ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Фёдор Гайда: Историю России нужно преподавать и изучать в контексте Всемирной истории

Фёдор Гайда :: 22 ноября 2022

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор РПУ святого Иоанна Богослова, доктор исторических наук Фёдор Александрович Гайда считает целесообразным преподавание и изучение Истории России только в контексте Всемирной истории. И этот важный аспект необходимо учесть в нынешней дискуссии на тему обновления учебников, борьбы с фальсификациями, в условиях информационной войны и в связи с требованием времени. Почему именно этот принцип является основополагающим, Фёдор Александрович рассказал в интервью редакции сайта Российского православного университета.

- Фёдор Александрович, то, что российское образование находится в кризисе, уже ни для кого не секрет и признано на самом высоком уровне. А на том, как правильно преподавать историю страны, внимание сфокусировано особо. Какую задачу Вы ставите лично перед собой в этой новой реальности.

– Академические историки и историки-преподаватели – все очень разные и могут иметь различный взгляд на отечественную историю как в целом, так и на отдельные её события. И это хорошо. Но даже при полярном отношении к самым разным явлениям во времена СССР существовала единая для всех марксистско-ленинская идеология, она была нитью, на которую нанизывалась жизнь. Затем эта нить была утрачена, наступил методологический, идейный кризис, и каждый историк как-то начал эту проблему решать для себя, ведь история – это предмет, который, в сравнении с другими науками, в наибольшей степени связан с личной позицией. Что касается школы, то, независимо от политических воззрений, её задача – воспитание гражданственности, воспитание сознательного, патриотически настроенного человека. То есть урок истории России в школе – это урок гражданской мысли, а не отвлеченного рационального мышления, урок самосознания. Причем, патриотизм не обязательно должен быть прямым, он может быть и критическим.

– А в вузе уже другие задачи?

– В вузах этот урок продолжается. Но каждый преподаватель после развала СССР сам для себя решал, с каких позиций оценивать и преподносить историю. Допустим, материалист, преподает эту дисциплину с точки зрения экономики и социально-экономической теории – это для него и есть та самая нить, на которую он нанизывает бусины событий. Кто-то сделал иной выбор. И возможно, его придется теперь менять. Что же касается меня, то я христианский историк, и всё, что когда-либо происходило и происходит в стране, рассматриваю с духовной точки зрения. И предлагаю этот взгляд студентам.

– Этот подход соответствует новым тенденциям, ведь недавно подписан президентский указ об основах госполитики по укреплению традиционных ценностей, где говорится и о вере, и о приоритете духовного над материальным. Но получается, что Вы как православный христианин "обречены" разделять события на положительные и отрицательные?

– Наверно, Вы даже хотите сказать – на хорошие и плохие. Отнюдь. Рассматривать произошедшее не просто как событие, а как духовный выбор человека или группы людей, – это вопрос различения добра и зла. Не нужно осуждать кого-то – важно оценивать деяния людей и, в первую очередь, правителей с точки зрения блага, судить по плодам. Тогда начинает выстраиваться всеобщий подход к истории страны и истории мира тоже.

– Вы преподаватель исторического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. А в РПУ преподаете историю будущим юристам, психологам, журналистам, студентам философско-богословского факультета. На первом курсе – "Всемирную историю", на втором курсе – "Историю России". И именно в этом порядке. Почему?

– Убежден, что российскую историю нужно рассматривать в контексте мировой истории. Поэтому на первом курсе студенты знакомятся с контекстом, а на втором курсе, попутно вспоминая школьную программу, более осознанно изучают историю Отечества. Россия сама по себе всегда была и остается довольно герметичной страной, но мы не аул, заброшенный в горах, а крупнейшее в мире государство, у нас самые протяженные сухопутные границы, а значит соседей у нас гораздо больше, чем у других. От этого зависит ход истории. И студент, даже если он не будущий историк, и пусть ему не придется изучать эту науку на протяжении всего пребывания в вузе, – должен научиться видеть взаимосвязи между внутренними и внешними обстоятельствами, мыслить не узко и однозначно, а развёрнуто, видеть скрытые причины, которые, повторюсь, всегда имеют под собой духовную почву. Духовное всегда первично.

– Всеобщая история за один год – это реально?

– Конечно, за год не удастся погрузиться в детали, но объяснить, как развивался мир, рассказать о ключевых поворотах истории планеты, – это осуществимо. Причем, я предоставляю студентам картину всего мира, а не одной Европы. От жесткого европоцентричного восприятия всемирной истории пора отказываться, иначе возникает впечатление от Европы как от "вещи в себе", а такого не должно быть, ибо европоцентризм наращивался веками, и вот уже примерно сто лет он ослабевает, но мы по привычке упорно смотрим на запад.

– Фёдор Александрович, таким образом, Вы задаете высокую планку себе и студентам РПУ?

– Задача одновременно простая и сложная. Студент-историк в получении знаний заинтересован всегда. А вот как относятся к истории будущие обладатели других специальностей – покажет уже первый экзамен зимнего семестра. Но заинтересованность студентов РПУ мне уже заметна. Ведь преподаватель всегда знает, даже если слушатель не отрывается от тетради с ручкой, – конспектирует он лекцию или набрасывает черновик блоговой записи, например. Некоторые не записывают, но взгляд заинтересованный, звучат вопросы. Моя же задача заключается прежде всего в том, чтобы, рассказывая про Восток, объяснить студенту, почему это важно для него лично, какие-такие вещи, которые появились там, влияют на его настоящее и будущее. Например, студент-юрист, изучая право, не просто должен узнать отдельно о римском праве и его уникальности, но и понять, почему это знание до сих пор актуально, свежо. Впрочем, об аналогичных достижениях человеческой мысли и человеческого духа не просто интересно, но и важно знать не только узким специалистам, но и всем без исключения.

Беседу записала Ирина Предтеченская

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама