В законе "Об образовании в РФ" воспитание определяется как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения". Говорится также о формировании у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению. Остается главный вопрос: должна ли вообще школа воспитывать? И если да, то как именно? Школа формирует личность, как любой общественный институт. Но также воспитывают и семья, и друзья, и телевизор, и интернет, и даже случайно встреченные на улице или в магазине люди. Ведь все, кто так или иначе вступают в контакт с ребенком, его воспитывают, это неизбежно. Другой вопрос – а что мы понимаем под воспитанием? К сожалению, то, что многие родители и учителя называют этим словом, по сути, им не является. Это назидание: посадил перед собой ребенка и давай его воспитывать – веди себя хорошо! Но на самом деле дети и в школе, и дома воспитываются примером. Если ученикам постоянно говорят: будьте вежливыми, хорошими, честными, любите Родину, но при этом тут же унижают их, грубят, не учитывают интересы детей – это не воспитание, а болтовня.
Согласно поправкам в законе, в первую очередь именно разговорами и предлагается воспитывать: проводить классные часы, беседы и так далее. "Воспитательный" классный час – это не воспитание, а попусту потраченное время. К тому же еще и с отрицательным эффектом, потому что то, что тебе "долбят", может вызывать обратное действие. А вот когда в школе человеческая обстановка, а учителя строят нормальные отношения не только с учениками, но и между собой, с администрацией – это воспитание. Одним из древнейших методов является применение игры в воспитании. Играя, ребенок моделирует внешний взрослый мир и взаимоотношения в нем людей, благодаря чему он вырабатывает схему общения со сверстниками. В процессе активной игры дети так же познают окружающие предметы, приспосабливая их к своим потребностям, вследствие чего у них развивается воображение, творческие возможности. Однако сводить все к "развлекаловке" чревато последствиями: в "бесконечной игре" все кажется слишком легко, теряется чувство реальности и ответственности. О том, как должна (и должна ли) воспитывать школа – в авторской программе Василия и Николая Щипковых "Брат-2".
Источник: Радио "ЗВЕЗДА"