За 25 лет, прошедших после ввода советских войск в Афганистан, мир и стабильность в этой стране так и не приблизились
В конце декабря исполняется 25 лет со дня ввода советских войск в Афганистан. События, заставившие руководство СССР пойти на этот шаг, его последствия, а также ситуация, сложившаяся в этой стране в постсоветское время, до сих пор остаются предметом споров.
Решение советского руководства о вводе войск в Афганистан принято считать ошибочным. Так ли это?
Между двух огней
Как известно, ситуация в Афганистане в 60-70-х гг. развивалась весьма непросто. Политика руководства страны во главе с королем Захир-Шахом имела целью поддержание баланса сил в государстве с учетом национально-религиозных особенностей, а также наличия в стране политических партий радикального толка. В первую очередь это Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) и исламские радикальные организации. Но к 1973 г. ситуация в стране стала трудноуправляемой. Произошел переворот, и к власти пришел М.Дауд родственник короля, который попытался провести ряд реформ, направленных на стабилизацию ситуации в Афганистане.
Однако политика Дауда не увенчалась успехом. Он оказался в тисках, под давлением, с одной стороны прокоммунистических сил, с другой исламских радикалов.
21 июня 1975 г. исламские радикалы подняли восстание. Во главе его стояли видные деятели исламского радикализма, входящие в руководство таких организаций, как "Мусульманская молодежь". Одним из этих радикалов был ставший впоследствии известным Гульбетдин Хекматияр.
Восстание в кратчайшие сроки охватило провинции Бадахшан, Пактия, Нангархар. Однако правительству Дауда удалось подавить восстание.
Одновременно ситуацию пытались дестабилизировать прокоммунистические силы. При этом НДПА имела серьезную поддержку в вооруженных силах Афганистана.
Таким образом, к моменту апрельского переворота 1978 г. в стране сложилась ситуация, при которой режим Дауда был практически обречен. Становилось очевидным, что к власти могли прийти либо прокоммунистические силы, либо исламские радикалы. К тому времени исламские радикальные группировки приобрели более четкую организационную структуру, среди них особо выделялись: Исламская партия Афганистана во главе с Хекматияром, Исламское общество Афганистана во главе с Раббани. При этом характерно, что как в прокоммунистических силах, так и в силах исламских радикалов ярко проявлялись особенности национального состава Афганистана, противоречия, существующие между основными его народностями. Так, в НДПА входили пропуштунская фракция "Хальк" и протаджикская фракция "Парчам".
Особенности национально-религиозного характера отражались и на партии исламских радикалов.
Угроза дестабилизации
После апрельского переворота 1978 г. и прихода к власти прокоммунистической партии НДПА руководством страны и партии был допущен ряд серьезных ошибок, которые поставили под вопрос сам факт дальнейшего существования этой власти в стране, которая при всех ее противоречиях ориентировалась на СССР.
Серьезной ошибкой была, во-первых, неправильная политика в области земельной собственности. Крупные землевладения были конфискованы без каких-либо, даже символических, "отступных", что задевало интересы не только крупных помещиков, но и большого числа офицеров в составе армии, чиновников госаппарата и мусульманских богословов. Кроме того, не учитывался тот обусловленный спецификой национально-религиозного характера страны фактор, что многие земледельцы не были психологически подготовлены к получению земли, принудительно отнятой у прежних владельцев. Крестьянам дали землю, но притом запретили ее продажу, сдачу в аренду, дробление при наследовании и даже привлечение наемной рабочей силы.
Были совершены и другие ошибки так, служители мечети подвергались гонениям. При этом не учитывалось, что значительная часть священнослужителей (мулл) это выходцы из крестьянской среды, пользующиеся авторитетом среди народа.
Крупнейшей ошибкой явилось вмешательство власти во внутрисемейные отношения. Так, правительство издало декрет, направленный на ликвидацию принудительных браков детей и вдов. Также была сделана попытка сократить традиционные расходы на женитьбу, в частности, путем введения запрета на калым (махар). При этом не было учтено, что махар это деньги, которые остаются в семье, под контролем мужа. В случае развода они передаются жене, являясь, таким образом, своеобразными гарантированными алиментами. Принятие этого декрета вызвало возмущение в обществе, поскольку он подрывал основы афганской семьи и общества.
Все это привело к тому, что значительная часть населения, и в первую очередь крестьянство, начали воспринимать новую власть враждебно.
Уже в октябре 1978 г. начались крупные антиправительственные выступления в Нуристане. К сентябрю 1979 г. восстанием было охвачено более половины провинций страны.
По сути, стоял вопрос о приходе к власти исламских радикальных группировок, так как другие антиправительственные группировки, в том числе монархические, националистические и прочие, к тому времени явно уступали исламским радикалам в вооружении, численности и организованности.
В этой ситуации советскому руководству было необходимо рассмотреть вопрос о вводе войск в Афганистан. Насколько обоснованным было это решение?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как развивалась бы ситуация, если бы советские войска не вошли в Афганистан. Что происходило в советской Средней Азии и в мировой политике в целом?
Как известно, идеи исламского радикализма проникали в советскую Среднюю Азию уже в 60-е начале 70-х гг. Широко распространялись разного рода пропагандистские издания международных организаций "Братья-мусульмане", в частности, книга "Хаддят-Уль-Гура6о", где писалось: "...Поскольку в этой стране [СССР] те, кто изучает религию Ислама, находятся в положении чужих и не имеют никаких прав, мы назвали свою книгу "Хаддят-Уль-Гурабо" "дар находящимся на чужбине". В этой книге, как и в других изданиях, звучали призывы к активизации антисоветской деятельности и к борьбе за освобождение своей территории.
Нелишне напомнить, что борьба с так называемым "басмачеством" закончилась лишь к концу 30-х гг. и, несмотря на то что подавляющее большинство жителей советской Средней Азии было просоветским, в определенной части населения протестные настроения сохранялись. Автор этих строк помнит, как в начале 60-х годов Ферганскую область Узбекистана посещал один из небезызвестных "подавителей басмачества", легендарный командарм и как его встречал простой народ, с чувством, мягко говоря, нелюбви закидывая его камнями, помидорами и т.п., что само по себе в 60-е гг. было случаем невиданным.
Кроме того, в 1979 г. свершилась исламская революция в Иране, которая отозвалась мощным эхом во всем мусульманском мире, как в шиитской его части, так и в суннитской.
Таким образом, дестабилизация в советской Средней Азии в случае прихода к власти в Афганистане антисоветских сил могла стать реальностью, особенно при гарантии поддержки этих сил со стороны США и их союзников.
Наконец, в конце 70-х гг. в ряде стран Африки и Латинской Америки утвердились просоветские режимы. Поэтому отказ в помощи Афганистану означал бы потерю авторитета СССР в глазах союзников.
Что касается утверждения ряда авторов по поводу того, что Афганистан это страна, которую невозможно поставить под контроль, то это утверждение является крайне непрофессиональным.
Во-первых, страна, в которую Советский Союз ввел свои войска, и та страна, с которой воевала Великобритания, это не одно и то же. Как известно, территория современного Афганистана оформилась к 1895 г. в результате завоевания узбекских, таджикских, хазарийских и прочих земель эмиром Абдурахманом. Это изменило национальный состав Афганистана, где пуштунов (афганцев) было не более 50% населения. В стране, с которой воевали англичане, афганцы составляли более 90% жителей. Кроме того, несмотря на свои поражения, англичанам удалось в результате дипломатических интриг отторгнуть у Афганистана территорию так называемого Пуштунистана (ныне северо-западная провинция Пакистана).
Основные ошибки советского руководства
При вводе войск на территорию Афганистана советское руководство не приняло во внимание целый ряд моментов.
Во-первых, не был учтен опыт борьбы с так называемым "басмачеством" в Средней Азии. Многие авторы утверждают, что данный опыт не мог быть применим в отношении Афганистана. Это, мягко говоря, не так. Общие черты ситуации, сложившейся в Средней Азии в период борьбы с басмачеством, и ситуации к моменту ввода советских войск в Афганистан следующие: а) приблизительная схожесть национального состава, так как на тот момент таджики, узбеки, туркмены и пр. составляли не менее 30-40% населения Афганистана; б) высокая степень религиозности как населения Средней Азии в указанный период, так и населения Афганистана; в) ошибки советского руководства на начальном этапе борьбы с так называемым басмачеством весьма схожи с ошибками, допущенными в период "апрельской" революции; г) высокая степень антисоветских настроений среди жителей Средней Азии в начальный период борьбы с "басмачеством", когда значительная часть населения Средней Азии поддерживала "басмачей". Фрунзе в обращении к жителям Ферганской долины прямо говорил о том, что значительная часть населения видит в "басмачах" своих защитников. Та же ситуация, как известно, сложилась и к моменту ввода советских войск в Афганистан; д) поддержка антиправительственных группировок врагами Советской власти в Средней Азии (Великобритания). Как известно, советское и афганское руководство столкнулось с проблемой поддержки антиправительственных сил со стороны ряда государств в первую очередь США, Саудовской Аравии, Пакистана и др.
Во-вторых, не были учтены национальные особенности населения Афганистана. Так, после свержения Х.Амина советское руководство привело к власти полутаджика К.Бабрака, который был одним из руководителей протаджикской фракции "Парчам", что не могло не отразиться на умонастроениях пуштунской части населения страны.
В-третьих, сказалась высокая степень идеологизации советского руководства того времени, которое психологически и идеологически не было готово пойти на компромисс с антикоммунистически настроенными традиционалистскими силами афганского общества, а также не было в состоянии принять стратегически важные решения, которые могли бы привести к изменению ситуации в стране (вопросы землепользования, религии и пр.).
В-четвертых, не были проведены мероприятия по дестабилизации ситуации в странах, граничащих с Афганистаном и оказывающих помощь афганским антиправительственным группировкам. Такие возможности на тот момент имелись, однако советское руководство не смогло этим воспользоваться.
Все это привело к тому, что ввод советских войск в Афганистан спровоцировал новый подъем антиправительственных и антисоветских выступлений в стране. В результате в ряды антиправительственных сил широким потоком пошли люди, которые считали своим долгом воевать против просоветского режима.
Как вскормили исламских радикалов
Уже в 1980-1981 гг. на территории Афганистана и за его пределами четко определились антиправительственные и антисоветские силы, которые условно можно классифицировать следующим образом:
1) Организации, исповедующие идеи исламского радикализма. Основные из них: Исламская партия Афганистана (ИПА, руководитель ГХекматияр), Исламское общество Афганистана (ИОА, Б.Раббани, Национальный фронт спасения Афганистана (НФСА) во главе с А.Сайяфом и ряд других.
2) Так называемые традиционалисты, которые пытались вернуть в страну бывшего монарха Захир-Шаха: Национальный фронт спасения (С.Моджадди), Национальный исламский фронт Афганистана (НИФА, С.Гилани), Движение исламской революции Афганистана (ДИРА, М.Мухаммади).
3) Проиранские, шиитские группировки, получающие широкую помощь от Исламской Республики Иран и пользующиеся поддержкой шиитского населения. Таковыми являлись организации, находящиеся под контролем Корпуса стражи исламской революции Ирана (КСИР) и иранской разведки: организация "Исламская сила", "Хезболлах" ("Партия Аллаха"), "Стражи исламского джихада Афганистана" и другие.
Кроме того, на территории страны действовал ряд националистических и леворадикальных группировок, контролируемых Китаем. Однако следует признать, что основную антисоветскую и антиправительственную борьбу вели исламские радикальные группировки и партии Исламская партия Афганистана и Исламское общество Афганистана. Именно эти партии были основными получателями донорской помощи со стороны США и их союзников. Именно США вскормили исламский радикализм в регионе. По некоторым данным, объем помощи США в отдельные годы достигал 200 млн. долл. Не менее значительную помощь под давлением США оказывали Саудовская Аравия и другие страны. Усиление этих группировок, усиление исламского радикализма тогда США не беспокоило.
Таким образом, США уже в тот период показали, что пресловутые двойные стандарты являются для них и их союзников обычной политикой. Результатом массированной помощи с их стороны стало активное перевооружение антисоветских группировок. Активную помощь этим группировкам оказывали Саудовская Аравия и, как ни странно, Израиль. Общий объем помощи составлял около полумиллиарда долларов в год. Если вначале афганские моджахеды имели на вооружении устаревшие английские винтовки "БУР 303" и автоматы АК-47, то в 1980-1981 гг. на вооружении моджахедов находились 82-мм безоткатные китайские орудия, 12, 7-мм зенитные пулеметы ЗПУ-2 (китайский вариант) и в огромном количестве противотанковые мины в основном китайского и итальянского производства, а в начале 1986 г. появились ракеты "Стингер".
Победа и поражение талибов
После прихода к власти в СССР Михаила Горбачева в советском руководстве все чаще начали говорить о выводе войск из Афганистана. При новом лидере Афганистана Наджибулле в стране начался диалог между представителями противоборствующих сил. Было очевидно, что потребуется несколько лет, чтобы новая власть окончательно окрепла и смогла взять ситуацию под контроль. Это подтвердилось последующими событиями.
Как известно, Наджибулле после вывода советских войск, вопреки многочисленным прогнозам, удалось овладеть ситуацией в стране. Правительственные силы контролировали практически все административные центры и транспортную сеть. Однако прекращение российским руководством военно-экономической помощи привело к падению режима Наджибуллы и приходу к власти в Кабуле союза исламских радикальных групп с последующей узурпацией власти Б.Раббани. Но к 1993-1994 гг. стало ясно, что конгломерат исламских политических партий, где доминируют национальные меньшинства, не в состоянии контролировать страну и покончить с междоусобицей.
В этих условиях руководство Пакистана, и в первую очередь его пуштунская составляющая, пришло к выводу, что для стабилизации ситуации в Афганистане, разгрома сил сепаратистов и прекращения хаоса в стране необходима сила, которая бы отвечала двум основным требованиям: 1) пуштунский национализм (восстановление власти пуштунов); 2) восстановление традиционалистского ислама, то есть той формы ислама, которая существовала в Афганистане на протяжении веков и не имеет ничего общего с исламскими радикальными группами. Такой организацией явилось исламское движение "Талибан". Как известно, после прихода к власти в Кабуле руководство движения "Талибан" объявило о двух направлениях в своей политике: а) борьба с наркоторговлей и наркобизнесом как известно, сейчас специалисты признают, что оборот наркотиков после свержения режима талибов возрос в 3 раза минимум; б) как ни покажется странным, выдворение из Афганистана 10 тысяч так называемых арабов, а проще говоря, людей, которые в свое время по разным причинам оказались в Афганистане и участвовали в борьбе против советских войск и правительственных сил.
Однако последующие события, и в первую очередь блокада Афганистана, подтолкнули руководство движения "Талибан" к отказу от ряда своих обещаний, в том числе по поводу выдворения арабов. Для продолжения борьбы со своими противниками, то есть в первую очередь партиями и движениями, представляющими под исламскими лозунгами интересы национальных меньшинств, нужны были деньги и определенные международные связи. Интересен и тот факт, что в командном составе армии талибов, особенно в среднем звене, было достаточно много выпускников советских вузов. В связи с этим хотелось бы вспомнить малоизвестный исторический факт, что схожая ситуация была уже 75 лет назад, когда в конце 20-х гг. к власти в Афганистане пришли национальные меньшинства во главе с таджиком Бачаи Сакао, которые узурпировали власть путем свержения эмира Амануллы. Тогда, чтобы установить в стране пуштунскую власть и не допустить оказания помощи басмаческому движению в Средней Азии со стороны таджикского руководства Афганистана в лице Бачаи Сакао, советское руководство ввело войска на территорию Северного Афганистана и захватило ряд крупных населенных пунктов. Дальнейшее продвижение на юг было приостановлено после реставрации в Афганистане пуштунской власти во главе с монархом.
Проведенная США и их союзниками так называемая антитеррористическая операция, целью которой на самом деле было установление контроля Запада над Центрально-Азиатским регионом, привела к возникновению в Афганистане ситуации, близкой к той, что сложилась в 1993-1994 гг., с тенденцией к обострению. Очевидно, что США наступили на те же грабли, что и советское руководство.
Весьма возможно, что Карзай, опирающийся на вооруженные силы Запада, долго в Афганистане не продержится. По всей вероятности, активизация антизападных сил в Афганистане развернется после вывода оккупационных войск США и их союзников из Ирака. А то, что этот вывод состоится, я думаю, ни у кого из серьезных исследователей не вызывает сомнения.
* * *
Сегодня Россия испытывает давление со стороны Запада и в первую очередь США, стремящихся к ее вытеснению. События в Грузии, аджарский и абхазский варианты, Украина все это свидетельствует о том, что, к сожалению, на сегодняшний день в нашей стране отсутствуют силы и структуры, способные действовать на постсоветском пространстве. Очевидно, что необходимо провести реструктуризацию системы управления и принятия решений по защите интересов России в ближнем зарубежье. И самое важное: пора прекратить жаловаться на так называемые двойные стандарты в подходе к той или иной проблеме. Очевидно, что России самой пора защищать свои интересы и, если потребуется, прибегать к политике двойных стандартов, в том числе по отношению к США и Евросоюзу. В конце концов у США и в целом у Запада есть свои проблемы, а у нас много друзей, которые еще не забыли великий Советский Союз, на том же Ближнем Востоке, да и в Афганистане.
Семен Багдасаров эксперт по проблемам Центральной Азии.
***
По всей вероятности, активизация антизападных сил в Афганистане развернется после вывода оккупационных войск США и их союзников из Ирака
***
В конце 70-х годов к власти в Афганистане могли прийти либо прокоммунистические силы, либо исламские радикалы
17.12.2004
Источник: "Независимая газета"