В соответствии со статьей 24 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и статьей 3 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” был издан Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 24 “О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу”, которым установлена квота для предоставления указанной отсрочки – 300 чел. В соответствии с пунктом 2 Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 51 “Об утверждении Положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу”, в котором определен порядок предоставления отсрочки.
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации за период с весны 2003 года по настоящее время Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации даны указания штабам военных округов о вынесении на призывные комиссии вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу 294 священнослужителям религиозных организаций.
Генеральным штабом Вооруженных Сил за указанный период проанализированы данные, представленные религиозными организациями на священнослужителей в обращениях. В списки включались граждане, достигшие 27-летнего возраста либо признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; граждане, которым уже предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с данным Указом Президента Российской Федерации. В отношении одного гражданина в обращении религиозной организации указан не существующий военный комиссариат, в котором якобы он состоит на воинском учете.
Для осуществления контроля за предоставлением отсрочек от призыва на военную службу по данному Указу религиозным организациям необходимо:
обращать внимание на правильное написание наименований военных комиссариатов, в которых священнослужители состоят на воинском учете;
исключить повторные ходатайства в отношении священнослужителей, уже пользующихся отсрочкой от призыва;
не включать в списки граждан, достигших 27-летнего возраста и имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям.
В этих целях целесообразно рекомендовать руководителям религиозных организаций прорабатывать ходатайства о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям с военными комиссариатами, в которых они состоят на воинском учете.
Кроме того, особо следует отметить, что квота, установленная Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 24 “О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу”, по состоянию на 1 декабря 2004 г. практически исчерпана и не позволяет в полной мере удовлетворить просьбы религиозных организаций, поступающие в Правительство Российской Федерации. Предоставление священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу может осуществляться только по мере возникновения вакансий в пределах установленной квоты.
В этой связи возможным представляется распределение квоты, включая возникающие вакансии, пропорционально количеству прошедших государственную регистрацию местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованных религиозных организаций, ходатайствующих о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу. При этом количество граждан, получивших право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по ранее поступившим обращениям религиозных организаций, не должно являться обязательно закрепленным за соответствующими религиозными организациями.
Москва, 10 декабря 2004 год