Весь СНГ – театр, а люди в нем актеры… Эта слегка переиначенная шекспировская фраза вспоминается каждый раз, когда то в одной, то в другой части СНГ начинают разыгрываться спектакль под общим названием "бархатная революция".
В прошлом году он был поставлен в Грузии и в ее полунезависимой автономии Аджарии, получив красивое наименование "революция роз".
В ноябре 2004 г. – аккурат к годовщине этой революции на ускоренный "демократический транзит" (переход от "коммунистического и постсоветского авторитаризма" к модели плюралистической демократии, что подразумевает почти автоматически последующее членство в Евросоюзе и НАТО) нацеливают Украину, где "оранжевые", не встречая серьезного сопротивления, ведут к победному завершению свою, "каштановую революцию".
Эта третья по счету постановка сцен ненасильственной смены власти путем акций гражданского неповиновения говорит о том, что творческая мысль западных режиссеров, равно как и их финансы, не оскудевают. Развернувшееся на фоне красочных уличных карнавалов украинское действо смотрится куда эффектнее, богаче и зрелищнее прошлогоднего тбилисского, не говоря уж о батумском, которое вообще выглядело как утренник самодеятельности в сельском клубе.
Трудно отрицать при этом, что грузинские и украинские события создали прецедент, заставивший занервничать многие далекие от демократии режимы в СНГ, особенно центрально-азиатские. Плюс к тому получает огромный моральный и политический импульс действующая практически во всех постсоветских республиках оппозиция. Толпы ликующих, опьяненных чувством вседозволенности людей на улицах Тбилиси, Батуми, Киева – зрелище впечатляющее. Это очень серьезное предупреждение СНГ-овским режиссерам-постановщикам от власти, бессовестно манипулирующим выборным процессом и убежденным (до недавнего времени) в своей полной безнаказанности. Эти носители властных полномочий, вовсю использующие повсеместно в СНГ пресловутый административный ресурс с целью сохранения "кормушки", каковой являются занимаемые ими должности, не вызывают у населения никаких иных эмоций, кроме презрения и ненависти. Так что вполне логичной и предсказуемой оказалась та легкость, с какой "уронили" режимы Э. Шеварднадзе и А. Абашидзе. Не удивляют и украинские толпы, кричащие "ганьба!" Леониду Кучме, его приближенным и выдвиженцам.
Иное дело, что в Грузии бывшие соратники президента Шеварднадзе, сместившие его со своего поста, провели последующие выборы с теми же, что и их предшественник, многочисленными нарушениями, которые Запад, заметим, предпочел проигнорировать. А самые главные лидеры украинской оппозиции, ставшие в одночасье борцами "с рвущейся к власти бандой уголовников и коррупционеров", сами вхожи в правящую элиту и замешаны как в коррупционных скандалах, так и в уголовно наказуемых деяниях. Но в революционной ситуации людьми движут эмоции, а не разум. И вот уже тщательно отобранные заокеанскими режиссерами на предварительных кастингах "молодые львы", не лишенные актерских талантов, под аплодисменты восторженной публики и под аккомпанемент профессиональных "бэк-вокалистов", лицедействуют на политической сцене в ролях "неподкупных патриотов" и "пламенных революционеров".
Таков поверхностный смысл разыгрываемого на просторах СНГ и рассчитанного, похоже, еще на несколько актов спектакля, где все мы – жители постсоветского пространства одновременно и зрители и актеры. Кто же режиссирует эти постановки? Какие подмостки в СНГ предназначены для проведения новых "бархатных" революций? И не грозят ли им опасность перевоплощения из намеченных полукарнавальных водевилей в иной жанр – кровавую драму?
Ответы на эти вопросы звучат по-разному.
Наиболее распространенное на Западе объяснение "розовых", "каштановых", "оранжевых" революций: это всплеск народного волеизъявления, выражение изначально присущей человечеству и, конкретно, населению СНГ тяги к демократии и свидетельство пробуждения гражданского общества от спячки постсоветского авторитаризма. Этот взгляд на последние события в СНГ встречает здесь отклик у многих представителей либеральных кругов, творческой и научной интеллигенции, антиправительственных оппозиционных движений. Вместе с тем подобная возвышенно-идеалистическая трактовка "бархатных революций" рождает невольные подозрения: не призвана ли она затушевать истинные цели и намерения Запада, который болеет чем-чем, но только не идеализмом?
Другой, прямо противоположный спектр мнений представлен частью российских политиков и приближенных к ним политтехнологов. "Проспав" украинские (а раньше – грузинские) события, эти деятели прикрывают свой непрофессионализм, свою неспособность реагировать на стремительно меняющийся миропорядок, в водовороты которого уже вовлечены постсоветские республики, рассуждениями о "заговорах" и "сговорах", пусканием в ход идеологических штампов и агиток времен Холодной войны.
Как представляется, ближе всех подходят к истине прагматики, которые анализируют феномен "бархатных революций" в СНГ не в терминах "демократия", "диктатура", "авторитаризм" и пр., а в понятиях политики или геополитики. Например, Глеб Павловский смотрит на украинские события как на "первый акт "демонстрации флага" объединенной Европы", причем не только в отношении России, но и в отношении США". Другие говорят об очередном геополитическом разломе в Евразии, рождающем новые вызовы России, историческое предназначение которой оставаться центром геополитического континентального равновесия.
Совершенно очевидно, что за рассуждениями о необходимости ускоренной демократизации СНГ скрывается принципиально новая стратегия Запада в отношении России и других входящих в СНГ республик. Зримое начало ее реализации положено грузинским переворотом осени прошлого года. Это событие стало поворотным в политике Европейского союза, ОБСЕ и Соединенных Штатов в том смысле, что, если раньше они только критиковали избирательные кампании в СНГ, но активно не вмешивались в них, то с осени 2003 г. они продемонстрировали твердое намерение участвовать в выборах и вообще напрямую патронировать процессы "демократического транзита". Не во всем постсоветском пространстве, разумеется, а лишь там, где этому благоприятствует ситуация и где у Евросоюза или США есть хоть какой-то интерес геополитический, стратегический, экономический. (Справедливости ради, заметим: интересы Европы и США далеко не всегда совпадают, не говоря о существовании фактора транснациональных корпораций, влияние которых на мировые процессы все заметнее в современную эпоху глобализации).
Вашингтон все последние годы оказывал на страны СНГ беспрецедентное давление, которое несколько снизилось лишь в последние месяцы — как по причине президентских выборов в США, так и вследствие чрезмерной занятости американцев на более важном участке "битвы за демократию" в Ираке. Возможно, это и подхлестнуло активность Евросоюза и ОБСЕ в СНГ. Но нынешняя фаза их активизации объясняется и другими причинами. Это, во-первых, фактор географической приближенности к бывшему Советскому Союзу и, соответственно, непосредственной заинтересованности в происходящих там процессах. Во-вторых, возникший у Европы соблазн поучаствовать в делах СНГ обусловлен заметным ослаблением республик Содружества и главное – России: появилось ощущение, что теперь можно безнаказанно и легко, не встречая серьезного сопротивления, проводить в СНГ свои интересы. В-третьих, играет роль и историко-психологический фактор – вирус реванша, отмщения России, которая символизирует теперь прошлые унижения – истинные и мнимые национального достоинства. Этот вирус гуляет и по странам Восточной Европы – бывшим сателлитам СССР, и по республикам Балтии, и, частично, по Белоруссии, Украине, Молдове, другим постсоветским республикам, вдохновляя отдельных политиков и целые партии на борьбу с пресловутым "российским империализмом".
Но какой бы ни была активность Европы в Содружестве, было бы весьма неосмотрительно сбрасывать здесь со счетов американцев. Ведь больше других в организации "бархатных революций" в СНГ "засветились" именно неправительственные организации США "Дом свободы" (Freedom House) и Открытое общество Джорджа Сороса, в то время как за кулисами политической сцены Содружества действуют менее заметные широкой публике, но достаточно влиятельные фигуры. Это дипломаты, представители двух ведущих американских партий (например, из Национального демократического института при Демократической партии и Международного республиканского института при Республиканской партии), Госдепартамента США, Агентства международного развития США и пр. Все они с привлечением многочисленных консультантов, социологов и политетхнологов участвуют в спонсировании и организации акций по "продвижению демократии в республики СНГ".
Вот так американский посол в Грузии Ричард Майлз сыграл, возможно, ключевую роль в организационном обеспечении "революции роз". Присутствие же на украинских выборах личного представителя президента США Дж. Буша, сенатора-республиканца Ричарда Лугара, публично выступившего в Киеве с пристрастными в пользу "оранжевых" заявлениями, несомненно, укрепило украинскую оппозицию в ее решимости взять власть с помощью массовых акций неповиновения. Не меньше вдохновили ее и жесткие предупреждения Госсекретаря США Колина Пауэлла, вскоре уходящего со своего поста, о том, что Украина может дорого заплатить за "саботаж демократии" читай, за отказ признать победу В. Ющенко.
Тем удивительнее в этом контексте выглядят американские и европейские окрики в адрес России за ее "вмешательство во внутренние дела соседних суверенных государств", учитывая, что для России страны СНГ – ближайшие соседи и для многих из них она остается экономическим донором. России, кроме того, специалисты "Фридом хаус", фиксирующие во всех "небалтийских государствах бывшего Советского Союза" недостаточный прогресс в области движения к демократии, ставят "на вид" за то, что она "провалила свой позитивный (имеется в виду – демократический) имидж в регионе [СНГ], где ее влияние остается всепроникающим".
Видимо, исходя из этого посыла, западные "спецы", обладающие секретом изготовления новых демократических блюд, запускают в широкий оборот рецепт "бархатных революций". Успешно апробированный в указанных странах СНГ, а до того в Восточной Европе, он, как предполагается, вполне может сгодиться для заваривания каши под названием "демократизация" в других республиках СНГ.
Следующей после Украины на очереди, вероятнее всего, стоит Молдова. Там год назад с помощью весьма успешных дипломатических маневров Евросоюз, поддержанный местными прорумынскими националистами, а также рядом украинских и румынских политиков, сумел нейтрализовать миротворческую инициативу России. Теперь все повернулось таким образом, что реальным следствием отказа официального Кишинева следовать рецептам Евросоюза может стать в лучшем случае "бархатный переворот" по грузинской модели, а в худшем кровопролитная "революция" по образцу румынской конца 1980-х гг.
В Закавказье наиболее вероятным полигоном для активизации оппозиции по грузинской модели может стать Армения единственное неподконтрольное США государство региона. При этом совсем необязательно использовать здесь схему ненасильственной смены власти по образцу "бархатных революций". Главное, заставить президента Роберта Кочаряна отойти от его пророссийской политической линии.
В Армении американские политтехнологи, прорабатывающие варианты ускоренной "демократизации" этой закавказской республики, рассматривают различные варианты. Один из них – взращивание "демократической оппозиции". В этой связи обращает на себя внимание сообщение армянских газет о, якобы, состоявшейся летом 2003 года поездке некоторых представителей местной оппозиции вместе с лидерами будущей "революции роз" Михаилом Саакашвили, Зурабом Жвания и Георгием Барамидзе, в Югославию с целью приобщения к ее революционному опыту по мирному свержению "диктатур". Оплачена эта поездка была, как отмечалось, Фондом Джорджа Сороса. Армянская оппозиция заявляет, правда, что будет следовать своему собственному варианту свержения "нелегитимной власти", и он не будет похож ни на грузинский, ни на румынский, ни на сербский, ни на какой другой. Но едва ли имеющейся оппозиции в Армении под силу такая задача даже при наличии внешней поддержки. Эта оппозиция слишком разнородна, и единственное, что связывает ее отдельные части — это стремление сместить Кочаряна. У оппозиции к тому же нет лидера, который смог бы консолидировать ее разношерстные течения и который обладал бы одновременно харизмой – свойством, без которого на Кавказе трудно победить в политической борьбе. И что самое печальное для Вашингтона, армянская радикальная оппозиция является еще более пророссийской, нежели Кочарян.
Потому замена действующего армянского президента проамериканским политиком выглядит в глазах американцев намного эффективнее. В этом качестве в Вашингтоне, по всей видимости, готовы рассмотреть кандидатуру первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Возглавляемое им Армянское общенациональное движение (АОД) по целому ряду вопросов занимает антироссийские позиции и выступает с "конструктивными", то есть совпадающими с американскими, предложениями по выводу из тупика карабахской проблемы. Риторика АОД сводится в основном к тезису — "Кочарян довел карабахский вопрос до кризиса". Но и с этим обвинением у противников действующего президента может возникнуть загвоздка. Оно не имеет большой силы до тех пор, пока президент контролирует карабахскую проблему. А Кочарян ее контролирует, понимая, что как только он даст слабину, захочет пойти на уступки противной стороне, общество, политическая и военная элита мгновенно консолидируются против него, как это было в 1998 г., когда президент Тер-Петросян вынужден был уйти в отставку из-за своей готовности пойти на компромисс в карабахском вопросе. Пока в Армении преимущества на стороне власти, поскольку ей удается поддерживать образ стабильности в республике (чему немало способствуют политические пертурбации в соседних Азербайджане и Грузии). Совокупность этих факторов вкупе с личными качествами президента его жесткостью и умением контролировать ситуацию, позволяют предположить, что произвести в Армении ненасильственную смену власти (и соответственно смену внешнеполитической ориентации) путем "бархатного переворота" либо какого-то еще столь же "легитимного" способа до 2008 г. – года новых президентских выборов вряд ли удастся. Если, конечно, революционное нетерпение оппозиционеров и нетерпение иностранных инвесторов в какой-то момент не совпадут, и массы позовут на баррикады раньше намеченного срока.
В Азербайджане вопрос о смене власти Западом пока вроде бы не ставится, несмотря на то, что плюрализм в этой республике носит во многом витринный характер, да и зиждется азербайджанское государство не на демократическом, а на ином фундаменте: клановости, развитой системе клиентельно-патронажных связей, персонализации политической власти. И хотя это государство, живущее на доходы от продажи за границу энергоресурсов, не отвечает принципам демократии, Соединенные Штаты не особо это заботит, поскольку Азербайджану, независимо от объемов нефтедобычи, которая, кстати, имеет в этом государстве тенденцию к снижению, предназначена роль важного военно-стратегическая форпоста США и НАТО в Закавказье. Потому-то критика азербайджанских властей за их авторитарные замашки остается в основном уделом правозащитных организаций. Серьезному же осуждению в западных столицах "азербайджанский авторитаризм" может подвергнуться только в случае излишнего, с точки зрения США и западных энергетических компаний, крена Баку в сторону Москвы. Пока у Вашингтона нет оснований сомневаться в лояльности азербайджанских правителей, которые готовы предоставить территорию республики для американских/натовских военных баз, равно как и для нанесения ударов по Ирану, в связи с чем в Азербайджане в который раз актуализировалась тема вывода оттуда "российских военных объектов" (Габалинской РЛС).
В Центральной Азии к "демократическому транзиту" по-"бархатному", по всей видимости, может быть приговорен Казахстан, у которого нет равных в Центральной Азии по площади и богатству природных ресурсов. Как без Украины, которую заманивают в Евросоюз, так и без Казахстана Нурсултана Назарбаева, теряют смысл инициируемые Россией интеграционные проекты в СНГ и в особенности весьма перспективная идея создания "единого экономического пространства" в рамках Беларуси, Казахстана, России и Украины. Еще одной страной, на которую может быть обращено внимание западных политтехнологов, является Узбекистан, чьи отношения с Соединенными Штатами в последнее время разладились.
Но в целом модель демократизации по-грузински вряд ли может иметь будущее в центрально-азиатских государствах. Кроме Казахстана, там нигде нет влиятельной оппозиции. Не располагают к излишнему оптимизму относительно перспектив утверждения демократии западного образца особенности политической культуры стран региона. Местные элиты в подавляющем большинстве весьма успешно усовершенствовали систему управляемой демократии, при которой политическая оппозиция либо вовсе лишается возможности участвовать в выборах либо раскалывается и вытесняется искусственно созданными партиями, блоками и объединениями проправительственных сил. К тому же внедрение в Центральной Азии демократических норм западного типа, проведенное прямолинейно, без учета местных особенностей, уже привело к серьезному обострению внутренних противоречий и проблем. В Киргизии, например, произошедший в первой половине 1990-х годов передел собственности нарушил равновесие, стимулировал соперничество между политическими и хозяйственными элитами севера и юга, обострив тем самым проблему регионализма. Другим следствием киргизского эксперимента стала зависимость страны от финансовых вливаний Запада, без дотаций которого экономика республики уже не может существовать. Схожая ситуация и в Казахстане.
В принципе Запад в позитивном направлении влияет на какие-то политические процессы в СНГ и даже в чем-то облегчает пробивание там ростков демократии. Но пока модель разрешительной демократии, наподобие той, что сложилась на Западе, в СНГ не прививается, и в большинстве постсоветских государств редпочтение отдается различным вариантам управляемой демократии. Не секрет также, что в качестве союзников в борьбе с терроризмом, исламо-радикализмом и прочим злом США вполне устраивают пусть авторитарные, но зато сильные и предсказуемые режимы. Едва ли какая-либо внешняя сила способна втянуть государства СНГ в демократический процесс. Тем более что исторический опыт свидетельствует: экспорт демократических образцов так же опасен, как экспорт революции.
В оформлении публикации использованы
фотоматериалы с сайта
"Междуреченский информационный портал"