По оценкам специалистов. Южный федеральный округ является важнейшим стратегическим регионом России, связывающим Север и Юг, Запад и Восток. Через регион проходят жизненно важные для Европы и Азии коммуникации и путепроводы.
Южный федеральный округ РФ занимает ключевое экономико-географическое положение. Как пограничный регион он обеспечивает России выход к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов для установления стабильных межгосударственных отношений, закрепления экономических и стратегических позиций страны на Черном, Каспийском и Азовском морях. Северо-западная часть акватории Каспийского моря располагает благоприятными условиями для развития международных транспортных коммуникаций, способных обеспечить связь европейских стран со странами Ближнего и Среднего Востока, Индией, Китаем по кратчайшему маршруту.
Геополитическое положение ЮФО объективно обусловливает необходимость дальнейшего развития транспортно-коммуникационного комплекса Юга России, его интеграцию в мировую транспортную систему, формирование новых конкурентоспособных международных транспортных коридоров.
В рамках этих усилий на территории Южного федерального округа осуществляется проект "Север -Юг". С вводом его в действие весь грузопоток из стран Персидского залива, Индии, Пакистана кратчайшим путем будет поступать в Европу. К слову сказать, вопрос о транспортном коридоре "Север — Юг" неоднократно рассматривался на заседаниях Совета безопасности России под руководством Президента Владимира Путина, Правительства РФ. Фактически он уже действует через астраханский порт Оля и дагестанский — в Махачкале. В настоящее время планируется создание третьего порта — в Лагани, на территории Республики Калмыкия, что позволит существенно увеличить объемы грузоперевозок. Рассматривается также вопрос о строительстве судоходного канала Дон Каспий. По оценкам специалистов, он соединит Черное море с Каспийским, что обеспечит сокращение времени прохождения грузов через Лаганский порт в несколько раз по сравнению с ныне действующим транспортным коридором по Суэцкому каналу.
В рамках реализации проекта "Север — Юг" создан международный консорциум "NOSTRAC", объединивший 12 стран. В него входят Индия, Пакистан,
Япония, Иран, Россия, Казахстан, Украина, Германия, Франция, Оман, Катар и Кувейт. Председателем совета директоров консорциума является президент Калмыкии К. Илюмжинов. Консорциум будет управлять работой транспортного коридора и связанной с ним инфраструктурой. Очень важно, что деятельность "NOSTRAC" планируется осуществлять под эгидой ЮНИДО — организации ООН по промышленному развитию. Это позволит освободиться от таможенных и других пошлин на срок окупаемости проекта.
По предварительным расчетам, общий объем грузопотока из стран Среднего Востока, Персидского залива, Юго-Западной Азии в Россию, страны СНГ и Европы составит 20 млн. тонн. Сроки перевозки грузов сократятся в два-три раза, что значительно снизит себестоимость перевозок, — это немаловажно и уже сейчас привлекает инвесторов.
Проект создания транспортного коридора "Европа — Азия", связывающего Россию с государствами Средней Азии, странами Востока, Арабским миром, важен в геополитическом плане, экономическом и политическом аспектах. Он будет способствовать развитию торговли, туризма, культурных, религиозных и иных связей. Только объем перевозок пассажиров в международном сообщении, по предварительным прогнозам, будет доведен до 20 — 22 млн. человек.
Создание новых коммуникаций позитивно скажется на изменении экономической и политической обстановки в регионе. Строительство альтернативного водного пути, который соединит бассейны Каспийского и Азовского морей, и ввод в строй Лаганского порта важны как для ЮФО, так и для всей России. Несомненно, строительство канала положительно скажется на экономике Калмыкии и республик Северного Кавказа. Обводнение территорий позволит использовать засушливые земли, будет способствовать развитию сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей промышленности, созданию дополнительных рабочих мест и улучшению социального положения всех жителей региона.
Формирование новой системы эффективных транспортных коридоров отвечает и интересам развития экономического сотрудничества с сопредельными государствами.
Конечно, на пути создания новых коммуникационных проектов много трудностей, в том числе и системного характера. Каспийский бассейн — пересечение интересов многих держав.
Остается надеяться на то, что реализация намеченных планов послужит мощным стимулом для социально-экономического развития как России в целом, так и всех субъектов Российской Федерации на юге страны.
13.11.2004
Источник: Военный вестник Юга России (Ростов-на-Дону)