ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крестославие и крестоборчество

Александр Щипков :: 15 апреля 2025

В Генпрокуратуру РФ по инициативе депутата Государственной Думы Петра Толстого было направлено депутатское обращение в связи с изданием Конституции РФ с изображением храма Василия Блаженного без крестов.

Таких примеров сегодня много: это и Петропавловский собор без креста на логотипе 80-летия снятия блокады Ленинграда, и туристические проспекты, и учебные пособия, и рекламные брошюры и даже печально известная банкнота в 1000 рублей, заказанная Центробанком, на которой со здания храма исчезли кресты. Известен даже случай, когда руководство одного из городских парков заклеивало на декорациях кресты изображениями блинов.

Такого рода инциденты тем более травматичны, что в памяти православных верующих еще свежи так называемые художественные жесты актуалистов, которые рубили иконы и спиливали кресты бензопилой – последнее совершили участницы украинской феминистской группы Femen.

Поскольку Крест – орудие спасения, многим хотелось бы у нас его отнять. Нынешние феминистки и арт-радикалы в этом деле далеко не первые. Сделать это пытались воспетые Булатом Окуджавой "комиссары в пыльных шлемах". Когда-то большевики рьяно спиливали кресты с гербовых орлов, например на решетке Летнего сада. Что характерно, уничтожался не весь герб, а именно крест – средоточие духовной силы русского человека. Разумеется, эти действия имели по-своему религиозный характер: ведь антирелигиозность – тоже форма религиозности.

Сегодня подобные события вызывают устойчивый негативный резонанс в обществе. Поэтому принятие правовых мер для исправления ситуации является насущным и необходимым решением. Но нормативно-правовые шаги не отменяют важности просветительских усилий, направленных на разъяснение социальной роли религиозных святынь. У проблемы как минимум три аспекта: политико-правовой, религиозный и культурный. Последние два связаны с ролью Креста в русской истории.

Крест – это конститутивный образ нашей идентичности, он присутствует в сознании каждого русского человека, к нему устремляются как молитвы верующих, так и культурные ассоциации всего российского общества.

Крест – это символ победы над смертью: ведь после распятии Христос воскрес, "смертию смерть поправ". Православные в России говорят: "Крестом спасаемся". Мы осеняем себя крестным знамением в храме, во время молитвы, в трудных жизненных ситуациях, прибегаем к Кресту во время болезни.

Обращение к Кресту так же важно, как знание молитвы "Отче наш", Символа веры, 90-го псалма, зашитого в погонах наших воинов...

В Крестопоклонную неделю Великого поста весь православный народ со слезами поет знаменитое песнопение "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

Апостол Павел в одном из посланий говорит, что христианам надлежит "взяться за предлежащую надежду, который для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" (Евр. 6, 18-19), спасающий от последствий греха. Богословы неоднократно указывали на то, что этот "якорь надежды" связан у Павла именно с Крестом. Крест есть протянутая длань свыше, он предоставляет помощь в трудную минуту.

Поэтому Крест – еще и символ надежды. Когда человек живет "с Крестом", церковный корабль спешит доставить его по волнам моря житейского в тихую гавань жизни вечной. Большие проблемы возникают тогда, когда человек "без Креста", когда "Креста на нем нет". Поэтому на Руси издревле обязательно носят нательные кресты.

Крест имеет также глубокий нравственный и социальный смысл. Ведь, явив пример самопожертвования, Христос тем самым отменил языческий институт жертвоприношения. Это означало, что человек, ступая путем обожения, может жертвовать собой ради ближнего. Но он не вправе жертвовать ближним ради своих нужд и интересов, как это принято в древних языческих и в современных либеральных обществах. Такое понимание человеческих отношений характерно для социального богословия в православном святоотеческом наследии: школы Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Василия Великого и иных.

Понятие "крест" имеет и переносное значение. Оно указывает на беды и страдания народные, связанные в том числе с русской "плахой", геноцидом в ходе нескончаемой европейской войны против русского народа, которая еще далеко не окончена. Россия несла и несет свой Крест – подобно Христу, несшему свой Крест на Голгофу.

Русский человек умеет "читать" кресты, их символику. Например, он знает, что означают двенадцать звезд на лучах, исходящих из центра креста на куполе храма Софии Вологодской. Он знаком с реликтовыми мозаичными крестами, выставленными в Музеях Кремля, знает, чем отличается поморский крест от других киотных крестов, чем отличается простой нательный крест от складного энколпиона, внутри которого хранятся частицы мощей.

Но почему же, несмотря на все это богатство смыслов, кресты затирают, заменяя геометрическими фигурками, насаживая на купола наших храмов так называемый графический шашлык?

Отчасти это связано с культурой информационного потребления, навязанной стране компрадорской частью элит. Когда все решает программа, исчезает личная ответственность - ведь с программы не спросишь. Но это лишь на первый взгляд: на самом деле у всякого информационного продукта есть заказчик, который принимает или не принимает готовый результат.

Крестоборцы объясняют свои действия тем, что отредактированные изображения используются якобы для того, чтобы "не оттолкнуть" массового потребителя их печатной продукции. Но, следуя этой культуроборческой логике, завтра те же "дизайнеры" начнут затирать и государственную символику. Подобная логика – в корне неверна. Она возникла под прямым влиянием европейского агрессивного секуляризма, максимально удобного для манипулирования коллективным сознанием разных социальных групп.

Нас не устраивает подобная ситуация. Сегодня речь идет о защите нашего культурного и религиозного пространства, нашего национального суверенитета.

Помимо права на жизнь, права на отдых, необходимо защищать и право народа на веру. Против этого права была направлена большевистская идея "отделения Церкви от государства". Удивительным образом ленинский декрет "отделения Церкви от государства" устоял в советский период русской истории, устоял при радикальных антагонистах большевиков в 1990-е годы и продолжает действовать сегодня. Меняются эпохи, политические системы, конституции, а ленинская глубинная богоборческая идея не только жива, но активно действует сквозь века, поверх всех социальных изменений, которые пережила Россия за последние сто десять лет.

Однако сегодня, в период СВО, когда кардинально меняется социальный ландшафт, этот стереотип выглядит уже откровенным анахронизмом, играющим в обществе абсолютно деструктивную роль.

Из всего сказанного следует, что контроль за обращением с религиозными символами в публичном пространстве должен обрести форму четкой и прозрачной юридической процедуры. Христианин является также и гражданином, а значит, может использовать для самозащиты юридические и политические рычаги.

Российское законодательство должно быть направлено на защиту социального пространства верующих граждан. В рамках данной статьи мы рассматриваем исключительно православную тему, но это, безусловно, касается и иных традиционных российских религий.

Мы понимаем, что крестоборцы – это люди, пребывающие в духовном ослеплении, и наш долг состоит также в том, чтобы молиться за этих людей, за их духовно-нравственное благополучие, напоминая, что в болезнях и немощах, от которых никто в этом мире не застрахован, позовут и они к своему одру священника и будут просить совершить над ними таинство соборования. И станут повторять слабыми губами: "Услыши мя, Боже; помилуй мя, Владыко; исцели мя, Святый".

А священник будет крестообразно помазать елеем их чело, очи и уста, укрепляя Крестом их тело и душу.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама