ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Рождение формулы патриотизма"

Русская идея - дважды самодержавна и дважды православна

Георгий Любарский :: 23 декабря 2004

С 1833 по 1849 гг. министром народного просвещения был Сергей Семенович Уваров (1786-1855). Сергей Семенович человеком был образованным и в деле просвещения понимал (с 1818 г., то есть с 32 лет, и до смерти он был президентом петербургской АН). Годы его министерства называют "золотым веком" Московского университета. Новый Устав Университета 1835 г. слегка урезал автономию, но полностью ее не уничтожил. И при Уварове были в Университете замечательные профессора, наиболее знаменитые из которых – Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Г. Редкин и К.Ф. Рулье. Кроме того, Уваров имел хороший слог, был знатоком античной культуры; но при этом немножко карьерист.  

И все бы ничего, но одна из выдумок образованного карьериста – теория официальной народности – в условиях абсолютного идеологического вакуума начинает привлекать усиленное внимание, и в призрачном свете этого внимания вновь и вновь выступает на подмостки российской истории Сергей Семенович, чиновник и почитатель искусств, человек образованный, но находящийся целиком в рамках чиновной системы, – типаж, имеющий большое будущее.

Прежде всего надо сказать, что историческая формула русского народа родилась у Уварова при составлении "Отчета..." государю после осмотра Московского университета. Уваров был назначен в 1832 г. товарищем министра народного просвещения, командирован для осмотра Московского университета и выразил в "Отчете..." свое понимание задач высшего образования: "Утверждая, что в общем смысле дух и расположение умов молодых людей ожидают только обдуманного направления, дабы образовать в большем числе оных полезных и усердных орудий правительства, что сей дух готов принять впечатления верноподданнической любви к существующему порядку <….> я твердо уповаю, что нам остаются  постепенно завладевши умами юношества, привести оное к той точке, где слияться должны к разрешению одной из труднейших задач времени, образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верой в истинно русские охранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества" (цит. по: Лемке, 1904, с. 186-188).

Это и есть рождение триединой формулы. Вот так из придаточного предложения родился лозунг, из лозунга – идеология, и несколько неудобно даже подумать, что ничего лучшего чуть ли не за 200 лет родить так и не удалось. Впрочем, и эта формула не является целиком русским произведением: Уваров состоял в переписке с петербургским масоном и одновременно иезуитом де Местром и был его идейным выучеником.

Далее в своем "Отчете..." Уваров рассуждает об "укрощении в журналистах порывов заниматься предметами, до государственного управления относящимися", о литературной неудобице, ибо "разврат нравов приуготовляется развратом вкуса", и постепенно приходит к выводу о необходимости ввести в России серьезную цензуру, коя бы недозрелые умы охраняла от предерзостных усилий ученых и журналистов, которые сами не понимают, что они пишут, а тем временем распространяющих "европейские идеи": "В нынешнем положении вещей и умов нельзя не умножать, где только можно, число “умственных плотин”" (Уваров, цит. по: Лемке, 1904, с. 188).

Неудивительно, что человек, призвавший к умножению числа "умственных плотин", становится во главе комитета по цензуре. И в дальнейшей своей деятельности он даже разъяснил свою уникальную формулу: "...русская народность... в чистоте своей должна выражать безусловную приверженность к православию и самодержавию... все, что выходит из этих пределов, есть примесь чуждых понятий, игра фантазии или личина, в которую злоумышленные стараются уловить неопытность..." ("Об украинско-славянском обществе, Рус. Архив, 1892; цит. по: Лемке, 1904, с. 190). Кто алгебру разумеет, сочти состав русской идеи: идея = православие + самодержавие + народность, народность = православие + самодержавие. Отсюда русская идея дважды православна и дважды самодержавна, собственное же содержание русской народности = 0.

Конец Уварова также архетипичен для России. Образованный карьерист и председатель Комитета по цензуре был обуреваем искренними позывами к спасению России, а что до средств – так они же во благо. Но нашлись и более решительные радетели, и образовался комитет из графа С.Г. Строганова, барона М.А. Корфа, Дубельта и других, особо приближенных к государю людей, которые стали надзирать за цензурой и находить, что слишком многое она, руководимая Уваровым, упускает. Уварову стали сверху делать "козу". Он счел это оскорблением для своей чести – ведь это он придумал цензуру! он ей столько лет благоуспешно руководил! и вдруг ему же в рыло... Понять эту манеру образованное сердце Сергея Семеновича было не в состоянии.

Он боролся, как лев, с наступающими силами реакции, отстаивал свое видение цензуры, но цензура уже мирно кушала его самого. Было высказано неодобрение цензурного комитета на собственную статью Уварова об образовании, в которой он якобы проводил несогласные с правительственной линией взгляды. Тогда, в 1849 году, высшие и осведомленные члены общества обсуждали якобы готовящийся проект о закрытии в России университетов – как рассадников всякого неблагонамеренного народонаселения (вот сейчас повеяло… теперь, правда, речь о закрытии институтов).

Уваров, как он был человек просвещенный, не мог не выступить на защиту правительства, что де такого злого дела и в мыслях ни у кого не было, а университеты наши – надежа и опора государя. Статья произвела на народонаселение сильное впечатление, ходила по рукам... Властям предержащим почему-то всегда не нравится, когда какая-то статья ходит по рукам и активно читается, будь то даже статья министра просвещения и одного из начальников цензуры. Ну и получил Уваров от вскормленной им цензуры: "Статья сия, по внешнему ее изложению, не имеет ничего предосудительного... Но если вникнуть во внутренний смысл, то ясно, что здесь есть неуместное для частного лица вмешательство в дело правительства..." (цит. по: Лемке, 1904, с. 227).

Думаю, что Уварова подвело то, что герменевтики – науки об истолковании текста – тогда

еще не было, и некому было объяснить образованному графу, что, вникая во внутренний смысл, при некотором усилии всегда можно найти тот смысл, который искать было угодно. Поэтому усилия цензуры, должным образом ориентированной, всегда оправданны. Наивный Уваров этого не знал, но наши современники и продолжатели его воистину живущего в веках дела – они-то уж должны это знать. Ну, короче говоря, император просмотрел статью Уварова в защиту университетского образования в России и выразил мнение: "Знать, как сие могло быть пропущено", и высшие чины не преминули Уварову попенять. Он еще крепился, съездил в Москву, в Университет, где, можно сказать, началась его карьера и счастливая мысль о русской идее посетила его голову, написал благонамереннейшую и тишайшую статью о Московском университете, – и получил от умеющей находить внутренний смысл цензуры новый втык самого, однако, обидного свойства.

Не снеся издевательств, Уваров в 1849 г. подал в отставку. С.М. Соловьев дал ему характеристику афористическую, сказав, что Уваров "придумал эти начала, т.е. слова: православие, самодержавие и народность; православие – будучи безбожником... самодержавие – будучи либералом, народность – не прочитав за свою жизнь ни одной русской книги... Люди порядочные, к нему близкие... с горем признавались, что не было никакой низости, которой он не в состоянии сделать, что он был кругом замаран нечистыми поступками".

Читая эту эпитафию, надо помнить, что уровень нравственности во дни Соловьева был по нынешним меркам недосягаемо высок, и тогдашний "низкий человек" есть сегодня нереалистическая утопия и ангельский образ (Сергей Семенович, очень может статься, даже и не воровал – как в это ни трудно поверить). Но сила традиции велика: и по сию пору это вполне распространенный типаж – атеист, признающий полезность религии, свободолюбец, выступающий за ежовые рукавицы, человек европейского образования, стремящийся к сугубой народности культуры.

Источник: Globalrus

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама