ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Эксперты: Парижская архиепископия сохранила самостоятельность в единстве с РПЦ

05 ноября 2020

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин назвал особенностью воссоединения его эластичный характер

МОСКВА, 5 ноября. /ТАСС/. Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции с центром в Париже, воссоединившаяся в ноябре 2019 года с Русской православной церковью (РПЦ), смогла сохранить как самоуправление, так и хорошие отношения с оставшимися в юрисдикции Константинополя верующими. Об этом рассказали ТАСС эксперты и представители церкви, прокомментировавшие итоги первого года жизни архиепископии в составе Московского патриархата.

Вице-президент Центра политических технологий, профессор Факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин назвал особенностью воссоединения его эластичный характер: в его ходе стороны смогли найти ту форму самоуправления, которая давала бы архиепископии внутреннюю самостоятельность, возможность высказывать свое мнение. Это позволило сохранить комфортный для нее статус, не растворившись в Западноевропейском экзархате. "Есть такое представление о России, что Россия – это страна вертикалей; это не всегда так. (...) Московский патриархат ведет себя достаточно осторожно и не стал лишать ее самостоятельности, не стал лишать ее своей идентичности", – сказал ТАСС политолог.

Заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин также полагает, что присоединение Парижской архиепископии к РПЦ стало взаимовыгодным шагом. Основная масса духовенства архиепископии поддержала Москву в противостоянии с Константинополем, провозгласившим, в церковном смысле, "аннексию" Украины, а опасения, что Московская патриархия будет жестко наводить свои порядки в Париже, за год не оправдались. "Намного страшнее для общин русской традиции было раствориться в греческой митрополии Константинопольского патриархата, с которой русские общины хотели объединить", – сказал он.

Заместитель председателя Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сравнил возвращение архиепископии с воссоединением РПЦ с Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) – спустя очень небольшое время, по его словам, трудно уже становится представить, что верующие так долго оставались разделены. "До ноября 2019 года даже у некоторых сделавших для себя выбор в пользу Москвы случались все же сомнения: а не лишат ли нас все же нашей свободы, нашего привычного уклада жизни? Год совместной жизни показал, что ничем кроме добра воссоединение для западных братьев не обернулось", – сказал он ТАСС.

Балашов отметил, что у воссоединившейся с Русской церковью архиепископии сложились добрые отношения с Патриаршим экзархатом Западной Европы, созданным 28 декабря 2018 года. "С теми, кто избрал для себя другой путь, человеческие отношения в большинстве случаев сохранились прежними. Я лично думаю, голосовавшие против Москвы и растворившиеся в местных константинопольских епархиях теперь жалеют, хотя, возможно, и не все. Развитие практического взаимодействия идет своим чередом, с разной скоростью в разных местах", – добавил протоиерей.

Он отметил, что только пандемия помешала священноначалию отпраздновать вместе годовщину воссоединения в Париже.

Архиереи для архиепископии

По мнению Макаркина, важным моментом жизни архиепископии после перехода под омофор Московского патриархата стали прошедшие в ней архиерейские рукоположения викариев – епископа Домодедовского Симеона (Коссека) и епископа Реутовского Елисея (Жермена), состоявшиеся в июне 2020 года. "При Константинополе каждого архиерея для архиепископии приходилось рукополагать с боем, с конфликтом, они очень не хотели, блокировали, а тут – рукоположили двоих. (...) В Константинополе, прежде всего, боялись, что если второго рукоположат, то они могут как-то отделиться, потому что двое епископов уже могут третьего рукоположить, а один не может по православным канонам. А в Москве показывают, что им вполне доверяют", – сказал он ТАСС.

Николай Балашов подчеркнул, что рукоположенные летом викарии – избранники самой архиепископии. Макаркин придерживается такого же мнения – для нее, считает эксперт, важно, что это "свое", а не присланное из Москвы священноначалие.

У нескольких десятков приходов архиепископии есть свои проблемы, среди которых и финансовые, считает Роман Лункин. Часть ответственности за их решение, а также обязанность помогать им теперь лежит на Русской церкви. "Москва также получила нечто более существенное в идейном плане – подтверждение того, что единый "русский мир" существует хотя бы в таком виде", – добавил он. По мнению Макаркина, одной из главных материальных задач для РПЦ теперь может оказаться поддержка Свято-Сергиевского богословского института – крупнейшего богословского центра русской эмиграции. Он, по словам эксперта, в последние годы находился в трудном положении и не получал помощи от Константинопольского патриархата.

Событие исторической важности

Возвращение архиепископии в РПЦ – это событие исторической важности, поставившее точку в воссоединении Русской православной церкви, считает декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель председателя Всемирного русского народного собора, доктор политических наук Александр Щипков. "Под воздействием политических обстоятельств в начале ХХ века русская церковь была раздроблена на несколько частей: каноническую, которую принято было называть "Тихоновской" по имени патриарха Тихона, обновленческую, катакомбную (катакомбники делились на множество разных групп) и эмигрантскую, которая в свою очередь распалась на Русскую православную церковь заграницей и на Архиепископию православных церквей русской традиции в Западной Европе", – рассказал он ТАСС.

Сбор воедино частей раздробленной церкви занял больше 100 лет. "В период патриаршества Сергия (Страгородского) произошло возвращение обновленцев в Русскую церковь. В конце 80-ых-начале 90-ых годов часть катакомбников просто растворилась, а часть вернулась в Русскую православную церковь", – сказал он.

Драматичная ситуация с появлением приходов Русской православной церкви заграницей на территории России была преодолена в период патриаршества Алексия II. Она завершилась подписанием Акта о каноническом общении в 2007 году. "А возвращение Архиепископии стало последним шагом на долгом пути воссоединения всех частей Русской православной церкви, – добавил Щипков.

На протяжении столетия, сказал эксперт, церковь сохраняла кафолическое (в православии – эпитет, указывающий на вселенскость церкви и ее внутреннюю полноту – прим. ТАСС) единство, но была расколота административно, политически и отчасти богословски. "Но история церкви – это история преодоления ересей и сохранения кафоличности церкви. На примере ХХ и начала XXI века мы наблюдали сначала процесс разъединения, а потом – собирание церковного организма", – пояснил декан социально-гуманитарного факультета РПУ.

Именно в собирании церковного организма воедино и состоял смысл произошедшего год назад события. "Это, безусловно, был очень важный исторический момент. Прошел он без ненужных пышностей, строго, по-церковному. Отслужили литургию, помолились, вышли на амвон и объявили о том, что с Божией помощью вместе преодолели все препятствия и нестроения, которые выпали на долю церкви в XX веке. Эта часть истории церкви завершена", – подытожил Щипков.

История воссоединения

Священный синод Константинопольского патриархата 27 ноября 2018 года принял решение отменить действие томоса от 1999 года, который даровал расположенной в Париже архиепископии пастырское попечение и управление православными приходами русской традиции в Западной Европе. После этого в феврале этого года внеочередное собрание архиепископии проголосовало против решения о ее упразднении. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в архиепископию обращение, в котором выразил готовность принять ее в состав Московского патриархата, полностью сохранив при этом особенности ее управления.

В сентябре 2019 года глава архиепископии архиепископ Хариупольский (ныне – митрополит Дубнинский) Иоанн (Реннето) обратился к патриарху Кириллу о вступлении в каноническое единство с РПЦ. Священный синод РПЦ постановил принять в свою юрисдикцию ряд обратившихся с просьбой об этом священнослужителей архиепископии во главе с возглавляющим ее архиепископом Иоанном. 3 ноября в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл вручил ему грамоту о единстве архиепископии с РПЦ. Таким образом, в Русскую церковь вернулась последняя из структур, созданных эмигрировавшим после Гражданской войны духовенством.

Источник: ТАСС

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама