7-8 октября 2020 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялись торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского.
7 октября малую вечерню с чтением акафиста в Сергиевском Трапезном храме возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Его Высокопреосвященству сослужили председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Бронницкий Евгений, викарий Московской областной епархии епископ Луховицкий Петр, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископ Клинский Стефан, братия обители.
Праздничное всенощное бдение в Успенском соборе монастыря митрополит Волоколамский Иларион совершил в сослужении руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Павлово-Посадского Фомы, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископа Бронницкого Евгения, братии обители.
8 октября, когда Церковь воспоминает преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, митрополит Волоколамский Иларион совершил в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Божественную литургию в Троицком соборе.
Накануне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископу Сергиево-Посадскому Фоме, в котором поздравил братию и прихожан обители, а также прибывших на торжества священнослужителей и паломников с праздником.
Ежегодно, летом и осенью, в дни памяти преподобного Сергия множество паломников, священников и архиереев устремляются в Лавру для прославления игумена Земли Русской. По традиции праздничные торжества в обители Преподобного в эти дни возглавляет Предстоятель Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Кирилл в своем послании с сожалением сообщил о причинах, которые не позволили ему в этот день посетить Троице-Сергиеву лавру: "С глубочайшим сожалением хотел бы засвидетельствовать, что не могу в этот раз разделить радость молитвенного общения со всеми вами. Причиной этого стали мои недавние контакты с человеком, у которого была обнаружена коронавирусная инфекция".
"Время, необходимое в соответствии с медицинскими предписаниями для моего личного карантина, еще не истекло. Посчитал невозможным подвергать всех вас опасности заражения", пояснил Святейший Владыка.
"Памятуя о том, что для молитвы нет ни границ, ни расстояний, я духовно сорадуюсь сему торжеству и вместе со всеми вами возношу молитвы к Преподобному", подчеркнул Предстоятель.
За Литургией митрополиту Волоколамскому Илариону сослужили наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Фома, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органам епископ Клинский Стефан, братия обители.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал:
"Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с праздником с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца всея Руси, чью память мы сегодня светло и торжественно совершаем.
Преподобный отец наш Сергий был великим молитвенником и служителем Божественной литургии. И неудивительно, что всякий раз, когда мы собираемся в Троице-Сергиеву лавру, чтобы прославить этого великого угодника, у его мощей мы совершаем Божественную литургию, как это было заведено в Церкви с самого начала, когда Литургия совершалась на мощах мучеников, преподобных, святых.
И сегодня, предстоя у раки честных мощей преподобного Сергия, мы вспоминаем, как во время служения Божественной литургии преподобным Сергием небесный огонь сошел в святую чашу. И все кто сослужил ему, и кто присутствовал в храме были свидетелями этого удивительного чуда.
Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, небесный огонь сходит на Святые Дары, чтобы преложить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя. Мы не видим этого нашими физическими очами, но ощущаем присутствие Божие и дуновение Святого Духа в те минуты, когда возносим молитвы Господу о том, чтобы хлеб стал Телом Христовым, а вино стало Кровью Христа.
Когда предстоятель за Божественной литургией молится об этом Господу, он говорит: "Ниспосли Духа Святаго на ны и на предлежащия дары сия". То есть мы просим, чтобы Святой Дух сошел не только на хлеб и вино, но и на нас, чтобы мы стали достойны причастия Святых Христовых Таин и через причащение соединились с Богом так, как с Ним соединялись через служение Божественной литургии преподобный Сергий, братья его святой обители и многие святые и преподобные отцы, которые духом своим созерцали Божественный огонь, нисходящий в святую чашу.
Когда по нашей молитве Святой Дух сходит на Святые Дары, то хлеб и вино чудесным образом превращаются в Тело и Кровь Христовы. Не просто в какие-то символические воспоминания, а в реальное Тело и в реальную Кровь Господа Иисуса Христа. И когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, то принимаем внутрь себя не простой хлеб и не простое вино, но Самого Воплотившегося Бога. И Его Тело, входя внутрь нашего тела, соединяется с ним и обоготворяет его изнутри, а Его Кровь, входя в нашу кровь, начинает течь в наших жилах.
Такое удивительное соединение Сам Господь установил между Собою и нами, чтобы не было между нами какого-либо расстояния, дистанции, чтобы мы всегда могли ощущать Его присутствие внутри нас. Чтобы мы могли быть инструментами в Его руках и через нас Он действовал, и на других людей распространял Свою животворящую и спасительную силу.
Именно поэтому все святые придавали такое совершенно особое значение Таинству святой Евхаристии. И каждый праздник, и каждый воскресный день для нас соединен, прежде всего, с совершением святой Евхаристии. Нет ничего, чтобы могло заменить святую Евхаристию никакие иные молитвы, никакие иные трапезы. Ведь это и есть Тайная вечеря, на которую Господь приглашает нас, чтобы мы возлегли с Ним, как Его ученики, и приняли внутрь себя Его Тело и Его Святую Кровь.
А что произойдет с нами дальше зависит не только от чудотворной силы Господа, но и от нашего ответа на благодать, которую Господь дарует нам. Господь готов каждого из нас преобразить Своим Небесным светом. Каждому из нас Он дает всю полноту Своей благодати не какую-то маленькую часть Своего Тела, а все Свое Тело; не какую-то малую каплю Своей Крови, а всю Свою Святую Кровь, вне зависимости от нашего достоинства или недостоинства. Но при этом Господь ожидает от нас, что мы будем приступать к Святым Тайнам с покаянием, с сокрушением сердечным, сознавая, что не имеем никаких заслуг перед Господом, и только Его спасительная благодать способна уврачевать наши грехи, воссоздать наше человеческое естество, наполнить его Божественным светом, любовью и Божественным присутствием.
Если мы с такими чувствами, покаянием и сокрушением сердечным приступим к Святым Христовым Тайнам, исповедав наши грехи и изъявив желание и решимость исправиться, то Господь всегда поможет нам на жизненном пути.
Будем молиться преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, чтобы он помог нам всегда ощущать присутствие Бога Живого, причащаться Святых Христовых Таин не в суд или во осуждение, но в жизнь вечную и бессмертную. Чтобы Божественный огонь, который созерцал преподобный и окружающие его люди, когда он совершал Божественную литургию, прикасался и к нашим сердцам, но был не опаляющим, а согревающим, нес нам спасительную Божию благодать. Чтобы по молитвам преподобного Сергия мы все восходили от силы в силу на нашем пути к Царствию Небесному. Аминь".
Затем на площади Лавры был совершен молебен перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского.
Источник: Официальный сайт Московского Патриархата