"Кто имеет ключи от прошлого, для того открыты двери будущего". Похоже, именно этой народной мудростью руководствовались ''отцы города", когда в сентябре 1995 года издали распоряжение о том, чтобы "в целях организации работы с детьми, подростками и взрослым населением по обучению родным языкам и приобщению к культурному наследию народов", а также по просьбе населения и общественности Тюмени открыть центр творческого развития и гуманитарного образования "Этнос". И вот уже девятый год по-своему уникальное учебное заведение ведет многогранную работу по внедрению этнокультурного компонента в образовательное пространство нашего города.
А "дополнительные образовательные услуги" для детей здесь достаточно разнообразны и востребованы. Родители, приводя сюда своих мальчиков и девочек, хотят, чтобы они сызмальства постигали литературные азы родных языков: татарского, казахского, ингушского, армянского, азербайджанского, украинского, чувашского, а также арабского. Здесь работают студии вокала, хореографии, урало-сибирской и татаро-сибирской росписи, мягкой игрушки, рукоделия, народной керамики, выпиливания по дереву, ИЗО, кукольно-драматическая, театр тюркской моды, воскресная школа (для дошкольников из религиозных семей)...
Словом, как подчеркивает директор центра Венера Хайруллина, образовательно-воспитательная деятельность "Этноса" направлена на реализацию основных положений концепции модернизации российского образования, усвоения и внедрения современных педагогических технологий, создания условий для творческого развития ребенка на основе приобщения к духовно-нравственным и культурным ценностям народов, проживающих на территории Тюменской области. А реализуемые дополнительные образовательные программы социально-педагогической, художественно-эстетической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, музейно-краеведческой, социально-педагогической направленности разработаны с учетом специфики предмета с обязательным включением этого самого этнокультурного компонента. Исходя из того, что главная цель обучения и воспитания развитие личности, педагоги стараются каждое учебное занятие и воспитательное мероприятие построить здесь таким образом, чтобы они обеспечивали интеллектуальное и социальное самоусовершенствование ребенка, формировали его общую культуру, адаптировали бы его к жизни в обществе и помогали в освоении профессиональных умений и навыков,
Интересно, что "Этнос" организует свою работу с детьми в течение всего календарного года, а не только в период учебы с сентября по май, Например, в осенние, весенние, зимние каникулы деятельность педагогического коллектива направлена на организацию досуга детей микрорайона, в летний период на их участие в общегородской программе труда и отдыха "Отряды мэра" и в комплексных историко-фольк-лорно-этнографических экспедициях. Причем центр работает ежедневно, включая выходные. Учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время. Обучение детей родным языкам является приоритетным направлением работы. Оно включает в себя одновременно развитие первоначальных умений и навыков владения родной речью, ознакомление детей с культурным наследием своего народа, этнической историей, бытом и традициями... Родной язык, убеждены педагоги, это основа развития интеллекта, формирования эмоциональной среды ребенка, его морального облика, становления творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности. Это хорошо понимают и родители учащихся: только за последние три года число детей, обучающихся родным языкам, увеличилось почти на сто человек. Их на сегодня 454. Практика показывает, что организация обучения и воспитания на родном языке позволяет компенсировать отсутствие национальной языковой среды в образовательном пространстве города. А как известно, процессы раскрытия умственных качеств и способностей, расширение сознания и пробуждение духовности протекают именно в среде родного языка. Так что дошкольный возраст самая благодатная пора для усвоения новых знаний и приобщения к нравственным и культурным ценностям своего народа. Ибо именно в этом возрасте закладывается основа для воспитания толерантности и будущего осмысления окружающего многоэтнического мира.
Известно и то, что наибольший эффект в обретении того или иного знания дают наглядность, возможность напрямую соприкоснуться с национальным искусством и культурой, с настоящим мастерством, проявить собственные творческие устремления и способности в постижении народных традиций, представляющих веками отшлифованный духовный опыт твоих отцов и дедов. Именно это объединяет кружки прикладного направления в центре "Этнос", основывающиеся на изучении и освоении материального этнокультурного наследия разных народов России, это действительно представляет большой интерес для детей и подростков.
Педагогами "Этноса" накоплен уникальный опыт по внедрению этнокультурного компонента в образовательное пространство города, И этот опыт будет способствовать приобщению детей и подростков различных национальностей к культурному наследию своих народов, обеспечит создание необходимых условий для формирования современной мировоззренческой ориентации на основе духовных, нравственных и общечеловеческих ценностей. Неудивительно, что, начиная с декабря 2002 года, здесь регулярно проходят выездные заседания руководителей управления по образованию, директоров муниципальных образовательных учреждений, решаются вопросы сохранения исторической преемственности поколений, развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России... Идет речь и о создании соответствующей воспитывающей этнокультурной среды в том или ином образовательном учреждении. С этой целью изучается национальный состав обучающихся, проводится работа с их родителями, воспитывается коммуникативная культура каждого педагога, говорится о культурном наследии того или иного народа, идет воспитание толерантного отношения к детям других национальностей.
- В "Этносе" работают творчески одаренные педагоги, настоящие мастера своего дела, говорит председатель комитета по делам национальностей Алексей Мальчевский, чье ведомство всячески поощряет деятельность учебного центра. Если говорить о значимости этого учреждения дополнительного образования для нашего города, то могу сказать только одно: далеко не каждая областная столица в нашей стране может похвастаться таким центром. Если сегодня мы говорим о необходимости этнокультурного воспитания с самого раннего детства (и чем меньше ребенок, тем лучше), о том, чтобы дети росли, зная культуру и свою, и соседей, могли изучать родной язык, традиции, то мы им такую возможность обеспечиваем, Если мы хотим, чтобы в нашем общем доме были мир и согласие, мы должны воспитывать детей в этом духе с самого детства. И то, что городская администрация, управление образования города пошли несколько лет назад на создание такого центра (а мы понимаем, что это недешево стоит), это очень здорово. И я от всего сердца хотел бы сказать спасибо в первую очередь мэру Тюмени Степану Михайловичу Киричуку за высокое понимание этой проблемы, за поддержку энтузиастов этнокультурного воспитания подрастающего поколения, за его житейскую мудрость. Да и наш комитет по делам национальностей тоже в какой-то мере помогает "Этносу": в создании технической базы, в пошиве костюмов для детей, дважды финансировали их поездки на международные конкурсы, решаем вместе массу других важных вопросов. 04.12.2004
Источник: Тюменская область сегодня