ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Щипков назвал философа Александра Панарина "русским Вебером"

27 декабря 2020

Выступая на XVIII Международных Панаринских чтениях советник председателя Государственной Думы РФ, политический философ Александр Щипков назвал Панарина "русским Вебером", так как для того была "чрезвычайно важна социокультурная составляющая религии, то есть обусловленность всех социальных институтов этической системой православия. Однако русско-византийский социально-нравственный комплекс, в отличие от знаменитой формулировки М. Вебера "протестантская этика и дух капитализма", можно обозначить как "православная этика и дух солидарности, взаимопомощи".

Организаторами XVIII Международных Панаринских чтениях "Глобальные угрозы и солидарность цивилизаций", которые были приурочены к 80-летию со дня рождения выдающегося православного мыслителя А.С. Панарина (1940-2003) выступили МГУ им. М.В. Ломоносова и Российский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

В чтениях, приняли участие ученые МГИМО МИД России, Института философии РАН, Крымской Академии наук, Донецкого национального университета, Русской экспертной школы, Московского государственного института культуры, Российского института истории искусств РАН,.

Участники чтений напомнили слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенные им в актовом зале МГУ им. М.В. Ломоносова 28 сентября 2012 года в речи на вручении звания "Почетного доктора Московского Университета": "Как писал наш современник, замечательный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин, идентичность русских людей скреплял православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении вере".

А.В. Щипков выступил с докладом "Синтез Панарина". Начав с того, что объединители идей в историческом процессе играют не меньшую роль, чем объединители земель, Щипков охарактеризовал А.С. Панарина как создателя двойного научного синтеза: синтеза консервативной и социальной идей, и синтеза цивилизационного (культурно-исторического) и мир-системного подходов. Таким образом, философ подготовил почву для смены идеологической парадигмы, преодоления устойчивого стереотипа о ценностном противоречии культурно-исторического и экономико-политического подходов.

Сама суть методологии Панарина основывалась на признании двух объективно существующих направлений в развитии обществ и народов: это их аутентичное культурно-историческое развитие и их развитие в рамках мировой системы зависимости и разделения труда. Важнейшей задачей ученого был поиск точки гармонизации этих процессов.

По мнению Щипкова А.С. Панарин утверждал необходимость достижения национального суверенитета, для чего требовалось освободить традицию от влияния надгосударственных, транснациональных, глобальных центров силы. В этом и заключалось сочетание правого (в виде сохранения самобытности) и левого (в виде освобождения от глобалистского диктата) идейно-политических начал. Синтез Панарина, как отметил докладчик, особенно актуален для исторического момента, когда право общества на самостоятельное традиционное развитие нарушается структурой глобальной зависимости и неоколониальным порядком.

Важнейшим достижением философа А.В. Щипков назвал определение России как православной, русско-византийской цивилизации, указав, что А.С. Панарин высоко ценил наследие Иоанна Златоуста, самого "социального" из святых отцов, и разделял идеал "священного царства высшей правды", соединяя социальную линию – "царство правды" и сакральную – "священное" в одно целое.

А.В. Щипков отметил важность обозначенной А.С. Панариным дихотомии православная неовизантийская цивилизация – западный социал-дарвинизм. После окончания "холодной войны", с точки зрения Панарина, Запад перешел к диктату демократического расизма. Понимая, что либеральный Запад сегодня жертвует не только христианским, но и гуманистическим наследием, Панарин делал вывод о провале западной "рационалистической утопии Просвещения". Несмотря на кажущуюся универсальность ценностей, провозглашенных просветительской мыслью, все большую роль в картине мира современного Запада играет оппозиция "свой–чужой", обращающая общечеловеческие ценности в свою полную противоположность.

Процесс переосмысления ряда исторических и геополитических факторов, несомненно, будет сопровождаться борьбой теорий и методологий. И в этой ситуации панаринскому философскому наследию, убежден А.В. Щипков, и по высоте своего нравственного содержания, и по научной глубине еще предстоит сказать свое слово, и способствовать возрождению России и русского народа как главной цели научных изысканий Александра Сергеевича Панарина.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама