ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Воспоминания о чуде

Семен Чарный :: 29 ноября 2002

Вечером 29 ноября религиозные евреи во всем мире начинают праздновать праздник Ханука. Ханука, называемая также праздником Освящения или праздником Огней, является самым поздним по времени появления еврейским праздником. Он был учрежден в 165 г. до н. э. в память о чуде, свершившемся после победы восставших евреев под руководством Иуды Маккавея над сирийскими войсками и освобождения Иерусалима.

Когда евреи стали очищать оскверненный завоевателями-эллинизаторами Храм от грязи и мусора, то обнаружилось, что в наличии имеется лишь один сосуд с неоскверненным оливковым маслом для светильника. Этого запаса должно было хватить всего на один день, однако светильник чудесным образом горел восемь дней, пока в соответствии с ритуалом не было приготовлено новое масло. В память об этом чуде было постановлено праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни, по одному каждый из восьми обязательных дней. Синагогальная служба дополняется особыми песнопениями, царит атмосфера общего веселья.

В дни праздника принято готовить ханукальные кушанья, жаренные в масле разнообразные оладьи, пончики и любую пищу, в состав которой входит растительное масло, желательно оливковое. Из ханукальных обычаев наиболее популярны одаривание детей деньгами и обильные праздничные столы.

Интересно, что именно Ханука, самый, пожалуй, открытый для "посторонних" еврейский праздник, обычно становится тем еврейским праздником, в праздновании которого охотно участвуют лидеры разных стран. В России в этой связи можно вспомнить президента В. Путина и мэра Москвы Ю. Лужкова, несколько раз зажигавших ханукальные свечи.

Мы попросили представителей разных направлений иудаизма поделиться своими мыслями о том, что же такое Ханука как праздник вообще и Ханука в России, в частности. Вот что они ответили:

Адольф Шаевич, главный раввин России (КЕРООР):

Для меня Ханукка – это веселый и одновременно очень открытый праздник. Он также заставляет нас вспомнить о силе духа наших предков, которые смогли в одиночку справиться с одной из самых могущественных империй мира. Что же касаемо Хануки в России, то для меня это в первую очередь показатель изменения отношения властей к верующим евреям. Ведь относительно недавно невозможно было бы себе представить восьмисвечник, который могли бы зажечь не где-то на квартире или в глубинах синагоги, а на московских улице.

Зиновий Коган, председатель исполкома Конгресса Еврейских Религиозных Общин и Объединений России (КЕРООР):

Для меня Ханука – это возвращение в детство: станция Пятихатки, первый снег, сапожник Янкель сыпет горсть пятаков в ладони Вити Слинько, Толика Кутузова и мои – "ханукакопейки". Мы сворачиваем за угол, и уже старуха Фекла Ивановна дарит конфеты и пряники – предрождественские колядки.

За двести лет до рождения христианства восстали малочисленные маккавеи против многочисленных атеистов. И случилось чудо – богобоязные победили. И хотя в каждом поколении вновь рождаются многочисленные атеисты, Ханука – это праздник богобоязных. В этот вечер рассказывают о чуде в освобожденном Храме с елеем Семисвечника. Вместо одного дня елей горел восемь дней. Израиль не мог бы устоять во всех несчастьях без чудесной поддержке Всевышнего. Богобоязные сделали, что смогли, зажгли в Храме свет меноры – и тогда Господь продлил огонь. Человек наделен способностью улучшать мир, но творческий дар может стать разрушительной, развращающей силой, если он бездушен.

Ханука – это освещение времени, ибо будущее зависит от святости, которую придают времени те, кто служит Богу. Особенность Хануки: книги маккавеев в иудаизме считаются "внешними", они вошли не в еврейскую, а в христианскую Библию. Это еще одно ханукальное чудо, по сей день не разгаданное. Для России Ханука – праздник евреев, которые пришли с семисвечником в руках более тысячи лет тому назад, чтобы вместе со всеми народами рассеять тьму. Одиннадцать лет назад Господь благословил Россию возрождением многовековых традиций ее народов.

Борух Горин, пресс-секретарь Федерации еврейских общин России (ФЕОР):

Ханука, как, впрочем, и другие праздники, показывает, что в конфликте между народами или между людьми не всегда оказывается важно, кто сильнее, у кого больше возможностей, денег, оружия. Религиозный человек, уверенный в своей правоте, имеет куда больше шансов на победу, чем не уверенный в победе оккупант. Ханука – праздник военной победы евреев над сирийцами – это доказательство того, что победить в борьбе может только народ, сплоченный национальной идеей, народ, представители которого знают, за какие цели они умирают (если это, конечно, не доллары, как у наемников). Они знают, что победа будет на их стороне, даже если сначала им не удастся добиться ее в открытом бою (надо помнить, что путь евреев к победе был весьма долог, и первоначально их сопротивление выглядело весьма смешно по сравнению с мощью сирийской армии, но они все-таки победили).

Если же говорить о моих личных впечатлениях о Хануке в России, то, по-моему, это, с одной стороны – домашний, а с другой – открытый для остальных праздник: мы зажигаем огни в менорах, не стесняясь своей радости. Каждый раз, когда зажигается восьмисвечник, мы понимаем, что времена идут, лучшие или худшие, а огоньки все же горят. Сейчас для нас очень важно то, что с лиц людей, приходящих на этот праздник, исчезла отрешенность 90-х, когда многим казалось, что наши праздники – пир во время чумы или чума во время пира. У евреев это было видно лучше, чем у других, поскольку они в подавляющем большинстве своем принадлежали к советской научно-технической интеллигенции, чьи взгляды, жизненные ценности, да и накопленный опыт не подходили к ситуации прошедшего десятилетия.

Я сам буду зажигать свечи на ханукальном светильнике, который мой прадед привез из Польши свыше 100 лет назад. Этот восьмисвечник видел очень многое – погромы, страшный голод 1932-33 годов, эвакуацию, когда он был единственным предметом, взятым в казахскую глубинку моим дедом. И, несмотря на все это, и мой прадед и мои дед и отец, а теперь и я сам регулярно день в день зажигаем свечи на светильнике. И каждая зажженная свеча порождает у нас уверенность не только в завтрашнем, но и во вчерашнем дне.

См. также
Чарный Семен
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама