21 декабря 2004 года на острове Корфу (Греция) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил литургию в храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского, где пребывают мощи этого святого. За литургией митрополиту Кириллу сослужили епископ Балтийский Серафим и члены паломнической группы Русской Православной Церкви в священном сане.
По завершении богослужения митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к присутствовавшим в храме с архипастырским словом:
"Для Бога нет ни времени, ни пространства, ибо Он вне нашего физического мира. И все, что близко к Богу, также преодолевает законы человеческого бытия. Мы дивимся совершающимся порой чудесам, но для Вседержителя чудо обычно, поскольку Он Сам есть Закон, и все иные законы физического и духовного мира исходят и зависят от Него.
Если совершается нечто, что противоречит физическим законам, человеческой логике, житейскому опыту, некоторые люди, не находя рационального объяснения случившемуся, приходят к мысли, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Для верующего же человека чудо естественно, ибо он вместе со всей Церковью воспевает Господу: "Ты еси Бог, творяй чудеса". Бог Источник и Податель жизни, Источник всякого закона.
То, что мы в далекой России покланяемся святителю Спиридону Тримифунтскому, который отошел ко Господу почти 1700 лет назад, который никогда не был связан с нашей страной хотя бы потому, что тогда еще России не было, даже славянские народы к тому времени еще не сформировались. Однако память об этом святом бережно сохраняется в нашем народе, и многочисленные русские паломники приезжают на Корфу, чтобы поклониться его нетленным святым останкам.
Святые мощи, которые являются проводниками благодати, это тоже чудо Божие. Молясь перед мощами и чудотворными иконами, мы получаем от Бога просимое.
Люди неверующие и даже некоторые христиане не понимают, почему Церковь Православная поклоняется честным мощам и святым иконам. Нам говорят: "Что же может исходить от доски, на которую нанесено изображение, или от останков умершего человека? Благодать от Бога, как же она может исходить от физических предметов? Некоторые даже обвиняют нас в идолопоклонстве за то, что мы поклоняемся святым образам и останкам угодников Божиих.
Ответ на эти обвинения очень прост: Бог Источник жизни и Причина всего творения. Для того, чтобы действовали физические законы, перемещались в пространстве планеты, функционировали живые организмы, необходима энергия, и эту Божественную энергию мы и называем благодатью Святого Духа. Благодать пронизывает собой все творение: живое и неживое, и человеческое сознание, и мертвые камни. В этом смысле весь мир облагодатствован Богом. На каждом предмете пребывает Божественная энергия, потому что без этого дара они просто не существовали бы.
Но когда мы, взирая на святую икону, с верою молимся тому, кто изображен на ней, когда мы вкладываем силу нашей веры в эту молитву, тем более, когда молитву совершает не один человек, но тысячи и тысячи людей на протяжении долгих лет, Бог являет великое знамение Своей милости. По нашим молитвам Господь дает знак Своего присутствия через святую икону, а мощи являются также знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. "Кости ваши расцветут" (Ис. 66. 14), говорится в Священном Писании о праведниках.
Однако, поклоняясь святым иконам и мощам, мы должны избегать обрядоверия, к сожалению, иногда присущего религиозной жизни некоторых людей. Так, даже раскол в Русской Церкви произошел не из-за расхождения в вопросах веры, а из-за обрядов. Обрядоверие опасно, ибо является подобием магии, оккультизма.
Чтобы пояснить различие между верой и магией, приведу пример. Господь, создав людей по образу и по подобию Своему и поселив их в раю, сказал, что они предназначены к тому, чтобы уподобиться Ему. Для этого Бог дал людям заповедь послушания: Он требует от них жизненного подвига, внутренней работы. Но приходит диавол-искуситель и говорит первым людям: не нужно подвига съешьте от этого древа, и будете как боги. Господь призвал человека стать подобным Ему, и дьявол предлагает людям "стать, как боги", но не через подвижничество, не через веру и молитву, а лишь посредством вкушения плода с древа познания добра и зла.
Желание овладеть некой силой или даже получить спасение не в результате внутренней работы и подвига, а благодаря использованию некоторых предметов и совершению определенных ритуалов, называется магией, оккультизмом или колдовством.
Поклоняясь святым мощам и чудотворным иконам, мы не должны думать, что своими действиями автоматически приобретаем спасение. Я вспоминаю разговор со своей соседкой по лестничной площадке в то время, когда я еще жил в Петербурге вместе с родителями. Однажды она приходит ко мне и говорит: "Да что же это происходит! Ставила я, ставила свечки святителю Николаю, а брата моего взяли и посадили". Такое магическое сознание характерно для многих людей: если свечку поставил, ничего плохого не может произойти, если икону поцеловал, уже спасен.
Мы должны понимать, что Бог спасает нас Своей благодатью. "Благодатью вы все спасены через веру", говорит апостол Павел и добавляет: "Сие не от вас: Божий дар, не от дел, дабы никто не хвалился" (Еф. 2. 8-9).
Мы с благоговением должны почитать святые мощи, прикладываться к ним, лобызать святые иконы, молиться перед ними, но помнить, что Бог не спасет нас автоматически, но лишь в ответ на нашу веру и на наш жизненный подвиг. Поэтому, посещая святые места во время паломничества, мы должны не только молиться, но и размышлять о своей жизни. Мы должны возвратиться из путешествия к святым местам с осознанием того, что в нашей жизни произошло нечто важное, мы должны дать Господу обещание стараться жить иначе: делать больше добра, говорить правду, чураться зла, не делать плохого другому человеку, не осуждать ближнего, не завидовать ему, сохранять чистоту сердечную и плотскую".
Митрополит Кирилл обратился с приветствиями к русским паломникам, собравшимся в храме, пожелав им получить дар благодати от святых мощей, от святых икон, через молитву перед святынями, а также пожелал крепости сил и духа, помощи Божией в борьбе со страстями. "Пусть Господь всех нас благословит молитвами святителя и чудотворца Николая Мирликийского и святителя Спиридона Тримифунтского, сказал Владыка Кирилл.
"Хотел бы сердечно поблагодарить Владыку Нектария, митрополита Керкирского, Паксийского и Диапонтийских островов, и настоятеля этого святого храма за то, что мы имели возможность здесь помолиться; благодарю наших греческих братьев и сестер за совместную молитву, сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Мы единая Церковь, единый народ Божий, а это значит, что и в повседневной жизни единоверные русский и греческий народы должны быть ближе друг ко другу. Пусть благословение Божие пребывает над Россией и Грецией!"