СОВРЕМЕННАЯ жизнь, со всеми присущими ей проявлениями, наложила значительный отпечаток на наши обычаи и традиции, "цивилизованным" людям кажущиеся дикими, но таковыми не являющиеся. В последнее время я часто слышу от самих же чеченцев неприятные высказывания по поводу "жестоких нравов" и "глупых традиций". Да, я согласна с тем, что есть у нас неписаные законы, которые отличаются жестокостью (например, мать при разводе разлучают с ребенком), но есть много поистине прекрасных в своем благородстве и целесообразных в своей вековой мудрости обычаев, которые, несомненно, скрасили бы нашу жизнь, привели бы в должный порядок отношения, сумей мы оценить их по достоинству.
Мы сами же опошлили наш природный этикет, деформировали институт знакомства и семейной жизни, перестали прислушиваться к мудрым словам старших. Предлагаю вам поразмыслить о ситуациях, с которыми мы сталкиваемся каждый день. К примеру, не раз становились мы свидетелями такого рода "подката" молодых людей, желающих познакомиться: стоит девушка на остановке. Мимо проезжает машина. Останавливается. Дает задний ход. Опускается стекло и раздается голос: "Садись, подвезу". Рядом может стоять пожилой человек, женщина с ребенком неважно, их подвозить никто не собирается. А вот девушка это другое дело. Конечно, сценарий развивается по разному: одна отвернется, другая ответит: "Катись, мол, дальше", а третья сядет в машину и отправится навстречу приключениям...
И вот таких издержек культуры общения, проявления друг к другу неуважения немало. А все почему? Да потому, что забыла наша молодежь тот красивый этикет, благодаря которому в свое время прозвали чеченцев "французами Кавказа". Основной закон горцев, к которому привержен любой уважающий себя чеченец и сегодня, закон гостеприимства. Еще в начале XVII века Жан де Лукка, доминиканский монах, писал о горцах, что "нет в мире народа добрее и разумнее принимавшего иностранцев". "Они очень радушны и приветливы, достойны подражания и знамениты своим гостеприимством", отмечал нидерландский путешественник Н. Витаен. Такую характеристику давали многие другие путешественники и очевидцы жизни нашего народа.
Существовали четко разработанные правила приема гостей, определены обязанности хозяев, нарушение которых строго осуждалось. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега и приюта: это право совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и безусловная обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием, предоставив все необходимое. По обычаю, гость получал не только жилье, питание, но и экономическую и материальную помощь и даже защиту, если он в этом нуждался. За гостя, преследуемого кровниками за убийство, хозяин отвечал не только своим добрым именем, но и жизнью. Даже своему врагу хозяин в собственном доме должен был сказать: "Марша воМийла" (Добро пожаловать).
С гостеприимством связан обычай одаривания гостей. По давно установившемуся обычаю, достаточно гостю сказать, что ему нравится тот или иной предмет в доме хозяина, и он получал его в подарок. На основе гостеприимства развился и такой обычай, как куначество. Человек, посещая селение, где жил тот, кто ранее был его гостем, должен был остановиться именно в его доме. Несоблюдение этого правила считалось тяжким оскорблением.
Если вспомнить о законе кровной мести, который одними осуждается, а другими одобряется, надо обязательно отметить, что и он имел свои обоснования. По обычаю, любое оскорбление, насилие и тем более убийство должны были быть отомщены. Месть не имела срока давности, ее нельзя было забыть. Она передавалась из рода в род, переходила по наследству от отца к сыну. Мстить должен был сын, брат, двоюродный, троюродный и т. д. Месть распространялась на убийцу, а если ему удавалось скрыться, то на его ближайших родственников, членов рода.
Кровник до осуществления акта мести не участвовал в каких-либо торжествах, старался не появляться вобществе. Убийство из-за угла считалось недостойным. Втех случаях, когда убийца оставался неизвестным, но был подозреваемый, последний, по обычаю, должен был поклясться в непричастности к убийству, клялись и его ближайшие родственники.
В большинстве случаев, особенно при непреднамеренных убийствах, родственники убийцы начинали переговоры о примирении и об уплате "цены за кровь", делали попытку принять участие в похоронах убитого человека, предлагали свой скот, деньги на поминальные расходы. Существовал еще обычай усыновления кровника. К нему, как к единственному средству спасения и прекращения мести, прибегал убийца. Он неожиданно проникал в дом потерпевшей семьи и старался прикоснуться губами к груди матери убитого. Если ему это удавалось сделать, то он считался усыновленным и занявшим место убитого.
Если бы мы придерживались этих правил, закон кровной мести (который пустил глубокие корни в нашу жизнь и является одним из основных) не был бы бичом, а стал бы спасением. Убийства сегодня совершаются легко, нет страха перед неотвратимым наказанием. Причиной может стать не так сказанное слово, не понравившийся взгляд. Убивают подло, из-за угла, а потом без зазрения совести, не опуская глаз, проходят мимо матери, отца, брата, сестры убитого, танцуют на свадьбах, женятся и живут полной жизнью.
Хотелось бы вспомнить о брачных законах и обычаях в сфере семейных отношений. Задумайтесь над тем, сколько мудрости и целесообразности в этих правилах внутрисемейных отношений и насколько они облегчали жизнь наших отцов и матерей.
Браки у нас издавна были строго экзогамными. Экзогамия распространялась на родственников как по отцовской, так и по материнской линии до седьмого колена. Воздерживались от брака даже со своими соседями. Браки запрещались между "молочными" родственниками, побратимами, людьми, принадлежащими к различным религиозным верованиям. Нежелательными считались браки между представителями различных родов. Чеченцы почти всегда соблюдали порядок старшинства вбраке. Существовало несколько форм браков, основной из которых были браки, заключенные по соглашению между родственниками невесты и жениха на определенных условиях. Другая форма система "нареченных": в первые же дни рождения детей родители в присутствии близких родственников и друзей обручали младенцев с обязательным условием их женитьбы по достижении ими совершеннолетия. До этого момента будущие родственники посещали друг друга, девочке преподносили различные подарки. Но, надо сказать, такой "колыбельный сговор" был явлением редким.
Распространена была и такая форма брака, как похищение невесты. Она имела место, когда не было согласия со стороны девушки или ее родственников. В отдельных случаях похищение инсценировалось с согласия девушки или с ведома кого-нибудь из ее родственников, если с родителями не была достигнута договоренность с данным женихом или семьей. Но похищение не соответствовало народным обычаям, являлось нарушением установившихся правовых норм, поэтому это преследовалось и часто кончалось кровавымисхватками, иногда переходившими в кровную месть.
Жили чеченцы в основном большими семьями, состоявшими из нескольких поколений, то есть, совместно жили несколько женатых братьев со своими семьями, во главе которых стояли отец и мать. Старшего в семье мужчину называли "тхьам-да". Он пользовался неограниченной властью в семье, распоряжался всем имуществом. Без его участия никто из членов семьи не решал ни один вопрос. Он представлял интересы семьи в сельском обществе, решал вопросы женитьбы сына, выхода замуж дочери, уплаты калыма, оказания помощи односельчанам. Он отвечал за воспитание внуков, определял, кому из сыновей и братьев следует заниматься той или иной работой.
Однако, это вовсе не означало, что "тхьамда" имел право ни с кем ни считаться. Он должен был отличаться объективностью, справедливостью, обеспечивать равноправие всех членов семьи, заботиться о каждом из них. При решении важных вопросов "тхьамда" советовался с братом, женатыми сыновьями и супругой. Конечно, он не мог вмешиваться в женские дела семьи. Эти вопросы находились во власти супруги главы семьи "ц1ен наны" "хозяйки дома". Она ведала почти всеми вопросами домашнего хозяйства, пользовалась на женской половине таким же авторитетом и уважением, как и "тхьамда" в семье. Она считалась хранильницей домашнего очага. "Хозяйка дома" стремилась научить дочерей и снох организации домашнего хозяйства, воспитанию детей, приготовлению пищи, шитью одежды, рукоделию.
Об обычаях наших можно говорить долго, Главное заключается в том, что нам надо вспомнить их в том виде, в каком они были заложены, без искажения, и вернуть в нашу повседневную жизнь. Только оценив их, отведя им положенное место, мы сможем извлечь из обычаев наших пользу и реанимировать отчасти пошатнувшиеся нравственные устои.
23.10.2004
Источник: Столица плюс (Грозный)