Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
- Этот год отмечен многими знаменательными событиями в нашей Церкви: возвращением Тихвинской иконы Божией Матери в Россию, первым совместным мероприятием с Русской Зарубежной Церковью - пребыванием здесь мощей княгини Елизаветы Федоровны. Недавно в храме Христа Спасителя прошел форум по проблемам демографической ситуации в России, который поставил множество острых вопросов перед нашим правительством.
Нынешнее мероприятие, посвященное 60-летию журнала "Московская патриархия" и 15-летию газеты "Церковный вестник", ясно показало, что нам нужна общенациональная православная газета и общенациональный православный телеканал. Мы готовы работать в этом направлении. Поэтому от всех участников фестиваля ждем предложений и новых идей!
***
Святейший патриарх Сербский Павел:
- Задача православных средств массовой информации - давать людям Истину. А это нельзя делать механическим путем. Нужно искать новые творческие подходы в работе.
***
Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов:
- Недавно в Москве прошли форумы кинематографистов и театральных деятелей. Тревожный знак сегодняшнего времени: в отличие от нынешнего форума, на них шла речь о чем угодно, только не о духовности.
***
Митрополит Калужский и Боровский Климент:
- Сейчас все больше и больше появляется газет или телеканалов такого низкого уровня, с такими пагубно воздействующими на человеческую душу статьями и передачами, что, я думаю, пора ставить вопрос о создании общественных зрительских и читательских жюри, мнения которых учитывались бы при выдаче или продлении лицензий этим средствам массовой информации.
Особо разрушающую роль несет некоторая реклама, к примеру, реклама пива. Нам необходимо противопоставить этому что-либо.Мы вполне могли бы заказывать телеканалам так называемую социальную рекламу, которая бы напоминала человеку о необходимости соответствовать своему человеческому образу.
***
Митрополит Сербский Амфилохий:
- Недавно в Белграде также прошел съезд средств массовой информации, на котором мы учредили Ассоциацию православных журналистов. Для ее участников в дальнейшем мы будем организовывать образовательные курсы, курсы повышения квалификации. Нам необходимо вырастить кадры для того, чтобы сформировать свое официальное телевидение и радиовещание на самом высоком профессиональном уровне. Если такой канал появится, он должен стать самым интересным и самым познавательным каналом.
***
Председатель Федерального агентства по СМИ Михаил Сеславинский:
- Наше агентство, как никто иной, понимает значение в сегодняшних условиях журналистских проектов социальной тематики. Поэтому мы поддерживаем сейчас 90 проектов для детей, 40 проектов спортивных, 346 проектов культурологического характера на радио и телеканалах. Среди них такие, как "Цивилизация", "Камертон души", "Русский язык", "Соотечественники", "Адреса милосердия", "Жди меня" и другие. Нашим агентством выделено 600 тысяч рублей для поддержки Новгородской телекомпании "Славия", которая нам являет положительный пример качественного современного телевидения.
Также агентство финансирует интернет-сайт "Религия и СМИ". Мы видим, насколько сегодня высок интерес к Православию и готовы и дальше поддерживать интересные проекты и предложения.
***
Заместитель председателя Государственной Думы по международным делам Наталья Нарочницкая:
- В наш век, когда манипуляция общественным сознанием стала угрожающей, самая главная задача - это создать альтернативное информационное поле.
Мы, например, создали национальный фонд "Исторические перспективы", который учредил просветительский интернет-видеоканал "Покров". Я считаю, что будущее за большими светскими проектами на православной основе.
***
Профессор Московской Духовной академии диакон Андрей Кураев:
- В некоторых средствах массовой информации, называющих себя православными, с тревогой можно наблюдать признаки некоей "реформации XXI века". Эта реформация надвигается на нас с лицом Григория Распутина и голосом Жанны Бичевской. Вот уже десять лет они бьют в одну точку, что, дескать, церковная иерархия утратила свои духовные позиции и поэтому мы не должны слушаться голоса священноначалия. Боюсь, что перед нами спецпроект, который сознательно нагнетает эти настроения с целью разрушить единство Православной Церкви. Примером тому может служить получившая широкое распространение лукавая книжка "Беседы и поучения старца Антония".
***
Председатель издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев:
- Нам надо учиться у дореволюционной церковной журналистики. Посмотрите, как широко, как благородно, без малейшей агрессии, в ней обсуждались такие острые вопросы, как установление патриаршества, церковный суд... Ныне же, если поднимается полемика, то она, к сожалению, не обходится без шельмования несогласной стороны.
***
Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан:
- Сегодня мы наблюдаем расцвет православных средств массовой информации. За последние пятнадцать лет их появилось множество. К сожалению, количество не перешло в качество. Они упорно поддерживают некий барьер между читателем и Церковью. Этого быть не должно. Мы не должны делиться на две составляющие.
***
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:
- Каждый из журналистов, который хочет сделать добро для Церкви, должен быть услышан и понят. В связи с этим необходимо не увлекаться сакральным языком Церкви, славянизмами и прочее. Необходимо искать язык, соответствующий поставленным целям и задачам. В положительном плане можно привести пример радиостанции "Радонеж". По-моему, это состоявшийся проект в эфире.
***
Председатель Союза журналистов России Игорь Яковенко:
- Сегодня на радио и телевидении, в газетах мы видим рекламу, пропаганду, пиар-технологии - все что угодно, только не журналистику. Поэтому Союз журналистов видит перед собой две задачи: вернуть журналистику в средства массовой информации и вновь завоевать потерянное за это время доверие граждан.
***
Исполнительный директор фестиваля "Вера и слово", ответственный секретарь "Церковного вестника" Сергей Чапнин:
- Ежегодно в России проходит целый ряд мероприятий, ориентированных на журналистское сообщество, пишущее о Церкви. Есть интересный опыт в Тюменской области - конкурс-семинар "Православие и СМИ", который уже шестой год проходит в Тобольске. Проводится фестиваль в Волгограде, есть фестиваль-семинар "Православие на телевидении", который организует институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания совместно с рядом синодальных учреждений, и есть отколовшийся от него аналогичный фестиваль "Радонеж". Нынешний фестиваль организован Издательским отделом Русской Православной Церкви.
Мы чувствуем необходимость серьезно работать в этом направлении. Многие православные журналисты прекрасно сознают, что на сегодняшний день информационная политика Церкви и состояние православного журналистского сообщества в целом не соответствуют тем целям и задачам, которые Церковь ставит перед своими СМИ.
Мы получили благословение митрополита Климента и разработали миссионерский проект "Первозданный смысл слов". Он реализуется на телевидении при участии ТК "Московия - 3 канал" и на рекламных афишах в Москве в рамках социальной рекламы при поддержке правительства столицы. Мы говорим о том, что современная культура активно использует высокий, нередко даже богословский язык для рекламы самых обычных товаров и услуг.Если мы глазами христианина внимательно посмотрим на слоганы, которые используются в телевизионных роликах и на рекламных щитах, то это не может не вызвать по крайней мере недоумения. Вот слоган фирмы, которая производит сковородки: "Ты всегда думаешь о нас". Да, это известная фирма "Тефаль". Но не сковородки же о нас думают! Есть лишь Один Тот, Кто всегда думает о нас. Подобных примеров множество. Именно об этом мы говорим в нашей рекламно-информационной кампании, используя разные информационные носители - городские афиши, аудио- и видеоролики.
На мой взгляд, эта кампания могла бы состояться и в епархиях, ее ведь не обязательно приурочивать к фестивалю. Она может состояться и по какому-то другому поводу. Очень важно, чтобы это прозвучало по всей стране. У нас похищают наши религиозные образы и символы, используют их в коммерческих целях, мы чувствуем это, мы переживаем, но молчим. Мне кажется, мы подошли к той точке, когда молчать уже нельзя. И фестиваль - один из поводов, чтобы поговорить об этом.
Весть (Калуга) 04.12.2004