ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили роль императора Петра I в истории русской мысли

28 февраля 2022

23 февраля 2022 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория "Крапивенский 4". С докладом на тему "Петр I и его роль в истории русской мысли" выступил заведующий кафедрой русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова заслуженный профессор Московского университета М.А. Маслин.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Предваряя выступление, М.А. Маслин подчеркнул значимость осмысления роли Петра Великого в истории России. "Петр I – фигура первостепенной важности для русской истории и мысли. При этом, он не прославился какими-то текстами, собственных богословских или философских сочинений он не оставил. Поэтому, говоря о роли Петра Великого в истории русской мысли, в первую очередь имеется в виду резонанс, который он оставил как император, модернизатор и реформатор России", – считает докладчик.

По мнению М.А. Маслина, Петра I можно назвать антиномической личностью. "Это сказалось на его реальном воздействии на историю русской мысли. Уже в XVIII веке можно выделить двоякие оценки личности Петра Великого: позитивную, которая ярко проявилась в работах А.Н. Радищева, и принципиально критическую, нашедшую отражение в творчестве М.М. Щербатова. Эта антиномия была заложена в личности и дальнейшем восприятии личности Петра I в XIX и ХХ веках, она продолжается и сегодня. Однако эти антиномии по-разному воспроизводятся каждым поколением историков и носителей русской мысли. Убежден, что многие такие оценки требуют пересмотра. А.Н. Радищев, будучи, по существу, буржуазным мыслителем и деятелем, воспринимал Петра Великого как модернизатора западнического типа, чем объясняется та восторженность, с которой он его описывал. Прямой противоположностью этой точки зрения можно назвать мнение князя М.М. Щербатова, который был дядей П.Я. Чаадаева и автором запрещенного в России труда "О повреждении нравов России". Это произведение представляет собой критику с православных монархических позиций разновидности того явления, которое позже получит название "просвещенный абсолютизм". М.М. Щербатов подвергает острой критике времена правления Петра I и Екатерины II в контексте "повреждения нравов"".

Началом следующего периода осмысления личности Петра Великого для истории России М.А. Маслин назвал первую половину ХIХ века. "1830-1840 годы ознаменованы знаменитым спором между славянофилами и западниками. Во многих отношениях сложившееся представление об этом мировоззренческом противостоянии подлежит уточнению и пересмотру. Этот спор можно назвать первым публичным столкновением в истории интеллектуальной мысли России двух мировоззрений, которое вышло за пределы "кружковых" споров, что ясно прослеживается по журналам тех лет. Однако хотел бы напомнить, что как славянофилы, так и западники выступали с критикой реформ Петра I".

Маслин напомнил, что одним из первых изложений начал славянофильской доктрины можно назвать произведение А.С. Хомякова "О старом и новом", со времени появления которой атмосфера славянофильских обсуждений и становится фактом общественной ситуации. "Во многом благодаря славянофилам состоялось главнейшее событие ХIХ века – освобождение крестьян от крепостной зависимости, манифест 19 февраля 1861 года родился из недр славянофильской дискуссии. Принято считать, что оценка Петра Великого как ведущей личности для русской интеллигенции появилась в недрах интеллигентского сознания. Эта точка зрения принадлежит псевдореволюционному демократу В.Г. Белинскому – автору многих высочайших оценок Петра I, прославителю его "просвещенного абсолютизма". В.Г. Белинский впервые высказал убеждение, что Петр Великий был главным инициатором русского просвещения, что совершенно меняет стереотипный взгляд на В.Г. Белинского", – полагает историк.

Говоря об отношении к личности Петра I в ХХ веке, М.А. Маслин упомянул исторические события, изменившие угол зрения на петровские преобразования. "Оценки реформ Петра pro et contra с разной степенью интенсивности воспроизводились на протяжении всего XIX века, однако в ХХ веке они получили новое толкование под влиянием ключевых событий революции и Первой мировой войны. Формирование принципиально нового ракурса этой дискуссии принадлежит представителям евразийства. Среди представителей этого течения особого внимания заслуживает оценка идей и личности Петра I Н.С. Трубецким. Н.С. Трубецкой поднимает вопрос о церковной реформе Петра, обладавшей столь долгоиграющими последствиями. Н.С. Трубецкой показал, что ход реформы осуществлялся крайне противоречивым образом. Если говорить о единстве общероссийской культуры, которая, как считалось, была основана на единоверческой культуре славянских народов, то это единство, с пореволюционной евразийской точки зрения, казалось иллюзией, поскольку западнорусская культура и культура московской Руси развивались разными путями. По мнению Н.С. Трубецкого, благодаря этому обстоятельству различие между двумя этими культурами стало столь очевидным, что их пути начинают расходиться, хотя общность византийского культурного преемства не позволяла говорить о том, что это разные культуры. Н.С. Трубецкой определяет их как разные редакции единой общерусской культуры, что и обнаружилось в ходе церковной реформы. После присоединения Украины логика имперского развития поставила вопрос о слиянии этих двух редакций русской культуры. В этой ситуации преимущество оказалось на стороне западнорусской редакции как более "продвинутой" на пути вестернизации, благодаря польско-латинскому влиянию, выразившемуся в организации первых духовных школ в Российской империи и ставших центрами богословского и философского образования по латинскому образцу. Н.С. Трубецкой считает, что это стало причиной развития двух типов ложного национализма в России – имперского шовинизма как подражание немецкому, который внедрял Петр, а также национализма самостийников, разросшегося в послереволюционный период. Сказанное позволяет заключить, что в основе первого национализма, идущего от Петра, было своего рода государственное западничество", – отметил М.А. Маслин.

Историк также отметил, что яркие оценки деятельности Петра I дает протоиерей Георгий Флоровский в "Путях русского богословия", когда пишет об инициаторах и руководителях церковной реформы. "Результат деятельности архиепископа Феофана (Прокоповича) и архиепископа Стефана (Яворского) отец Георгий Флоровский определяет как "псевдоморфозу Православия" – наполнение русского Православия несвойственным ему содержанием", – отметил докладчик.

"Все долгоиграющие последствия церковной реформы дожили и до наших дней, с ними мы имеем дело и сегодня", – заключил М.А. Маслин.

Лекторий "Крапивенский 4" организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория "Крапивенский 4" – первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, первый проректор РПУ доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00. Публикуемые материалы о выступлениях лекторов выражают их личные взгляды, которые могут не совпадать с официальной позицией Русской Православной Церкви.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама