Общероссийский Музей подвига и исповедничества "Русская Голгофа" будет создан в Москве, в комплексе Мемориального центра "Бутово" – на месте, где в 1937-38 гг. были расстреляны более 20 тыс. человек, в том числе – около тысячи представителей духовенства. О планах по созданию беспрецедентного нового музея, о его задачах и особенностях сообщили 28 января участникам XXVIII Международных Рождественских чтений протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых, и Игорь Гарькавый, директор Мемориального центра "Бутово". Они возглавили проведение секции "Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений" и призвали к сотрудничеству в деле создания музея частных собирателей и организации, которые уже имеют материалы и документы по истории Русской Церкви в ХХ веке.
И. Гарькавый напомнил, что в России до сих пор нет ни одной стационарной экспозиции, посвященной пострадавшим за веру в советские годы. Есть замечательные музейно-выставочные проекты: небольшая экспозиция в ПСТГУ, выставочный проект Преображенского братства "Неперемолотые", выставки и музейные уголки в епархиях и краеведческих музеях. К сожалению, про некоторые из них можно сказать "были", потому что эти экспозиции не стали постоянными, или не нашли поддержки, или не хватило профессионализма и пр. "Такие проекты локальны. Где-то энтузиаст-батюшка соберет у себя дома или в подвале коллекцию документов и мемориальных вещей, а дальше с этим может случиться все что угодно. Над каждым таким проектом висит дамоклов меч", – сказал Гарькавый, имея в виду проблемы с помещением, не всегда предсказуемую волю правящего архиерея, смену настоятеля того или иного храма и т.д.
Поэтому назрел вопрос о создании общероссийской экспозиции – "музея музеев", который бы аккумулировал сбор материалов со всей России и профессионально хранил и экспонировал их. "Этот музей состоится только если это дело будет соборным", – сказал о. Кирилл, призывав всех, кто в епархиях занимается историей подвига новомучеников, помогать в создании фондов и экспозиции, привозить свои материалы для передачи в новый музей или для изготовления музейных копий.
Для "Музея музеев" нашлось помещение – недавно под этот проект было передано заброшенное здание неясного назначения, которое условно называют "конный двор". Кирпичное здание площадью 5 тыс. кв. м. расположено рядом с местом массовых захоронений на Бутовском полигоне, рассказали ведущие секции. Оно руинировано, требует капитальной реставрации.
Задача создателей нового музея – собрать сведения о пострадавших за веру в ХХ веке и показать их в "церковно-исторической канве". Организаторы широко определили хронологические рамки экспозиции: 1917– конец 80-х гг. Первая граница вопросов не вызывает: преследования верующих начались практически сразу после победы большевиков. Поясняя верхнюю границу, И. Гарькавый отметил: "Время исповедничества продолжалось и в период перестройки: хотя в 1988 г. Церковь была освобождена от тотального контроля со стороны государства, страдальцы за веру находились в тюрьмах и лагерях до 1991 г."
Таким образом, новый музей расскажет не только о новомучениках и исповедниках российских, но и о миллионах людей, которые так или иначе пострадали за свои религиозные убеждения в советские годы. В экспозиции будут представлены судьбы и подвиг "героев веры" – иерархов, известных мучеников Церкви, но в неменьшей степени – и судьбы "простых, иногда незаметных людей, тех самых "белых платочков", которые спасали Церковь", сказал Гарькавый, подчеркнув: "Нужно найти их, причем показать не только батюшек, но и матушек, которые разделили с мужчинами их путь или даже вынесли более страшные испытания".
"История Церкви будет вырастать в новом музее из судеб" – так будет проявляться в экспозиции персоналистский подход. Создатели намерены также руководствоваться принципом исторической достоверности (все истории будут обоснованы подлинными документами и подтверждены вещественными экспонатами) и очень важным принципом "исторического единства Русской Церкви". Это означает, что посетители музея смогут узнать не только о Церкви Московского патриархата, но и о движениях "непоминающих"(катакомбниках"), Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), Церкви в Украине и Белоруссии и т.д.). Планируется, что музей будет иметь дидактическую направленность, обращаясь через интерактивную экспозицию к подрастающим поколениям.
И. Гарькавый подчеркнул, что новый музей не "поглотит" уже существующую в Бутово экспозицию о пострадавших на полигоне. Эта экспозиция останется самостоятельной, она имеет свои особенности, но опыт в ее создании будет использован в работе над общероссийским музеем.
Кто будет содержать новый музей? "Ни одна церковная структура не сможет потянуть этот музей", – сказал о. Кирилл и пояснил, что сейчас обсуждается вопрос о том, что музей будет государственным, при этом святыни, хранящиеся в нем, будут принадлежать РПЦ, а руководителем, вполне возможно, станет священнослужитель. Как сообщил И. Гарькавый, на разработку музейной концепции был получен президентский грант.
На заседании выступили также представители епархий. Оксана Иванова, научный сотрудник Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале, сделала сообщение о выработке принципов формирования фондов церковных музеев, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Инокиня Елизавета (Колпашинская епархия) поделилась историей создания документального фильма о новомучениках, имена которых связаны с Нарымским краем – столицей сибирского ГУЛАГа. По ее словам, тема новомучеников не интересна в этих местах никому: в Нарыме есть "шикарный музей Сталина" (который пробыл здесь в ссылке 38 дней), но в местном краеведческом музее нет ни одного упоминания о пострадавших за веру. Монахиня и ее сотрудники поставили цель – сделать такой фильм, который бы открыл подвиг новомучеников не только для церковных людей.
Имена 97 прославленных новомучеников связаны с Вятлагом, где погибло около 100 тыс. человек, из них 18 тыс. – священнослужители. О сохранении их памяти на Вятской земле рассказал протоиерей Андрей Лебедев, член комиссии по канонизации святых Вятской епархии, преподаватель Вятского духовного училища.
Кира Аристова, доцент Пензенского государственного университета, поделилась опытом сбора устной истории о жизни православных приходов на Пензенской земле в советское время. Эту работу инициировал и координирует Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Пензенского.
Иеромонах Иаков (Воронцов) рассказал о том, как рядом с кафедральным собором Казахстанской митрополии в г. Нурсултан был создан музей новомучеников и исповедников, рассказывающий о заключенных Карлага и узницах АЛЖИРа (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Этот музей – совместный проект Казахстанской митрополии и ПСТГУ.
Олег Котов (Преображенское содружество православных братств, Москва) представил мемориальную акцию "Теплоход памяти": начиная с 2017 года участники акции, собравшись на арендованном теплоходе, молитвенно поминают узников Дмитлага НКВД, погибших при строительстве канала Москва Волга. О. Котов сообщил, что 9 мая 2020 г. планируется акция "Теплоход Победы", посвященная роли канала в обороне Москвы и всем павшим в годы репрессий и Великой Отечественной войны.
Павел Альбощий, белгородский краевед, сделал сообщение "Проблемы выявления и увековечения памятных мест и жертв Красного террора 1918-1919 гг. в городе Белгороде" и представил проект мемориального комплекса "Белгородская голгофа".
Протоиерей Игорь Затолкин (Искитимская епархия) рассказал о создании церковно-исторического музея при храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской в Искитиме. Татьяна Гусева (Кузнецкая епархия) поделилась опытом устроения мемориала на месте расстрелов в г. Кузнецке. "Проект "Туркестанская Голгофа"" – тема выступления Ольги Борисовой (Свято-Филаретовский институт, Москва). Доцент МПГУ Светлана Шестакова рассказала о том, как проводить с молодежью занятия, посвященные новомученикам российским.
По материалам источников: Благовест Инфо