1. Действующее законодательство Российской Федерации об образовании опирается на ст. 14 Конституции Российской Федерации, в которой определено, что Российская Федерация светское государство.
Установление принципа светского характера образования присутствует в законодательстве об образовании, поскольку данная норма корреспондируется с установлением светского характера государства. В Конституции Российской Федерации норма о светском характере государства зафиксирована в ряде статей, гарантирующих свободу совести и равенство перед законом вне зависимости от вероисповедания.
Закон Российской Федерации "Об образовании" (далее – Закон) закрепляет общие положения о государственной политике в области образования, об образовательной деятельности и образовательных учреждениях, не конкретизируя при этом отдельных видов профильного образования (военного, медицинского, религиозного и т.д.). Так, в п.1 ст.5 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от отношения к религии. В п.1 (п/п 4) ст. 11 Закона общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, содержатся в перечне лиц, которые могут быть учредителем (учредителями) образовательного учреждения. В п.4 ст. 14 Закона установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
2. Принятый в 1997 г. Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" (далее – Федеральный закон) отразил участие религиозных организаций в гражданских правоотношениях. В этом законе существенное место уделено религиозному образованию, которое достаточно разносторонне регламентируется ст.5, в которой установлено, что каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания (ребенком в соответствии с ч.1 ст.54; ч.2 ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации признается лицо, не достигшее 18 лет).
Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. Данная норма предоставляет право создания общеобразовательных учреждений школ, гимназий, лицеев и т.п. Учреждения профессионального религиозного образования могут быть созданы только централизованными религиозными организациями в силу п.6 ст.8 Федерального закона.
Впервые в законодательстве устанавливается норма, регламентирующая возможность обучать религии детей: по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация образовательных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Данная норма определяет, что обучение детей организует не государственное или муниципальное образовательное учреждение, а религиозная организация, то есть зарегистрированное юридическое лицо, у которого возникают отношения с родителями по вопросам религиозного образования детей. Родители могут обратиться к администрации государственного или муниципального образовательного учреждения (школы), где обучаются их дети, с просьбой о предоставлении религиозной организации возможности на базе этой школы проводить обучение детей религии. Администрация после рассмотрения данного вопроса в соответствии с уставом своей школы в случае положительного отношения согласовывает его с органом местного самоуправления. Причем это правило распространяется как на муниципальную школу, так и на государственную, в том числе учрежденную федеральным органом.
Из Федерального закона следует, что администрация образовательного учреждения должна получить согласие органа местного самоуправления, после чего она устанавливает отношения с религиозной организацией. Эти отношения носят характер гражданско-правового договора. В нем должны быть закреплены вопросы пользования помещениями, имуществом, ответственности, могут быть и особые требования, например, к состоянию здоровья преподавателей, направляемых религиозной организацией.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона религиозная организация не имеет права вмешиваться в содержание и организацию образовательного процесса в светской школе, а администрация не имеет права вводить обучение религии в сетку школьных занятий. Она лишь предоставляет возможность использовать помещения школы для проведения занятий по обучению религии за пределами программы.
3. Важным аспектом, получившим в рамках Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" правовое обеспечение, является вопрос об учреждениях профессионального религиозного образования. Согласно ст. 19 Федерального закона, религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.
Ссылка на устав означает необходимость для учреждения духовного образовательного учреждения (духовной семинарии или академии, медресе и т.п.) иметь в уставе религиозной организации соответствующее указание. Таким правом обладает только централизованная религиозная организация.
Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. При этом граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Важным является исключение необходимости учреждениям профессионального религиозного образования проходить государственную аккредитацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" для получения обучающимися в них лицами права на льготы, предоставляемые учащимся (пп.20, 21 ст.50 данного Закона).
Однако закон не предусматривает осуществления в духовных образовательных учреждениях подготовки специалистов соответствующего уровня образования на основе государственных образовательных стандартов согласно утвержденному перечню направлений подготовки (специальностей). Для этих целей религиозные организации вправе создавать негосударственные образовательные учреждения, не являющиеся духовными учебными заведениями.
Религиозные организации могут являться учредителями негосударственных образовательных учреждений, в которых реализуются основные образовательные программы подготовки специалистов в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. При выполнении федеральных требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы национально-региональный (вузовский) компонент, а также дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом, могут быть основаны на ценностях соответствующей религиозной культуры. Такие образовательные учреждения имеют право на прохождение процедуры аттестации и государственной аккредитации, а также на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования в установленном законодательством порядке. В случае успешного прохождения вузом государственной аккредитации на обучающихся распространяются льготы, предусмотренные для аккредитованных образовательных учреждений, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В современных условиях может быть рассмотрена ситуация, когда подготовка служителей и религиозного персонала осуществлялась бы в образовательном учреждении религиозной организации параллельно с подготовкой специалистов в строгом соответствии с государственными образовательными стандартами.
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют около 20 негосударственных высших учебных заведений, реализующих государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учредителями которых являются религиозные организации. Среди них 2 мусульманских, 2 иудейских, 8 христианских, в том числе 5 православных. Помимо того, в Российской Федерации действуют 62 образовательных учреждения, осуществляющих подготовку священнослужителей и религиозного персонала, которые созданы соответствующими конфессиями и имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности в установленном законом порядке. Среди них 21 мусульманское, 2 буддийских, 27 христианских, в том числе 15 православных.
Вопрос придания двойного статуса (одновременно и образовательного учреждения, и религиозной организации) негосударственным образовательным учреждениям, в которых реализуются основные образовательные программы подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, учредителями которых являются религиозные организации, не может быть решен сугубо в рамках образовательного законодательства.
Москва, 10 декабря 2004 год