Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин назвал особенностью воссоединения его эластичный характер
МОСКВА, 5 ноября. /ТАСС/. Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции с центром в Париже, воссоединившаяся в ноябре 2019 года с Русской православной церковью (РПЦ), смогла сохранить как самоуправление, так и хорошие отношения с оставшимися в юрисдикции Константинополя верующими. Об этом рассказали ТАСС эксперты и представители церкви, прокомментировавшие итоги первого года жизни архиепископии в составе Московского патриархата.
Вице-президент Центра политических технологий, профессор Факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин назвал особенностью воссоединения его эластичный характер: в его ходе стороны смогли найти ту форму самоуправления, которая давала бы архиепископии внутреннюю самостоятельность, возможность высказывать свое мнение. Это позволило сохранить комфортный для нее статус, не растворившись в Западноевропейском экзархате. "Есть такое представление о России, что Россия это страна вертикалей; это не всегда так. (...) Московский патриархат ведет себя достаточно осторожно и не стал лишать ее самостоятельности, не стал лишать ее своей идентичности", сказал ТАСС политолог.
Заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин также полагает, что присоединение Парижской архиепископии к РПЦ стало взаимовыгодным шагом. Основная масса духовенства архиепископии поддержала Москву в противостоянии с Константинополем, провозгласившим, в церковном смысле, "аннексию" Украины, а опасения, что Московская патриархия будет жестко наводить свои порядки в Париже, за год не оправдались. "Намного страшнее для общин русской традиции было раствориться в греческой митрополии Константинопольского патриархата, с которой русские общины хотели объединить", сказал он.
Заместитель председателя Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сравнил возвращение архиепископии с воссоединением РПЦ с Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) спустя очень небольшое время, по его словам, трудно уже становится представить, что верующие так долго оставались разделены. "До ноября 2019 года даже у некоторых сделавших для себя выбор в пользу Москвы случались все же сомнения: а не лишат ли нас все же нашей свободы, нашего привычного уклада жизни? Год совместной жизни показал, что ничем кроме добра воссоединение для западных братьев не обернулось", сказал он ТАСС.
Балашов отметил, что у воссоединившейся с Русской церковью архиепископии сложились добрые отношения с Патриаршим экзархатом Западной Европы, созданным 28 декабря 2018 года. "С теми, кто избрал для себя другой путь, человеческие отношения в большинстве случаев сохранились прежними. Я лично думаю, голосовавшие против Москвы и растворившиеся в местных константинопольских епархиях теперь жалеют, хотя, возможно, и не все. Развитие практического взаимодействия идет своим чередом, с разной скоростью в разных местах", добавил протоиерей.
Он отметил, что только пандемия помешала священноначалию отпраздновать вместе годовщину воссоединения в Париже.
Архиереи для архиепископии
По мнению Макаркина, важным моментом жизни архиепископии после перехода под омофор Московского патриархата стали прошедшие в ней архиерейские рукоположения викариев епископа Домодедовского Симеона (Коссека) и епископа Реутовского Елисея (Жермена), состоявшиеся в июне 2020 года. "При Константинополе каждого архиерея для архиепископии приходилось рукополагать с боем, с конфликтом, они очень не хотели, блокировали, а тут рукоположили двоих. (...) В Константинополе, прежде всего, боялись, что если второго рукоположат, то они могут как-то отделиться, потому что двое епископов уже могут третьего рукоположить, а один не может по православным канонам. А в Москве показывают, что им вполне доверяют", сказал он ТАСС.
Николай Балашов подчеркнул, что рукоположенные летом викарии избранники самой архиепископии. Макаркин придерживается такого же мнения для нее, считает эксперт, важно, что это "свое", а не присланное из Москвы священноначалие.
У нескольких десятков приходов архиепископии есть свои проблемы, среди которых и финансовые, считает Роман Лункин. Часть ответственности за их решение, а также обязанность помогать им теперь лежит на Русской церкви. "Москва также получила нечто более существенное в идейном плане подтверждение того, что единый "русский мир" существует хотя бы в таком виде", добавил он. По мнению Макаркина, одной из главных материальных задач для РПЦ теперь может оказаться поддержка Свято-Сергиевского богословского института крупнейшего богословского центра русской эмиграции. Он, по словам эксперта, в последние годы находился в трудном положении и не получал помощи от Константинопольского патриархата.
Событие исторической важности
Возвращение архиепископии в РПЦ это событие исторической важности, поставившее точку в воссоединении Русской православной церкви, считает декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель председателя Всемирного русского народного собора, доктор политических наук Александр Щипков. "Под воздействием политических обстоятельств в начале ХХ века русская церковь была раздроблена на несколько частей: каноническую, которую принято было называть "Тихоновской" по имени патриарха Тихона, обновленческую, катакомбную (катакомбники делились на множество разных групп) и эмигрантскую, которая в свою очередь распалась на Русскую православную церковь заграницей и на Архиепископию православных церквей русской традиции в Западной Европе", рассказал он ТАСС.
Сбор воедино частей раздробленной церкви занял больше 100 лет. "В период патриаршества Сергия (Страгородского) произошло возвращение обновленцев в Русскую церковь. В конце 80-ых-начале 90-ых годов часть катакомбников просто растворилась, а часть вернулась в Русскую православную церковь", сказал он.
Драматичная ситуация с появлением приходов Русской православной церкви заграницей на территории России была преодолена в период патриаршества Алексия II. Она завершилась подписанием Акта о каноническом общении в 2007 году. "А возвращение Архиепископии стало последним шагом на долгом пути воссоединения всех частей Русской православной церкви, добавил Щипков.
На протяжении столетия, сказал эксперт, церковь сохраняла кафолическое (в православии эпитет, указывающий на вселенскость церкви и ее внутреннюю полноту прим. ТАСС) единство, но была расколота административно, политически и отчасти богословски. "Но история церкви это история преодоления ересей и сохранения кафоличности церкви. На примере ХХ и начала XXI века мы наблюдали сначала процесс разъединения, а потом собирание церковного организма", пояснил декан социально-гуманитарного факультета РПУ.
Именно в собирании церковного организма воедино и состоял смысл произошедшего год назад события. "Это, безусловно, был очень важный исторический момент. Прошел он без ненужных пышностей, строго, по-церковному. Отслужили литургию, помолились, вышли на амвон и объявили о том, что с Божией помощью вместе преодолели все препятствия и нестроения, которые выпали на долю церкви в XX веке. Эта часть истории церкви завершена", подытожил Щипков.
История воссоединения
Священный синод Константинопольского патриархата 27 ноября 2018 года принял решение отменить действие томоса от 1999 года, который даровал расположенной в Париже архиепископии пастырское попечение и управление православными приходами русской традиции в Западной Европе. После этого в феврале этого года внеочередное собрание архиепископии проголосовало против решения о ее упразднении. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в архиепископию обращение, в котором выразил готовность принять ее в состав Московского патриархата, полностью сохранив при этом особенности ее управления.
В сентябре 2019 года глава архиепископии архиепископ Хариупольский (ныне митрополит Дубнинский) Иоанн (Реннето) обратился к патриарху Кириллу о вступлении в каноническое единство с РПЦ. Священный синод РПЦ постановил принять в свою юрисдикцию ряд обратившихся с просьбой об этом священнослужителей архиепископии во главе с возглавляющим ее архиепископом Иоанном. 3 ноября в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл вручил ему грамоту о единстве архиепископии с РПЦ. Таким образом, в Русскую церковь вернулась последняя из структур, созданных эмигрировавшим после Гражданской войны духовенством.
Источник: ТАСС