая напряженность в межнациональных отношениях между осетинами и ингушами. Это отмечали участники заседания в столице Ингушетии Магасе. В скорых поисках виновных и желании выплеснуть свой гнев некоторые жители Северной Осетии обратили свой взор на соседнюю республику. У многих еще не стерлись из памяти события осетино-ингушского вооруженного конфликта 1992 года. А потому тот факт, что среди террористов были ингуши, оживил в памяти "образ врага". Почему-то то обстоятельство, что боевики, прорвавшиеся в Беслан, были представителями разных национальностей, в том числе и осетинами, в расчет не берется. "Весть о захвате в заложники жителей Беслана была воспринята в Ингушетии с большой тревогой и болью. В республике прошли многотысячные митинги с требованием безусловного освобождения заложников", отвечают в ответ на несправедливые упреки депутаты Народного собрания Ингушетии.
ЕЩЕ ОДНА "болевая точка" досталась республике со времен осетино-ингушского противостояния проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Как заметил председатель Народного собрания Махмуд Сакалов, уже двенадцать лет на территории Ингушетии находится около 19 тысяч беженцев из Северной Осетии. Фактически смогли вернуться на свою малую родину только 12 тысяч человек, но вот трудоустроиться из них удалось лишь трем сотням. По словам Махмуда Сакалова, ни один ингуш в Северной Осетии не работает в органах государственной власти и не занимает руководящих постов. Многие из вернувшихся ингушей даже не могут получить прописку по месту проживания, так как североосетинские органы власти просто отказываются их прописывать. "С 1992 года этот котел постоянно кипит, и надо сделать все, чтобы он не взорвался", так охарактеризовал осетино-ингушские межнациональные отношения глава ингушского Народного собрания. Еще 19, 5 тысячи беженцев Ингушетия приняла семь лет назад из Чеченской Республики. "Размер установленной компенсации за утраченное жилье составляет не более 120 тысяч рублей. Невозможность приобретения или строительства жилья на эти средства приводит к отказу от получения компенсационных выплат и тем самым усиливает социальную напряженность в республике. Исходя из нормативных расчетов и среднерыночной стоимости одного квадратного метра жилья размер компенсации должен быть не менее 630 тысяч рублей. И здесь требуется принятие решения на федеральном уровне", уверен председатель правительства Республики Ингушетия Тимур Могушков. А президент Ингушетии Мурат Зязиков заметил: "Мы долгое время были свидетелями того, как вообще не занимались Северо-Кавказским регионом. Я бы даже сказал, что было некое пренебрежительное отношение: мол, "Чечня, Осетия, Ингушетия это далеко, это нас не касается, это нам не нужно". Но не может быть сильным федеральный Центр при слабых регионах, и наоборот силы государства в мощи регионов. Поэтому для стабильности в России нужно, чтобы воцарился мир на Кавказе, чтобы здесь были решены все социально-экономические вопросы. И сегодня есть понимание, что обеспечить это могут только совместные усилия федеральной и местной властей".
Между тем проблем, как в социальной, так и в экономической сферах хватает. По всем отраслям промышленности в Ингушетии наблюдается снижение объемов производства. Выпуск продукции основной бюджетообразующей отрасли этого субъекта топливной промышленности сократился почти на пять процентов. С начала года объем добычи нефти снизился на 7, 8 процента. Произошло это из-за того, что разрабатываемые залежи нефти уже крайне истощены. При эксплуатации старых скважин происходит постепенное обводнение продукции и соответственно падение уровня добычи. И все это происходит в момент, когда цены на нефть велики и продажа топлива могла бы поспособствовать развитию отрасли.Но недостаток оборотных средств не позволяет предприятиям поддерживать буровое и нефтепромысловое оборудование в работоспособном состоянии и наращивать объем добычи нефти", считает глава кабинета министров Ингушетии Тимур Могушков. Негативное влияние на развитие экономики республики оказывает и транспортная изолированность региона. "От восстановления транспортного сообщения с другими регионами зависит будущее экономики нашей республики, заявил председатель правительства Ингушетии. Поэтому мы предлагаем федеральному Центру проект строительства Кавказской перевальной железной дороги из России в Грузию через Ассиновское ущелье Ингушетии. Этот вариант заинтересует инвесторов и решит вопрос занятости населения, проживающего в горной части республики".
Есть в Ингушетии своя, специфическая проблема. С 1994 года в соответствии с указом Президента России отстраивается в республике новая столица Магас. Однако вот уже два года на эти цели из федерального бюджета не выделяются средства. Министр экономики Ингушетии Рашид Гайсанов обратил внимание законодателей на то, что и в прошедшем процедуру второго чтения бюджете-2005 упоминания о Магасе нет. Крайне противоречивы в Ингушетии и социальные вопросы. С одной стороны, республика занимает первое место в Российской Федерации по рождаемости и по продолжительности жизни. С другой стороны, здесь уровень младенческой смертности в два раза больше среднероссийского. Причина этого нехватка родильных домов. А из-за ежегодного прироста числа школьников детей приходится учить в три смены. Так что еще один "республиканский дефицит" это школы...
ПОДВОДЯ ИТОГ третий рабочей поездки Комиссии по проблемам Северного Кавказа, Владимир Катренко заметил, что во всех субъектах ЮФО было озвучено много законодательных предложений, "где-то они пересекались, а где-то в корне мнения расходились". "Я сейчас не хочу давать оценки кто прав, подчеркнул зампред Госдумы. Но роль федеральных парламентариев в том и заключается, чтобы найти сбалансированные решения, которые позволили бы грамотно и эффективно реализовывать политику руководства страны и на южных рубежах, и в Центральной России, и на Дальнем Востоке. А законодательство, безусловно, должно учитывать специфику регионов и национальностей, там проживающих..."
Надо сказать, что Комиссия по проблемам Северного Кавказа будет существовать четыре года то есть весь срок работы Государственной Думы этого созыва. "Мы, будучи людьми не наивными, понимаем, что на решение того множества проблем, которые тяжким ярмом лежат на Южном федеральном округе, потребуется много времени, заметил Владимир Катренко. Да мы и не кавалеристы, которые наскоком пытаются решить все вопросы. Одним махом накопившиеся в Северо-Кавказском регионе трудности не решить". Сейчас в комиссии идет масштабная работа над пакетом предложений в законодательство, которые поспособствуют улучшению ситуации на Северном Кавказе. По предварительным данным, уже через две недели состоится совместное заседание с федеральной Комиссией по Северному Кавказу, возглавляемой полномочными представителем Президента в ЮФО Дмитрием Козаком, во время которого члены обеих комиссий подведут к единому знаменателю результаты своей работы.
10.11.2004
Источник: Парламентская газета