8 октября мы опубликовали материал "Джихад в Вильнюсе?", в котором написали о "Литовском духовном центре мусульман-суннитов" и дали достаточно вольную трактовку этому течению. Внес ясность консультант комитета по информации администрации области, специалист отдела по взаимодействию с общественными объединениями, по делам национальностей и религии Игорь ГУРОВ
- Кто такие сунниты, Игорь Дмитриевич?
- Если вкратце, то сунниты - это мусульмане, которые руководствуются Сунной - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм - доминирующая ветвь ислама. Сунна объясняет священную книгу мусульман - Коран и дополняет ее. Поэтому традиционные последователи ислама считают следование Сунне главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Большинство российских мусульман являются суннитами. В том числе и чеченцы.
- А чем отличается это течение от ваххабизма?
- Ваххабизм появился в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб.
Основа ваххабизма - идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все то, что они считают новшествами, привнесенными в ислам, -например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты, - и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.
Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам фундаментальной морали любыми средствами.
Ваххабиты разделяют мир на три сферы: область ислама (все исламские государства, которые должны объединиться в единый халифат), область мирного договора (не исламские страны, но подчиненные им, платящие дань), область войны (не подчиненные страны, с ними ваххабиты ведут священную войну без всяких правил и морали, убивая детей и насилуя женщин).
- Вы говорите о ваххабитах, и по всем признакам я вижу в них чеченских террористов. Но они же сунниты. Как это объяснить?
- Дело в том, что многие чеченцы в свое время отправлялись в Саудовскую Аравию. Там они знакомились с литературой, соответственно воспитывались. Поэтому боевиков, которые захватывают заложников, совершают теракты, можно назвать суннитами ваххабитской направленности. Это ни в коем случае не означает, что все сунниты агрессивны, но в случае с суннитами ваххабитской направленности получается именно так.
- А как же тогда взрывы американских посольств в Африке, подрыв эсминца "Коул" ВМС США, 11 сентября 2001 года, 5 июля 2003 года, когда в Пакистане в результате двойного теракта-самоубийства были убиты 47 шиитов, молившихся в мечети, теракт 29 августа в Эль-Наджафе, во время которого погиб известнейший лидер шиитов аятолла Мохаммад Бакр аль-Хаким. Все это было сделано в том числе и при участии суннитов.
- Многие информагентства не особенно утруждают себя изучением этого вопроса. Часто всех мусульман просто характеризуют как суннитов, потому что их большинство. А что касается иностранных духовных центров, о которых вы упоминали в своей публикации о Литве, то тут вы, может быть, и правы. Часто именно в таких местах воспитываются террористы. Поэтому необходим их тщательный контроль и проверка.
Комсомольская правда в Калининграде 12.11.2004