С 22 по 24 ноября в Тольятти проходила ярмарка социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа "Тольяттинский диалог-2002". В рамках этого мероприятия состоялись Общероссийская экспертная конференция "Гражданский форум – год спустя", ряд презентаций и "круглых столов", на которых обсуждались модели социальной политики в регионах округа, законопроекты в области пенсионного и социального страхования, и т.д. По мнению организаторов, основной задачей ярмарки было "стимулирование долгосрочных проектов в социальной и культурной среде, поиск и развитие моделей эффективной реализации партнерства между органами власти, общественными организациями и бизнес-структурами".
В "Тольяттинском диалоге" принимали участие вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко, полномочный представитель Приволжского федерального округа Сергей Кириенко, министр труда и социальной политики Александр Починок и многие другие. Победители конкурса социальных и культурных проектов 2002 года знакомили собравшихся со своими идеями.
Немного статистики: всего в конкурсе участвовало 768 проектов из 15 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа. Первое место по количеству проектов-победителей заняла Самарская область. Так, из 144 заявок, поданных некоммерческими организациями Самарской области, победителями были признаны 16...
К теме "Тольяттинского диалога-2002" "ПРАВДА.Ру" еще вернется. Сегодня же мы представляем вашему вниманию одно из наиболее жарких, острых обсуждений из развернувшихся на форуме.
"Круглый стол" "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере борьбы с экстремизмом" организовывал аппарат правительства РФ. В качестве темы было заявлено – "определение степени готовности и необходимой глубины сотрудничества органов власти и религиозных объединений; выработка первоочередных и среднесрочных мер противодействия религиозному экстремизму". Для участия были приглашены эксперты от органов власти различного уровня, научных общественных организаций, представители религиозных объединений. Ниже – выдержки из запомнившихся выступлений, интересные мнения, нетипичные оценки, порой взаимоисключающие тезисы.
Ведущий "круглого стола" министр по делам национальностей РФ Владимир Зорин сразу же поспешил обозначить степень важности обсуждаемой темы: "Религиозный экстремизм – опасность номер один не только для нашей страны, но и для всего международного сообщества. Этому злу противостоять можно только сообща, и отдельное государство с этим справиться никак не способно..."
Однако, первый же выступающий директор Марийского НИИ языка, литературы и истории им В.М.Васильева при правительстве Марий Эл Александр Казимов – тактично заметил, что "общество нашей республики живет в мире и согласии. И для нас данная тема – не актуальна. Хотя как проблема, в глобальном масштабе, – то, о чем мы будем говорить, безусловно, имеет важное значение".
"Мы далеки от того, чтобы привязывать понятие "религиозного экстремизма" к какой-то определенной конфессии, будь то ислам или что-то еще, продолжил докладчик. У этого экстремизма корни – политические, социальные. Это социальные противоречия в обществе, политическая неопределенность... А конфессия – это, так сказать, та оболочка, которую отдельные силы выгодно используют для того, чтобы завладеть человеческими душами. Это первое."
Говоря об экстремизме, в качестве второго главного тезиса выступающий обозначил: "Мы – государство – порой неоправданно вторгаемся в духовную сферу жизни человека". На просьбу зала пояснить данное утверждение Казимов, однако, прямого ответа не дал. Зато (видимо, в качестве аргумента) привел сухие цифры статистики: в республике Марий Эл 13% населения являются приверженцами языческой религии, и около половины марийцев так или иначе соблюдают языческие обряды. К Православию 90,2% относят себя среди русского населения, 52,2% среди самих марийцев, 1,5% среди татар. А около 80% такова в целом доля населения, относящая себя к той или иной религиозной конфессии...
Принципиально важным представляется, однако, следующий тезис Казимова, который в ходе докладов участников "круглого стола" еще не раз можно было услышать:
"Итог анализа истинных причин возникновения экстремизма в нашей стране, к которому мы пришли в результате проведенного исследования, следующий. Пункт в Федеральном законе "Об общественных объединениях", который запрещает финансирование из-за рубежа религиозных организаций, не соблюдается совершенно. На этой почве и вырастают различные экстремальные группы и модели, возникают нетрадиционные псевдорелигиозные объединения. Государству необходимо пресечь это явление" (здесь и далее выделено нами – С.С.).
В заключении Александр Казимов еще раз подчеркнул, что "благодаря усилиям российского руководства, представителей общественных организаций, глав основных религиозных конфессий – в нашей стране все же сохраняются конфессиональные мир и согласие. И этот мир нельзя растерять. Иначе этим воспользуются темные силы".
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий упор в своем докладе сделал на том, что именно религиозное невежество порождает экстремизм и терроризм, и "главная задача представителей традиционных конфессий России – это религиозное просвещение".
Заместитель председателя ДУМ Татарстана, муфтий Валиула-хазрат Якупов поддержал тезис архиепископа Сергия относительно необходимости всестороннего религиозного просвещения населения: "У нас в республике главное внимание уделяется вопросам образования. Создана целая сеть профессиональных учебных заведений. К примеру, это Российский исламский университет... Конечно, традиционные конфессии не могут являться источником религиозного экстремизма. Однако, в каждой есть свои секты – они-то и создают нам проблемы. Отсюда государство должно поддерживать официальные религии, или традиционные конфессии..."
О том, что законодательная база, регулирующая взаимодействие органов власти и религиозных объединений, слаба и нуждается в серьезной доработке, говорил в своем выступлении заместитель мэра Тольятти Яков Радюшин: "Законом "О свободе совести..." не предоставляется особого статуса для основных религиозных конфессий там это только декларируется. Закон не наполняется, скажем так, реальным набором прав и обязанностей. Функция государства должна быть более четко прописана. Я считаю, государство должно быть максимально открыто по отношению к религиозным объединениям, и наоборот... Как таковая, борьба с экстремизмом не должна быть заявлена во взаимодействии с религиозными объединениями".
Вместе с тем, Радюшин согласен с мнением предыдущих докладчиков: "Нужно поставить жесткий заслон финансированию из-за рубежа религиозных объединений. Закрытость их деятельности также очень опасна. Государство должно поддерживать те религиозные организации, которые открыты, традиционны. Поддерживать инициативы местного населения во взаимодействии религиозных объединений, а не заниматься формированием спроса для иностранцев".
Местные власти Тольятти также столкнулись с активизацией деятельности различных миссионерских организаций, констатировал заместитель мэра...
Со своей стороны, директор региональных проектов "Медиа-Союза" Алексей Щипков посоветовал создать "конкретные органы": в свое время действовал "Совет по делам религий" при советской власти – подобный орган, который бы занимался практическими вопросами взаимодействия с религиозными объединениями, нужно создать и нам при российском правительстве.
"Это первое, сказал Щипков. – Второе: нужен специальный орган при администрации президента РФ, который бы занимался уже "теорией", выработкой единой политики". (На что министр Зорин отреагировал репликой, в том духе, что не всегда, мол, создание одного органа гарантирует нам единую политику)...
Накопленным опытом пермчан поделился заместитель начальника Управления внутренней политики администрации Пермской области Владимир Конев:
"По своему этно-конфессиональному составу наша область, можно сказать, типична для Приволжского федерального округа. Это устойчивый социально-экономический регион. У нас нет выраженных проявлений религиозного экстремизма. Хотя в целом проблема, конечно же, актуальна...
У нас есть уникальный опыт взаимодействия религиозных объединений – уникальный не только для России, но и для всей Европы. В 1998 году представители шести традиционных конфессий Прикамья выступили с инициативой создания специального комитета. Старообрядцы, католики, лютеране, Русская Православная Церковь, мусульмане, иудеи объединились для решения назревших злободневных вопросов – борьбы с алкоголизмом, наркоманией, беспризорностью в регионе... Было принято решение создать юридическую организацию. Получилось "некоммерческое партнерство". Его представители организовали и провели много различных мероприятий, в частности, инициировали крупнейшую конференцию по вопросам религии и молодежи. В нашей газете "Местное время" мы об этом подробно написали..."
Как одну из главных проблем Владимир Конев обозначил "отсутствие государственного контроля" за появлением и деятельностью различных религиозных объединений. Действительно, когда в области вместо одной мусульманской конфессии – 34(!) различных течения, причисляющих себя к мусульманским, это значит, что общество разделено, расколото на 34 маленьких обществ. Со всеми, как говорится, вытекающими последствиями.
Довольно резким было выступление бывшего ответственного редактора "НГ-Религии", ныне сотрудника радиостанции "Маяк-24" Максима Шевченко:
"Считаю неоправданным употребление такого словосочетания, как "религиозный экстремизм". Есть просто экстремизм, который универсален, будь то для культурной сферы, экономической и так далее. Конфессионального различения в деле борьбы с экстремизмом быть не может. И не нужно здесь концентрироваться только на исламе. К примеру, пламенные призывы к восстановлению монархии в России – это ведь тот же экстремизм! Это значит ликвидация президентского, парламентского правления, низвержение президента. Чем это не экстремизм?! А именно это делают, допустим, "Союз православных граждан", православное общество "Радонеж" и другие – находящиеся под влиянием достаточно радикальных младостарческих группировок.
Конфессиям, в общем, надо разбираться с теми организациями, которые зреют в их же недрах. И не искать соринку в чужом глазу..."
"Чистой воды демагогия", охарактеризовал выступление господина Шевченко протоиерей Евгений Шестун...
//Комментарий по нашей просьбе:
"...В православных источниках мы встречаем не меньше, а больше случаев уважительного и доброго отношения к иноверцам; православная миссия, в отличие от римо-католической, никогда не распространялась "острием меча", и если в древности и были случаи насильственного разрушения языческих капищ (как мы читаем о том в книгах Ветхого Завета), то делали это святые люди по прямому откровению от Бога, данному для тех конкретных условий, в которых они находились. Мы же, основываясь на православном духовном и пастырском наследии, на условиях сегодняшнего дня, безоговорочно отвергаем любые насильственные и враждебные действия в отношении иноверцев вообще, и в отношении наших сограждан в особенности..."
Иеродиакон Макарий, Ивановский Св.-Введенский монастырь//
Протоиерей Евгений Шестун (из выступления на "круглом столе"):
"...В основе экстремизма и терроризма есть и религиозный фактор – это сектантское мировоззрение. Нельзя говорить об исламском факторе как таковом. Но мы должны говорить о ваххабистском факторе в исламе – а это сектантский фактор. Мы не должны пускать лиц с сектантским мировоззрением в наше информационное пространство, тем более оказывать им поддержку, и прочее.
Отвечая на обвинения господина Шевченко. Есть такое всем известное выражение, как "Царя нужно заслужить". Понимаете, речь о нравственном облике народа, а не свержении президента и постановке на его место царя. То же, что вы говорите, это чистой воды демагогия.
Хотел бы еще заметить, что мы все живем не в Республике Татарстан, не в Башкирии, а в России. И Православие – это государствообразующая и культурообразующая конфессия, хотя и не государственная – так надо записать и в законе. Мы живем здесь, в этой, особой цивилизации, к какой бы конфессии мы ни принадлежали.
И исходя из этого, все школы в Российской Федерации должны быть одинаковыми – школами русской культуры. В законе, касательно задач школьного образования, у нас четко прописано: "вклад в историю России и историю народов России" и этот принцип нужно соблюдать. А мы зачастую получаем национальные школы, где и русский язык, и история Российского государства преподаются отвратительно.
Но школа должна быть рупором не только религиозной, национальной традиции одной народности или народа. Нельзя забывать, что русский народ – государствообразующий, под его защиту собирались все остальные народы. В Российской Федерации 82% русского населения. И нам не следует стесняться таких слов, как "русская культура", "русский народ"..."
Немногословным было выступление председателя Духовного Управления мусульман Чувашской республики, муфтия Альбира Крганова:
"Наши призывы все последнее десятилетие к противодействию религиозному экстремизму трактовались многими как "разборки внутри духовенства". Однако, идет настоящая идеологическая интервенция! Против государства ведется откровенная информационная война – об этом речь".
Итог дискуссии подводил Владимир Зорин:
"Все традиционные, мировые конфессии осуждают явление религиозного экстремизма – это ясно. На "круглом столе" были высказаны пожелания в совершенствовании действующего законодательства, прозвучала и идея просвещения. Мы это учтем. Комиссия по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ сейчас как раз дорабатывает закон".
По словам Зорина, России сейчас нужна "концепция государственно-церковных отношений в широком смысле слова, не только конкретный закон". "Совершенствование действующих механизмов законов – важно. Но государство одно решить задачу противодействия религиозному экстремизму не в состоянии. Это можно сделать только при условии тесного взаимодействия с гражданскими общественными организациями, религиозными объединениями..."
Зорин, говоривший вначале об "опасности номер один", в конце, однако, заметил, что "экстремизм – не один наш общий враг и противник". Но в том числе такие ужасные явления, как бедность, продолжающееся социальное расслоение, наркомания...
...Перед тем резким диссонансом на общем фоне прозвучали слова руководителя национально-культурного центра армян Тольятти Виктора Хачатряна, отведшего под свое выступление секунды:
"Мы все – советские люди. Вот наша национальность! И народ наш общий очень бедно живет! Вот главная проблема! Главный вопрос как жить дальше. Как же нам всем выжить! Вот над чем надо думать."
Кто-то зааплодировал. Возможно, не столько конкретным словам, сколько искреннему эмоциональному порыву этого человека.
Источник: Правда.ru