ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Народ, преданный забвению

Православие помогло тверским карелам сохранить свою идентичность

Александр Давыдов :: 01 декабря 2004

Христианское учение о Церкви как о единой вселенской общине позволяет объединять верующих вне зависимости от их национальной принадлежности. Это было особенно важно для многонациональной Древней Руси, в частности Новгородского княжества, где проживало множество финских племен (карелы, вепсы, водь, ижора и др.). Экспансия русской культуры и "русской веры" (православия) велась на территориях, заселенных финскими племенами. Одним из самых крупных этих племен была упоминающаяся в летописях "корела", предок сегодняшних карел.

Древнерусские и европейские источники рассказывают о нескольких племенах, объединенных общим названием "корела" и проживавших на Карельском перешейке и северозападном побережье Ладожского озера. С X-XI веков карельские земли попадают в зону политических, экономических, и религиозных интересов Великого Новгорода. С этого же времени начинается история карельского православия, определившего в дальнейшем судьбу этого народа.

Впервые карелы были насильно крещены посланниками новгородского князя Ярослава Всеволодовича в 1227 году. Скорее всего первыми в православие обратили восточных карел, на земли которых претендовал и Великий Новгород, и Швеция. Карелы, жившие на западе, уже начинали устанавливать к тому времени вассальные отношения со шведами. Трудно судить об успехе православной миссии среди языческого населения, но первые находки археологов в карельских захоронениях предметов православного культа относятся уже к XIII веку.

Когда Карельский перешеек стал ареной борьбы за влияние православной Руси и католической в то время Швеции, карелы сумели извлечь из своего двойственного положения некоторые выгоды. Православные священники более спокойно и терпимо относились к некоторым древним традициям финских племен, поэтому принятие карелами православия может объясняться и стремлением к сохранению привычного уклада.

Толерантность православной культуры хорошо иллюстрируется примером из позднейшей истории: знаменитый финский фольклорист Элиас Леннрот (1802-1884), создатель "Калевалы", записал большую часть песен древнего эпоса у беломорских карел-старообрядцев. В то же время у карел, живших на западе и принявших сначала католицизм, а затем лютеранство, древняя эпическая поэзия уже не бытовала.

В конце XVI века политическая ситуация на Карельском перешейке изменилась. В ходе Ливонской войны зимой 1581 года шведские войска вторглись на Русь и захватили весь Корельский уезд. Часть карел ушла с оккупированной территории в глубь России. Это первый зафиксированный летописями пример переселения карел во внутренние области страны.

По Тявзинскому мирному договору 1595 года Корельский уезд вернулся в состав русского государства, но в 1609 году в обмен на помощь шведов правительству царя Василия Шуйского уезд снова передали Швеции. В своей грамоте Василий Шуйский обещал карелам беспрепятственное расселение в любом месте России.

Снова начался исход православного населения с Карельского перешейка. Однако город Корела (ныне Приозерск в Ленинградской области), центр уезда, отказался подчиниться воли Шуйского и оказал сопротивление шведам. Сопротивление возглавил епископ Корельский Сильвестр, в своих проповедях взывавший не только к патриотическому, но и к религиозному чувству горожан.

Через два года, в 1611 году, изможденный осадой город сдался. Шведы позволили жителям унести с собой все самое ценное. Тогда карельские женщины вынесли на себе раненых мужей. Только 27 февраля 1617 года был заключен Столбовский мирный договор между Россией и Швецией. Карельский перешеек окончательно переходил под власть Швеции. Заключение мира стало переломным моментом в истории православных карел. Перед ними встал вопрос выбора – остаться в Швеции или окончательно переселиться в Россию.

Казалось бы, все располагало к тому, чтобы остаться в Швеции. Новые власти устанавливали особый режим для присоединенных территорий: крестьян освободили от обязательной мобилизации, не стали вводить постоянный налог на землю и даже заменили русские названия погостов Корельского уезда на карельские. Однако все экономические выгоды перевесил один аргумент веры: шведское господство сулило карелам неизбежное обращение в "люторскую веру" (лютеранство).

Ко второй половине XVII века с Карельского перешейка ушли почти все карелы. Их исход осуществлялся через земли Тихвинского монастыря. Там даже образовался, как сейчас бы сказали, своеобразный "гуманитарный коридор". Шведские переписные книги фиксируют в каждом погосте, где ранее проживали сотни православных карел, от силы десяток семей.

В России карелам определили местом жительства земли на территории современной Тверской области в бассейнах рек

Мологи, Медведицы, Волчины и Тихвины. Эти земли были выбраны не случайно, во время Смутного времени они сильно запустели, поэтому карелы смогли поселиться компактно. Отдельные карельские анклавы оказались разбросанными по всей территории Тверского края. Часть переселенцев осела на Новгородчине под городом Боровичи и на Валдае. К началу XX века в Тверской губернии число карел превышало число их соплеменников в Архангельской и Олонецкой губерниях.

На новой родине карелы остались верны своим традиционным занятиям земледельцев и скотоводов. От окружающего русского населения они отличались своим упрямством и особой приверженностью к православию. Самым популярным святым у карел был Никола Угодник. Его икона из Тербенской пустыни, считавшаяся чудотворной, стала подлинной национальной святыней, объединявшей тверских карел. С крестным ходом чудотворную икону носили по карельским селам и деревням Тверской губернии с 9 мая по 30 июня.

Как отмечал исследователь тверских карел Анатолий Головкин в работе "История Тверской Карелии", самым ценным для карельского переселенца была принесенная с собой икона, которая, как правило, после смерти владельца завещалась храму. До начала 30-х годов XX века эти старинные иконы бережно хранились в приходских церквах.

В 1819 году Святейший правительствующий Синод издал указ о необходимости перевода Библии на карельский язык. Уже в 1820 году в Санкт-Петербурге вышло "Евангелие от Матфея" на карельском языке. Однако книг на карельском языке, в том числе и религиозных, издавалось очень мало. Подавляющее большинство православных карел оставались простыми, безграмотными крестьянами.

XX век принес тверским карелам новые испытания. Второй раз карелам пришлось претерпеть гонения за православную веру в 1930-е годы. Точное число тверских карел, репрессированных за свои религиозные убеждения, до сих пор неизвестно. Список канонизированных мучеников XX века из Тверской Карелии, составленный современными энтузиастами, включает в себя 66 человек, среди них много священнослужителей и монахов.

После ликвидации в 30-е годы прошлого века национальной автономии и письменности тверских карел число относящих себя к этому народу постоянно сокращается. В советский период тверских карел официально как бы совсем не существовало. Сегодня их около десяти тысяч человек, а в довоенное время насчитывалось почти в пятнадцать раз больше. Недавно была воссоздана карельская национально-культурная автономия и письменность этого древнего народа.

В условиях различных испытаний, выпавших на долю тверских карел, православие оставалось главной и неотъемлемой частью их духовной культуры. Сегодня возрождению православия среди тверских карел мешает тяжелая экономическая ситуация в этом регионе, способствующая оттоку карел из мест компактного проживания в города, где они обречены на исчезновение. Тем не менее нынешняя карельская интеллигенция связывает возрождение своего народа именно с православием.

01.12.2004

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /