ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Защита русского языка

Александр Щипков :: 01 апреля 2025

В Государственной Думе обсуждается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В обиходе этот законопроект называют законом о защите русского языка. Он не менее важен, чем решения по СВО, иноагентам, Болонской системе.

Закон о защите родного языка – это основа культурного суверенитета, он нужен в том числе и для того, чтобы Россия не проиграла когнитивную войну, которая идет не на фронте, а в глубоком тылу.

Философией и смысловым основанием нового закона, его отправной точкой должно стать положение о единстве российского социокультурного пространства. Административные органы, бизнес, массмедиа, сфера науки и образования должны подчиняться единым социокультурным нормам. Роль языка является в этом отношении ключевой. От языка зависит, по каким правилам мы живем, к какому будущему стремимся, насколько жизнь наша духовна и осмысленна.

Русский язык богат и многогранен. Он включает в себя также старославянский (церковнославянский), который является неотъемлемой частью единого русского языка. Старославянский язык постоянно подпитывает современный литературный русский. 

Однако ему противостоят англицизмы. Мы в течение последних десятилетий подпитываемся языком врага – англицизмами и латинской графикой. Прогулявшись по российским городам, в этом несложно убедиться. На фоне СВО это выглядит как предательство.

Чтобы восстановить внутренние связи российского культурно-исторического пространства, желательно включить в законопроект упоминание о церковнославянском языке. Только необразованность или сознательное недоброжелательство могут заставить называть этот язык "мертвым". Ведь на церковнославянском сегодня совершается богослужение в наших храмах. На нем думают люди, склонные к христианскому богословствованию и философствованию. Священный Синод регулярно принимает к употреблению акафисты, написанные на церковнославянском именно в наши дни. 

Церковнославянский язык исторически объединяет русских, белорусов и малороссов: отрекаясь от него, мы бы порвали эту историческую связь. Вне всякого сомнения, это не "мертвый", а живой язык.

Церковнославянский – потомок старославянского языка, который по промыслу Божьему создали в IX веке святые просветители Кирилл и Мефодий. Наряду со старославянским и его церковнославянским "изводом", в России формировался и пласт народного, древнерусского языка: между этими источниками осуществлялся благотворный синтез. А. С. Пушкин по этому поводу писал: "Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии они сблизились, – и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей".

Церковнославянизмы и старославянизмы мы встречаем как в литературе, так и за ее пределами. К ним обращались в своем творчестве А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Г. Р. Державин, Ф. И. Тютчев, Н. А. Заболоцкий. 

Когда человек восклицает по привычке "О, Боже!", он использует форму звательного падежа, свойственного церковнославянской грамматике. Мы говорим: "чуждый", "един", "невежда", "враг" – все это старославянизмы, тогда как формы "чужой", "один", "невежа", "ворог" пришли из древнерусского. Мы думаем, где нам употребить современные "лодка", "город", а где церковнославянские "ладья", "град", как, например, в известном выражении "град Петров". Это вопрос стилистики, но он связан именно с многосоставностью русского языка. Разорвать эту связь невозможно. Значит, логично было бы отобразить ее в будущем законе.

Помимо "реабилитации" – сегодня иначе и не скажешь – церковнославянского языка, важно поставить заслон лингвистической агрессии наших геополитических противников. 

Мы должны научиться защищать свой язык.

Если так будет продолжаться, то русский литературный рискует быть вытесненным глобалистскими жаргонизмами-англицизмами. Русские слова будут использовать для обозначения негативных жизненных реалий, а все позитивное будет обозначаться англицизмами. Такова отработанная методика языкового колониализма.

Наш язык искалечен десятилетиями полуколониального состояния России, из которого мы сегодня выходим.

Вполне очевидно, что необходимо приложить законодательные усилия для ускорения этого процесса в сфере языка. 

В частности, нам необходима норма закона, согласно которой вывески, реклама и другие надписи в российском публичном пространстве должны быть написаны только кириллицей.

Российский бизнес любит английские названия, любит латинскую графику. В XIX веке такое поведение называлось "раболепием", в ХХ-м – низкопоклонством. Унизительно чувствовать себя иностранцами в собственной стране.

Навязывание языка агрессора в виде засилья англоязычных вывесок совершенно недопустимо. Ведь торговые названия и вывески – важная часть лингвистической культуры, которая отражает нашу жизнь и мировоззрение. 

Англицизмы – не просто сигнальная система. Они имеют символическую глубину. За ними стоят концепты и идиомы враждебной нам культуры и идеологии. Это экспансия, "дранг нах остен", мифы превосходства, отрицание Русского мира и война с православием.

Современный официальный русский язык и язык СМИ – заметно повреждены. Англицизмы блокируют в них живые процессы.

В каждой публичной сфере есть пять-шесть концептуальных терминов, с которыми сцеплены разрушительные для нас нарративы. 

Вначале в русский язык вживляют концептуальный термин, а потом постепенно корректируют мировоззрение народа, его ценностные установки и традиции. Меняют их на свои. Например: "компетенции" (в образовании), "контент" и "формат" (в СМИ), "гендер", "абьюзер" (в семейных отношениях") и так далее.

В сфере экономики, финансов, бизнеса, социологии, психологии их особенно много.

Эти иностранные слова-концепты должны быть запрещены в официальной речи. Потому что их задача – разрушение ценностной базы россиян. Этих слов-концептов не так много. Но их надо изъять из языка, как осколок из тела солдата.

Почему важно не только ограничить использование иностранных терминов, но запретить использовать в публичном пространстве латинскую графику? 

Дело в том, что маркетологи и культур-технологи превратили латиницу в иероглифы "высшей" власти. Заставили нас раболепствовать и пресмыкаться перед "белой расой", пишущей на латинице. 

На каком языке мы думаем, по таким правилам мы и живем. Слова – это дефиниции, определения вещей. И у них есть хозяин. Если мы заполоняем свои города латинской графикой, значит, слушаемся хозяина этой графики, хозяина этих слов-концептов и понятий. 

Это выглядит так, словно мы проиграли войну и культурное пространство оказалось "зачищено" под победителя. К счастью, войну мы не проиграли.

Подобно понятию "иноагент", понятие "язык врага" должно получить статус официального термина. Это позволит принимать активные меры по защите нашего социокультурного пространства и укреплению информационной политики государства. 

В завершение отмечу, что смысл законопроекта лежит всецело в русле президентского Указа № 809, утвердившего Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. И все перечисленные шаги по защите национального языка необходимы для того, чтобы этот указ работал.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама