Валерий Гаранин.
41 год. Живет во Владимире. Работает звонарем в суздальском Спасо-Ефимиевском монастыре
Валерия Гаранина знает весь Суздаль. Потому что именно благодаря его необычному дару несколько раз в день оживает звонница знаменитого на весь мир Спасо-Ефимиевского монастыря. Вот уже 17 лет постигает Гаранин секреты колокольного звона. И каждый раз, когда плывет по городу ни с чем не сравнимый малиновый звон, такая же музыка звучит в душе современного русского звонаря.
В этом году в Суздале праздновали 20-летие возрождения монастырских колокольных звонов. Приехали известные специалисты музыкального дела со всей страны. Из Москвы пожаловал сам Игорь Коновалов, старший звонарь соборов Московского Кремля и храма Христа Спасителя. Колокольному концерту имели возможность внимать, конечно, все суздальцы, а те, кто пришел в монастырь, еще и увидели работу мастеров. Вашему корреспонденту довелось постоять на самой высокой рабочей площадке колокольни, рядом со звонарем и его громкими "музыкальными инструментами". Как ни странно, никакого чувства дискомфорта мои неискушенные уши не испытали. Эта музыка удивительным образом влияет на чувства тех, кто ее слушает... Помимо привычных для суздальцев колокольных переливов, в этом году они могут наслаждаться и другими звуками ожили старинные часы на Спасском монастыре, вновь напомнил о себе их мелодичный звон.
Валерий Гаранин в детстве и думать не думал, что станет звонарем. В советское время о такой профессии мальчишки не мечтали. Не говоря уже о какой-то особой религиозности. Хотя сама атмосфера Суздаля с его церквушками на каждом шагу к этому очень располагала. Вот и Валерий вырос на территории одного из суздальских монастырей. Однако "для жизни" последовал примеру отца-рабочего, выучился на электросварщика. Но дальше такое прозаическое дело его не увлекло. К тому же в детстве занимался хоровым пением в музыкальной школе, куда определили в свое время родители, играл на гуслях. Четыре года провел в училище, получил специальность "Дирижер-хоровик русского народного хора". Потом озвучивал русские былины: пел под гусли в одноименном музее. А в 1987 году стал звонарем. Учился понимать колокол у известного на всю Россию суздальского звонаря Юрия Юрьева. Сейчас Гаранин официальный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, с весьма приличным официальным окладом. А когда только возрождали колокольные звоны, чего только не пришлось выслушать. Даже КРУ с проверкой в музей приходило: мол, нет такой профессии звонарь. Помогла директор музея Алиса Ивановна Аксенова отстояла право мастера на необычную и непонятную для многих работу.
С тех пор Гаранин не устает совершенствоваться в своем и впрямь необычном искусстве. Раньше много ездил по стране, слушал колокола древних российских городов, участвовал в фестивале звонарей в Ростове Великом. Сейчас же больше прислушивается к самому себе, к своим перезвонам. Утром приезжает в Суздаль, надевает рабочие перчатки и на звонницу. На 7-8 минут замирают другие, более тихие звуки в окрестности. Далеко слышны колокольные переливы. Через каждые полтора часа тревожат они здешних горожан, напоминая о Боге. Звонница произведение архитектуры XVI века, на ней 17 разных по размерам колоколов (один, правда, пока бездействует). Мастер натягивает оцинкованные тросы, и оживает на первый взгляд суровая колокольная бронза. Можно и без перчаток работать, тогда лучше чувствуется натяжение "веревок". По словам Гаранина, живет он единым организмом с колоколом, пропуская все его звуки через себя. И лучшего дела в жизни не мыслит. Не помешал бы, правда, помощник. Но в помощники мало кто стремится. Придет иной раз парнишка, в глазах синева и благочестие: хочу перенять вашу науку. А через пару недель поминай как звали. Так что Гаранин создает малиновый звон один. Отдыхает тут же, на звоннице есть у него небольшая комнатушка. В ней мирно соседствуют гусли и современный магнитофон. Ну а вечером, причастившись благостной церковной музыки, отправляется домой во Владимир. До следующего удара колокола в душе.
21.12.2004
Источник: Русский курьер