Уважаемый господин председатель,
благодарю за предоставленную возможность выступить в этом высоком собрании. Русская Православная Церковь, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с иными Православными Церквами, Римско-Католической Церковью, протестантскими конфессиями, представителями мировых традиционных религий принимает посильное участие в защите прав верующих всего мира, в особенности же христиан. В настоящее время мы предельно обеспокоены вопиющими нарушениями общечеловеческих и конституционных прав православных верующих Украины.
Трудно переоценить миротворческий потенциал религии и Церкви в межгосударственных и гражданских конфликтах. Православное христианство на протяжении многих веков составляло общую духовную и культурную основу жизни народов России и Украины и могло бы служить восстановлению взаимопонимания в будущем. Но сама основа подобного диалога подрывается на Украине именно сейчас, когда по инициативе руководства Украины предпринимаются попытки уничтожения Украинской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь – это не политическая, а религиозная организация, объединяющая более 12 000 общин и миллионы украинских граждан.
1 декабря 2022 г. Совет национальной безопасности и обороны Украины вынес решение, фактическая цель которого – ограничение прав общин Украинской Православной Церкви. Государственным органом принят ряд мер, предусматривающих
- поручение правительству подготовить законопроект о "невозможности деятельности в Украине религиозных организаций, аффилированных с центрами влияния" в России на самом деле речь идет о запрете Украинской Православной Церкви, хотя ее управляющий центр находится в Киеве, а не в Москве, и она административно независима от Русской Православной Церкви;
- активизацию в отношении Украинской Православной Церкви контрразведывательных "мероприятий" украинских спецслужб;
- лишение Украинской Православной Церкви права пользования храмами важнейшего исторического монастыря – Киево-Печерской Лавры;
- введение так называемых "санкций" в отношении её духовенства.
Решение в тот же день утверждено указом Президента Украины В.А. Зеленского; его последующими указами определен список подвергнутых "санкциям" епископов Украинской Православной Церкви. "Санкции" означают, кроме всего прочего, фактическое лишение прав управления имуществом на территории Украины.
Более того, как сообщается украинскими СМИ, впоследствии указом Президента Зеленского ряд архиереев Украинской Православной Церкви лишен украинского гражданства, что, вероятно, будет использовано как основание для их принудительной высылки из страны.
Между тем, статья 25 Конституции Украины гласит: "Гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права переменить гражданство. Гражданин Украины не может быть выдворен за пределы Украины".
Статья 9 выработанной под эгидой ООН "Конвенции о сокращении безгражданства", к которой в 2013 г. присоединилась Украина, гласит: "Никакое договаривающееся государство не может лишить никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям".
Проскрипционные списки украинского епископата и духовенства принимаются Советом национальной безопасности и обороны Украины без законной судебно-следственной процедуры и возможности опротестовать решение. "Санкции" и лишение гражданства применяются по отношению к духовным лицам исключительно одной конфессии, тогда как статья 24 Конституции Украины прямо запрещает привилегии или ограничения прав граждан Украины по признакам их религиозных убеждений.
Таким образом, лишение гражданства украинских религиозных деятелей несомненно является формой массовых политических репрессий, противоречащих Конституции Украины и принятым данным государством международным договорённостям. При этом нарушены именно те права и свободы, ограничение которых прямо запрещено статьёй 64 Конституции Украины даже во время военного или чрезвычайного положения.
С октября 2022 г. и по настоящее время под предлогом "контрразведывательных мероприятий" Служба безопасности Украины проводит массовые обыски в монастырях и общинах Украинской Православной Церкви по всей территории страны. В ходе этих мероприятий унижаются честь и достоинство священнослужителей, в СМИ распространяются ложные, клеветнические слухи. По надуманным причинам возбуждаются уголовные дела против епископата и священнослужителей Украинской Православной Церкви. Как в годы атеистических гонений в Советском Союзе, их безосновательно обвиняют в антигосударственной деятельности. "Уликами" подчас служат старые газеты и журналы, богословские и исторические книги из личных библиотек пострадавших.
Политические репрессии против епископата Украинской Православной Церкви стали кульминацией репрессивной религиозной политики властей Украины на протяжении последних лет, конечной целью которой – вопреки статье 35 Конституции Украины об отделённости церкви от государства – является тотальный контроль религиозной жизни общества со стороны государственных органов.
В 2018 году при активном антиконституционном вмешательстве государственного аппарата и спецслужб Украины и с грубыми нарушениями православного канонического права была создана так называемая "Православная церковь Украины". Дальнейшие усилия властей направлены на то, чтобы вынудить общины Украинской Православной Церкви присоединиться к новой религиозной организации, созданной украинским государством и пользующейся его покровительством.
В 2019 году в Украине были введены новые нормы религиозного законодательства, упрощающие рейдерский захват храмов путём проведения фиктивных референдумов жителей территориальных образований с игнорированием мнения членов религиозных общин этих храмов, но с вмешательством посторонних, порой вооружённых лиц. Такие захваты сопровождаются фальсификацией документов, грубыми нарушениями законодательства, массовыми столкновениями, избиениями верующих и духовенства. В 2022 году было захвачено 129 храмов Украинской Православной Церкви. Юридическая регистрация новых её общин полностью блокирована.
В 2019 году был также принят закон, направленный на изменение названия Украинской Православной Церкви с легко опознаваемой целью отчуждения её имущества. Ввиду несоответствия этого закона Конституции Украины по иску группы депутатов Верховной Рады действие закона было приостановлено до рассмотрения Конституционным судом Украины. Однако в прошлом месяце закон был все же введён в действие. Сейчас в Верховной Раде Украины зарегистрировано ещё семь законопроектов, направленных на ограничение прав или ликвидацию Украинской Православной Церкви. Законодатели не скрывают, что цель их проектов – ущемить права общин и верующих Украинской Православной Церкви, принудительно изъять её собственность, лишить её исторического и юридического наименования, запретить ей именовать себя православной и, наконец, запретить её деятельность и полностью ликвидировать её на территории Украины.
Нарушая принцип отделённости Церкви от государства, подтвержденный 35 статьей Конституции Украины, руководство Украины и местные органы самоуправления фактически запрещают использование в оценке религиозных явлений внутрицерковных богословско-канонических критериев, официально требуют от общин Украинской Православной Церкви присоединяться к другим религиозным организациям.
В украинских СМИ ведется разнузданная, клеветническая кампания против Украинской Православной Церкви с призывами к полному запрету её деятельности, применению давления и насилия в отношении её представителей, что несёт чёткие признаки языка вражды. Такой информационный фон приводит к всплеску насилия в отношении верующих: многочисленным случаям поджогов и вандализма в храмах, фактам избиений или даже покушений на убийство духовенства – иногда прямо в храмах, во время богослужения.
Господин председатель, уважаемые члены Совета, в заключение моего выступления хочу призвать вас обратить внимание на противоправные действия государственных властей Украины в отношении крупнейшей конфессии страны, многочисленные факты нарушения прав верующих, гарантированных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Международным пактом о гражданских и политических правах, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и многими другими международными актами, гарантирующими неотъемлемое право любого человека на свободу вероисповедания.
Благодарю за внимание.