ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вернуться к истокам

М. Темирсултанова :: 23 ноября 2004

СОВРЕМЕННАЯ жизнь, со всеми присущими ей проявлениями, наложила значительный отпечаток на наши обычаи и традиции, "цивилизованным" людям кажущиеся дикими, но таковыми не являющиеся. В последнее время я часто слышу от самих же чеченцев неприятные высказывания по поводу "жестоких нравов" и "глупых традиций". Да, я согласна с тем, что есть у нас неписаные законы, которые отличаются жестокостью (например, мать при разводе разлучают с ребенком), но есть много поистине прекрасных в своем благородстве и целесообразных в своей вековой мудрости обычаев, которые, несомненно, скрасили бы нашу жизнь, привели бы в должный порядок отношения, сумей мы оценить их по достоинству.

Мы сами же опошлили наш природный этикет, деформировали институт знакомства и семейной жизни, перестали прислушиваться к мудрым словам старших. Предлагаю вам поразмыслить о ситуациях, с которыми мы сталкиваемся каждый день. К примеру, не раз становились мы свидетелями такого рода "подката" молодых людей, желающих познакомиться: стоит девушка на остановке. Мимо проезжает машина. Останавливается. Дает задний ход. Опускается стекло и раздается голос: "Садись, подвезу". Рядом может стоять пожилой человек, женщина с ребенком – неважно, их подвозить никто не собирается. А вот девушка – это другое дело. Конечно, сценарий развивается по разному: одна отвернется, другая ответит: "Катись, мол, дальше", а третья сядет в машину и отправится навстречу приключениям...

И вот таких издержек культуры общения, проявления друг к другу неуважения – немало. А все почему? Да потому, что забыла наша молодежь тот красивый этикет, благодаря которому в свое время прозвали чеченцев "французами Кавказа". Основной закон горцев, к которому привержен любой уважающий себя чеченец и сегодня, закон гостеприимства. Еще в начале XVII века Жан де Лукка, доминиканский монах, писал о горцах, что "нет в мире народа добрее и разумнее принимавшего иностранцев". "Они очень радушны и приветливы, достойны подражания и знамениты своим гостеприимством", – отмечал нидерландский путешественник Н. Витаен. Такую характеристику давали многие другие путешественники и очевидцы жизни нашего народа.

Существовали четко разработанные правила приема гостей, определены обязанности хозяев, нарушение которых строго осуждалось. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега и приюта: это – право совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и безусловная обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием, предоставив все необходимое. По обычаю, гость получал не только жилье, питание, но и экономическую и материальную помощь и даже защиту, если он в этом нуждался. За гостя, преследуемого кровниками за убийство, хозяин отвечал не только своим добрым именем, но и жизнью. Даже своему врагу хозяин в собственном доме должен был сказать: "Марша воМийла" (Добро пожаловать).

С гостеприимством связан обычай одаривания гостей. По давно установившемуся обычаю, достаточно гостю сказать, что ему нравится тот или иной предмет в доме хозяина, и он получал его в подарок. На основе гостеприимства развился и такой обычай, как куначество. Человек, посещая селение, где жил тот, кто ранее был его гостем, должен был остановиться именно в его доме. Несоблюдение этого правила считалось тяжким оскорблением.

Если вспомнить о законе кровной мести, который одними осуждается, а другими одобряется, надо обязательно отметить, что и он имел свои обоснования. По обычаю, любое оскорбление, насилие и тем более убийство должны были быть отомщены. Месть не имела срока давности, ее нельзя было забыть. Она передавалась из рода в род, переходила по наследству от отца к сыну. Мстить должен был сын, брат, двоюродный, троюродный и т. д. Месть распространялась на убийцу, а если ему удавалось скрыться, то на его ближайших родственников, членов рода.

Кровник до осуществления акта мести не участвовал в каких-либо торжествах, старался не появляться вобществе. Убийство из-за угла считалось недостойным. Втех случаях, когда убийца оставался неизвестным, но был подозреваемый, последний, по обычаю, должен был поклясться в непричастности к убийству, клялись и его ближайшие родственники.

В большинстве случаев, особенно при непреднамеренных убийствах, родственники убийцы начинали переговоры о примирении и об уплате "цены за кровь", делали попытку принять участие в похоронах убитого человека, предлагали свой скот, деньги на поминальные расходы. Существовал еще обычай усыновления кровника. К нему, как к единственному средству спасения и прекращения мести, прибегал убийца. Он неожиданно проникал в дом потерпевшей семьи и старался прикоснуться губами к груди матери убитого. Если ему это удавалось сделать, то он считался усыновленным и занявшим место убитого.

Если бы мы придерживались этих правил, закон кровной мести (который пустил глубокие корни в нашу жизнь и является одним из основных) не был бы бичом, а стал бы спасением. Убийства сегодня совершаются легко, нет страха перед неотвратимым наказанием. Причиной может стать не так сказанное слово, не понравившийся взгляд. Убивают подло, из-за угла, а потом без зазрения совести, не опуская глаз, проходят мимо матери, отца, брата, сестры убитого, танцуют на свадьбах, женятся и живут полной жизнью.

Хотелось бы вспомнить о брачных законах и обычаях в сфере семейных отношений. Задумайтесь над тем, сколько мудрости и целесообразности в этих правилах внутрисемейных отношений и насколько они облегчали жизнь наших отцов и матерей.

Браки у нас издавна были строго экзогамными. Экзогамия распространялась на родственников как по отцовской, так и по материнской линии до седьмого колена. Воздерживались от брака даже со своими соседями. Браки запрещались между "молочными" родственниками, побратимами, людьми, принадлежащими к различным религиозным верованиям. Нежелательными считались браки между представителями различных родов. Чеченцы почти всегда соблюдали порядок старшинства вбраке. Существовало несколько форм браков, основной из которых были браки, заключенные по соглашению между родственниками невесты и жениха на определенных условиях. Другая форма – система "нареченных": в первые же дни рождения детей родители в присутствии близких родственников и друзей обручали младенцев с обязательным условием их женитьбы по достижении ими совершеннолетия. До этого момента будущие родственники посещали друг друга, девочке преподносили различные подарки. Но, надо сказать, такой "колыбельный сговор" был явлением редким.

Распространена была и такая форма брака, как похищение невесты. Она имела место, когда не было согласия со стороны девушки или ее родственников. В отдельных случаях похищение инсценировалось с согласия девушки или с ведома кого-нибудь из ее родственников, если с родителями не была достигнута договоренность с данным женихом или семьей. Но похищение не соответствовало народным обычаям, являлось нарушением установившихся правовых норм, поэтому это преследовалось и часто кончалось кровавымисхватками, иногда переходившими в кровную месть.

Жили чеченцы в основном большими семьями, состоявшими из нескольких поколений, то есть, совместно жили несколько женатых братьев со своими семьями, во главе которых стояли отец и мать. Старшего в семье мужчину называли "тхьам-да". Он пользовался неограниченной властью в семье, распоряжался всем имуществом. Без его участия никто из членов семьи не решал ни один вопрос. Он представлял интересы семьи в сельском обществе, решал вопросы женитьбы сына, выхода замуж дочери, уплаты калыма, оказания помощи односельчанам. Он отвечал за воспитание внуков, определял, кому из сыновей и братьев следует заниматься той или иной работой.

Однако, это вовсе не означало, что "тхьамда" имел право ни с кем ни считаться. Он должен был отличаться объективностью, справедливостью, обеспечивать равноправие всех членов семьи, заботиться о каждом из них. При решении важных вопросов "тхьамда" советовался с братом, женатыми сыновьями и супругой. Конечно, он не мог вмешиваться в женские дела семьи. Эти вопросы находились во власти супруги главы семьи "ц1ен наны" – "хозяйки дома". Она ведала почти всеми вопросами домашнего хозяйства, пользовалась на женской половине таким же авторитетом и уважением, как и "тхьамда" в семье. Она считалась хранильницей домашнего очага. "Хозяйка дома" стремилась научить дочерей и снох организации домашнего хозяйства, воспитанию детей, приготовлению пищи, шитью одежды, рукоделию.

Об обычаях наших можно говорить долго, Главное заключается в том, что нам надо вспомнить их в том виде, в каком они были заложены, без искажения, и вернуть в нашу повседневную жизнь. Только оценив их, отведя им положенное место, мы сможем извлечь из обычаев наших пользу и реанимировать отчасти пошатнувшиеся нравственные устои.

23.10.2004

Источник: Столица плюс (Грозный)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама