В воскресенье, перед чтением молитвы "Angelus", Папа обратил наше внимание на Ясли и рождественскую ель, сказав, что они являются "красноречивыми символами" Рождества. Поскольку о Яслях – которые он назвал "самым важным символом" – он уже говорил в предыдущее воскресенье, в этот раз он остановился на "христианском" значении ели.
Иоанн Павел II не упомянул о полемике вокруг присутствия Ясель и елок в школах: спор о Яслях идет в Италии уже более двух недель, а вопрос насчет елок поднят во Франции, где несколько школьников добились через суд того, чтобы ель – уже украшенную – убрали со двора школы.
Но, – как и в прошлое воскресенье, – из самих его слов было ясно, что Папа знает о полемике и хочет защитить традицию Ясель и христианское значение рождественской ели, которые иногда ставятся под сомнение даже в католических кругах, передает Il Corriere della Sera.
"Праздник Рождества, – может быть самый дорогой для народной традиции, – чрезвычайно богат символами, связанными с разными культурами. Из всех этих символов самым важным, конечно же, являются рождественские Ясли, как я подчеркнул в прошлое воскресенье", – сказал Иоанн Павел II. "Рядом с Яслями, как на этой площади Святого Петра, – сказал далее Папа, указав рукой на уже украшенную ель и Ясли, возводимые у обелиска, – мы видим традиционную рождественскую ель. Это также древняя традиция, восхваляющая ценность жизни, потому что зимой вечнозеленая ель становится символом бессмертной жизни".
"Обычно, – продолжил Папа, – на украшенную ель и под нее кладут рождественские подарки. Этот символ становится, таким образом, красноречивым также и в типично христианском смысле: он напоминает нам о дереве жизни, образе Христа, высшем даре Бога человечеству".
Говоря о дереве, Папа нашел впечатляющие слова: "Послание рождественской ели заключается в том, что жизнь остается "вечнозеленой", если она даруется другому – речь идет не столько о даре чего-то материального, сколько о даре самих себя – через дружбу, искреннюю любовь, братскую помощь и прощение, через время, проведенное вместе, когда можно спокойно выслушать друг друга. Да поможет нам Мария пережить Рождество как возможность вкусить радость от дарения себя нашим братьям, особенно самым нуждающимся".
О "христианском" значении рождественской ели существовал исторический спор, который в прошлом разделил города Германии: ель возвышалась в основном на протестантских площадях и рынках, а на католических возводились Ясли. Отзвуки этого спора сказывались и на нас, по крайней мере, до недавних пор, что выражается в том, что более светские семьи предпочитают ель, а более верующие – Ясли.
Но это не относится к Польше, где и ель и Ясли ставятся всегда вместе на каждой площади и в каждом доме. Именно так, вместе, Ясли и ель впервые появились на площади Святого Петра в Рождество 1982 года, как привык их видеть с детства Иоанн Павел II.