издан первый учебник православия
Газета уже рассказывала о том, что предмет "Православная культура" рекомендован Министерством образования РФ для "интегрирования" в другие дисциплины (см. № 211). По сведениям Газеты, этот предмет уже преподается в 20 регионах РФ. Издан первый учебник "Основы православной культуры" Аллы Бородиной тиражом 10 тысяч экземпляров.
"первый год внедрения курса"
Первый труд по данной дисциплине, написанный нашей современницей для современных детей, "предназначен для 6-го и любых более старших классов на первом году внедрения данного курса". Как заверил Газету протоиерей Всеволод Чаплин, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, "предмет "Основы православной культуры" не является вероучительным, он относится к культурно-образовательным дисциплинам. Учебник "Основы православной культуры", может быть, нуждается в корректировке, и авторы, насколько я знаю, готовы учесть замечания". Однако, как говорят чиновники Минобразования, к изданию учебников по основам православной культуры они никакого отношения не имеют: "Мы их не заказываем, не одобряем, не рекомендуем". По словам замминистра образования Леонида Голубе-ва, "мы не имеем права на это, потому что речь идет не о федеральном компоненте, а в лучшем случае — о региональном". В переводе на понятный язык это означает, что вся ответственность лежит на региональных властях и школах.
Итак, факультатив в школах есть, рекомендован "для интегрирования" в другие предметы (то есть выходит за рамки факультатива), а учебники никем не заказаны. Между тем в самом учебнике же указано: "Рекомендован Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии (именно так. — Газета) Русской Православной Церкви".
Любовь Гармаш (департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобраза) подтвердила, что "государство, и Министерство образования как его часть, пришло к необходимости установления определенных взаимоотношений со всеми традиционными конфессиями по вопросам образования, в том числе об изучении религиозной культуры в государственной школе". При этом все "традиционные конфессии" (см. Газету № 196) напуганы планами по "православизации" школы.
современным православным бардам повезло больше, чем Иоанну Златоусту
"Святой и правой может быть только единая Церковь как тело Христово на земле", — сказано в культурологическом учебнике. Дети начинают курс с изучения Вселенских соборов, догматов и ересей. Первые слова для запоминания — оккультизм, магия, сатанизм, секта и фанатизм. После краткой попытки растолковать детям суть учения о Троице предложен текст Символа веры (на русском и церковнославянском языках), рассказ о Туринской плащанице, язычестве и только потом — об Иисусе Христе.
Далее — о чудотворных иконах и святых. В книге три раза цитируется современный православный бард иеромонах Роман. Классики и даже Иоанн Златоуст удостаиваются меньшей чести.
"этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами..."
В исторической части учебника содержатся некоторые сведения, способные повлечь дипломатические и религиозные конфликты. Так, Иисуса приветствует "толпа народа", а "не унимаются и настаивают на казни" — иудеи (потому что "этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами..."). Ужасы разорений закрепляются в детском сознании за поляками и татарами. (В исторической науке, в том числе в школьных курсах, давно принят термин "ордынцы", заверили Газету в Институте российской истории РАН.)
внедрение в географию
Есть и географические новости: "Большой Арарат... находится на Кавказе... Гора расположена на стыке трех государств, заключивших договор о запрещении подниматься на Арарат". Католицизм, по мнению автора, — это ветвь, отделившаяся от Церкви, а протестантизм — "северное направление" христианства. "Чтобы действительно исполнить и нравственные, и юридические законы, необходима любовь к Всевышнему и окружающим людям", — уверен автор.
В комментарии для Газеты Александр Огородников, директор детского реабилитационного центра, отсидевший в советских тюрьмах восемь лет за организацию христианского семинара, заметил: "Люди, которые от имени Церкви пишут учебники и преподают свои курсы, в большинстве случаев могут предложить обществу лишь синодальный тип благочестия, отрывающий православие от культуры. Православие, которое не участвует в сегодняшнем дне, не говорит на понятном языке, обречено на самоизоляцию. И в вузы, и в школы они несут ветхие слова и ветхие модели. Это искаженное лицо христианства".
* * *
Некоторые вопросы для повторения материала, предложенные учебником
Как соотносятся понятия "русский" и "православный"?
В чем различие понятий "православие" и "христианство"?
Назовите божества "низшего порядка".
Почему он (Владимир. — Газета) отверг ислам, иудаизм, католицизм? Что привлекало Владимира и его советников в Православии?
Кто совершил первое убийство человека? Как это случилось?
За что Господь уничтожил города Содом и Гоморру?
Назовите имена родителей Иоанна Крестителя. Кем был его отец?
Назовите имя римского правителя, которого иудеи заставили приговорить Иисуса к смерти.
Почему иудеи распяли Христа? Что мешало им понять духовный смысл учения Иисуса о Царствии Небесном?
Подумайте и расскажите, почему москвичи выбрали себе герб — икону Георгия Победоносца?
Где родился преподобный Серафим? Кто были его родители, чем занимались?
Назовите мирское имя и фамилию отца Иоанна Кронштадтского.
О чем мечтал отец Иоанн во время учебы? Почему "изменил" своей мечте?
Домашнее задание читателям
В чем заключалась ересь несториан? В чем ересь монофизитов?
В чем заключается суть учения Христа?
Что такое тринитарное учение?
Что утверждает христология?
Во что веруют православные христиане?
Что такое синдология?
Какие книги Четвероевангелия называются синоптическими и почему?
Что такое "внутреннее делание"? Для чего служило Святое Святых Скинии?
Если есть желание, выполните творческую работу по любому известному вам сюжету Евангелия.
Газета №226 05.12.2002
Центр педагогических исследований «Покров»
Почему школе необходим предмет, подобный «Основам православной культуры»
Заседание рабочей группы Координационного Совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви при Министерстве образования Московской области 27 марта 2002 г.
Яков Кротов. Основы православной субкультуры (Рецензия на книгу: Бородина А.В. Основы православной культуры. – М., 'Покров', 2002. – 254 с. 10000 экз.) 13 июня 2002
Радио «Свобода». Передача «С христианской точки зрения». Ведущий Яков Кротов. Об учебнике «Основы православной культуры» (14 июля 2002)
Иудеи ответят за распятого Христа. Об их злодеяниях узнают все российские школьники (18 ноября 2002)
Наталья Тихонова. В астраханских школах, возможно, начнут преподавать 'Основы православной культуры' (19 ноября 2002)
Татьяна Базжина. Светский факультатив, или Почему не надо боком (22 ноября 2002)