В Музее русской иконы в Москве сейчас проходит выставка "Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой", подготовленная совместно с Серпуховским историко-художественным музеем при участии Государственной Третьяковской галереи, Русской православной старообрядческой церкви, а также ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря.
Об этом сообщает Rublev.com со ссылкой на сайт музея.
Коллекцию старообрядческих реликвий собрала серпуховская купчиха первой гильдии, видная деятельница старообрядчества, староверка федосеевского беспоповского согласия Анна Мараева (1845 1928) на рубеже XIX XX веков. В 1918 году после национализации ее собрание старинных книг, рукописей и икон было разделено: часть коллекции передали в музеи Москвы и Ленинграда, часть вещей осталась в Серпухове и легла в основу экспозиции Музея старины и искусства.
Центральным экспонатом, который сотрудники музея и специалисты называют "настоящим открытием и специальным проектом выставки", стала икона "Омовение ног" образ, который недавно оказался в центре внимания искусствоведов.
Когда перед началом выставки икону отправили на экспертизу в мастерские Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, она сразу привлекла к себе внимание специалистов прежде всего, своими размерами: 117 на 86 сантиметров. Об этом в беседе с корреспондентом The Art Newspaper Russia рассказал Александр Горматюк, реставратор ВХНРЦ.
По его словам, это самая большая из известных икон, на которых изображено омовение ног апостолам в Великий четверг довольно редкий евангельский сюжет, который появляется в русской иконописи примерно с XV века.
Размеры иконы свидетельствуют о том, что храм, для которого создавался этот образ, обладал грандиозным иконостасом: образ из праздничного чина высотой больше метра это действительно нечасто встречающееся явление.
На первый взгляд, эксперты имели дело с иконой начала ХХ столетия, написанной на старой доске и затем искусственно состаренной. Такая техника была довольно распространена в старообрядческой среде: любую попавшую в их руки икону написанную до раскола середины XVII века или позже, старообрядческие иконописцы визуально старили ради "истинности" священного изображения.
Однако по мере изучения артефакта специалисты предположили, что под позднейшими записями гораздо более ранние слои. Реставраторы принялись послойно раскрывать живопись. Работа велась только на одном фрагменте иконы, с фигурами апостола Петра и Спасителя, вытирающего его ступню.
Специалисты пришли к выводу, что в 1970-е годы икону укрепляли полимерной пленкой после протечки крыши в храме, где хранился образ. А в начале прошлого столетия, в 1900-х годах икона претерпела поновление: старообрядческие мастера стремились придать образу "дониконианский" вид.
Еще за 100 лет до этого, на рубеже XVIII XIX веков икону довольно грубо приспособили под размеры нового для нее иконостаса, попросту спилив торцы у доски. Наконец, исследователи установили, что в XVII столетии на иконе был басменный оклад: им удалось обнаружить крохотный кусочек серебряной пластины, оставшийся в отверстии от гвоздя.
В конце концов реставраторы раскрыли фрагмент первоначальной росписи. Их ждала удача: первоначальный слой прекрасно сохранился. Это оказалась работа московских иконописцев второй половины XVI века. Исследователи предполагают, что, вероятно, икона происходит из вологодских земель.
Именно в таком, частично раскрытом виде, древняя икона представлена сейчас на выставке "Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой". В Музее русской иконы заявляют, что по завершении выставки, то есть после 1 марта, уникальный образ вернется в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, где будут продолжены работы по его реставрации.
После того как древнему образу будет возвращен первоначальный облик, МРИ планирует новую, монографическую выставку, посвященную исключительно этой иконе.
По материалам источников: Благовест Инфо