ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"К вопросу о праве наций на самоопределение"

О мировой национальной политике XXI века

Гавриил Попов :: 27 декабря 2004

1. О подходах

В заключение серии материалов о праве наций на самоопределение хотел бы высказать ряд соображений уже не о национальной политике России, а о мировой национальной политике постиндустриального человечества.

Мы живем в эпоху национальных кризисов. И усилия мирового сообщества явно не дают желаемых результатов. Если систематически что-то не удается, надо пересмотреть весь теоретический, научный арсенал предпринимаемых усилий.

Действительно, имеющихся теорий наций недостаточно, и нужны новые подходы.

Прежде всего нельзя нацию рассматривать как что-то внеисторическое, вневременное, вечное. Нация тут выступает в виде какой-то азиатской панды, которую надо оберегать и сохранять.

Но еще великий Л. Н. Гумилев доказал, что нация – продукт исторического развития. Этносы возникают, расцветают, угасают. Поэтому надо всегда подходить к нации исторически и анализировать, на какой стадии развития находится нация. Надо думать не о консервации нации, а о ее развитии: или в плане выявления тех потенциалов, которыми она еще обладает, или о перспективах ее интеграции в новую нацию. Так шло развитие тысячи лет, и нет оснований считать, что теперь оно остановится.

Другой фундамент нового подхода – нельзя рассматривать нацию изолированно. Она – составная часть единого национального устройства современного человечества. Разделение человечества на этносы, народы, нации было инструментом его укрепления, средством его выживания как целого. Но теперь, несомненно, растет роль интеграции. И проблемы отдельной нации необходимо рассматривать только в рамках этого целого: национальной структуры человечества.

В свете этих двух положений – об историзме и о глобализме – становится необходимой существенная корректировка, новая интерпретация положения о равенстве наций. В отношении каждого отдельного человека принцип равенства, во-первых, включает ряд общих положений и, во-вторых, требует уточнений с учетом того, юноша это или пенсионер, мужчина или женщина и т. д. И в отношении нации принцип равенства означает равенство в ряде позиций и уточнений, учитывающих и историческую стадию развития нации, и ее место в мировой национальной системе человечества.

Еще один элемент нового подхода: интерпретация государственности нации. Прежние теории наций предполагают логику: нация – национализм – независимое национальное государство.

Сейчас на планете более двух сотен государств. Большинство из них не способно к самостоятельному развитию. Особенно ярко это проявилось в странах, возникших при распаде колониальной системы в Африке и сохранивших колониальные границы прошлого. А совсем недавно ситуация повторилась у нас, при распаде СССР. Те самые нации, которые больше всего требовали независимости, первыми встали в очередь на прием в союзы, в которых им придется щедро жертвовать этой самой своей независимостью.

В свете этого опыта идея государственности нации должна быть скорректирована. Государственность нации может быть реализована и в виде независимого государства, и в виде государства с ограниченным суверенитетом, и в виде автономии.

В подходе к нации первичной должна стать идея прав человека. Самостоятельность нации – это прежде всего база обеспечения человека всеми правами. Нельзя во имя интересов нации жертвовать правами человека, превращать его в винтик, в быдло, в "пушечное мясо" для кормления бюрократии.

В век грандиозной мобилизации людей надо освободиться от идеи жесткой привязки наций к территории. В век атеизма, разнообразных религий и идеологий в подходе к нации надо освободиться от чрезмерной увязки нации с конкретной религией, какими бы ни были мощными ее связи с этой религией в прошлом. И от классового подхода.

И, наконец, самое главное. Нельзя смотреть на процесс национального устройства нации как на нечто стихийное. Современная цивилизация должна ввести в национальное развитие регулирующее и организующее, волевое, сознательное начало – как она внесла его в политику, создав ООН; как она вторглась в стихийность рыночной экономики; как она устанавливает правила, относящиеся к ядерному оружию.

Это регулирование должно быть мировым. В его основе должна лежать некая теория. О ней – ниже.

2. Модель

Человечеству необходима новая, общая для всех национальная политика.

Одно из возможных предложений я хотел бы тут представить. Более подробно оно изложено в четвертой книге того восьмитомного сборника моих работ, о которых "МК" уже сообщал.

В основе новой политики – рейтинг нации, ее оценка в каких-то условных баллах.

Первая составляющая оценки – размер нации, темпы ее роста или сокращения.

Вторая часть оценки – компактность проживания нации. Особенно важно наличие территорий, на которых нация является первой по численности ("своя территория").

Третья часть оценки – размер этой "своей" территории, наличия на ней природных ресурсов – от природных до энергетических.

Очень важна экономическая оценка нации: национальное богатство в целом и на душу населения, объемы производства, производительность и т. д. Место нации в мировом научном и техническом прогрессе.

Роль нации в культуре. Развитие национальной культуры и ее вклад в мировую культуру.

Историческая роль нации в мировой цивилизации.

Еще многое надо учесть при формировании рейтинга: от здоровья нации и ее генетической устойчивости до оценки ее внутреннего желания развиваться как самостоятельная нация ("жажда независимости").

После учета всех "баллов" получится комплексная оценка нации, ее рейтинг – нечто вроде оценки выступления фигуристов или гимнасток в спорте.

И методика расчета рейтингов, и процедура должны быть демократическими и добровольными.

Но те нации, которые откажутся признавать итоги или вообще не пожелают участвовать, должны стать чем-то вроде нарушителей соглашений о ядерном оружии и изолироваться от мирового сообщества "стеной" по всем параметрам: от вооружений до лекарств.

3. Следствия рейтинга

Первое следствие рейтинга – возможность выделения четырех групп наций.

Первая – те нации, которые получают право на национально-культурную автономию в рамках других государств. Эта автономия гарантирует развитие нации, прежде всего ее языка и культуры.

Вторая группа наций – те, которые получают право на создание самостоятельного государства с ограниченным суверенитетом в каком-то союзе, объединении государств. Например, в Европейском сообществе, или СНГ. или каком-то азиатском (африканском) объединении.

Третью группу составят нации, которые по рейтингу получат от мирового сообщества мандат на полностью самостоятельные государства.

И, наконец, четвертая группа – те нации, государства которых признаются как великие державы.

В итоге на планете будет до десяти великих держав, до 20-30 самостоятельных государств, до 100 государств в составе союзов. Все остальные нации будут развиваться в рамках национально-культурных автономий.

Второе следствие рейтингов – установление нормативов рождаемости. Нации с низкими экономическими показателями и низкими темпами роста производительности получат и соответствующие права на рост своей численности.

Рейтинги и следствия из них должны пересматриваться раз в 15-20 лет. При этом важно отработать безболезненную процедуру перехода от существующих стандартов нации к тем, которые вновь установлены.

Динамизм системы обеспечит оба главных национальных процесса в нынешнем человечестве: и тенденцию к развитию национального, и тенденцию к интеграции.

Что означает этот подход для России? Все зависит от методов подсчета рейтингов, но думаю, что итогом будет именно то, о чем я писал в предыдущей статье. Во-первых, Россия – одна из великих держав. Во-вторых, населяющие ее нации получают национально-культурную автономию.

В изложенном подходе заложена альтернатива нынешнему конфликтному, тупиковому развитию наций на планете. Но в нем – и серьезные опасности, прежде всего расистского уклона. Он возможен только как демократический и добровольный.

Одно ясно: человечество должно выйти, используя механизмы общепланетарного регулирования, из состояния вооруженных национальных конфликтов, явно вступивших в стадию терроризма со сверхопасной для человечества перспективой оснащения этого терроризма ядерным, химическим и бактериологическим оружием.

27.12.2004

Источник: Московский комсомолец

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама