1. О подходах
В заключение серии материалов о праве наций на самоопределение хотел бы высказать ряд соображений уже не о национальной политике России, а о мировой национальной политике постиндустриального человечества.
Мы живем в эпоху национальных кризисов. И усилия мирового сообщества явно не дают желаемых результатов. Если систематически что-то не удается, надо пересмотреть весь теоретический, научный арсенал предпринимаемых усилий.
Действительно, имеющихся теорий наций недостаточно, и нужны новые подходы.
Прежде всего нельзя нацию рассматривать как что-то внеисторическое, вневременное, вечное. Нация тут выступает в виде какой-то азиатской панды, которую надо оберегать и сохранять.
Но еще великий Л. Н. Гумилев доказал, что нация продукт исторического развития. Этносы возникают, расцветают, угасают. Поэтому надо всегда подходить к нации исторически и анализировать, на какой стадии развития находится нация. Надо думать не о консервации нации, а о ее развитии: или в плане выявления тех потенциалов, которыми она еще обладает, или о перспективах ее интеграции в новую нацию. Так шло развитие тысячи лет, и нет оснований считать, что теперь оно остановится.
Другой фундамент нового подхода нельзя рассматривать нацию изолированно. Она составная часть единого национального устройства современного человечества. Разделение человечества на этносы, народы, нации было инструментом его укрепления, средством его выживания как целого. Но теперь, несомненно, растет роль интеграции. И проблемы отдельной нации необходимо рассматривать только в рамках этого целого: национальной структуры человечества.
В свете этих двух положений об историзме и о глобализме становится необходимой существенная корректировка, новая интерпретация положения о равенстве наций. В отношении каждого отдельного человека принцип равенства, во-первых, включает ряд общих положений и, во-вторых, требует уточнений с учетом того, юноша это или пенсионер, мужчина или женщина и т. д. И в отношении нации принцип равенства означает равенство в ряде позиций и уточнений, учитывающих и историческую стадию развития нации, и ее место в мировой национальной системе человечества.
Еще один элемент нового подхода: интерпретация государственности нации. Прежние теории наций предполагают логику: нация национализм независимое национальное государство.
Сейчас на планете более двух сотен государств. Большинство из них не способно к самостоятельному развитию. Особенно ярко это проявилось в странах, возникших при распаде колониальной системы в Африке и сохранивших колониальные границы прошлого. А совсем недавно ситуация повторилась у нас, при распаде СССР. Те самые нации, которые больше всего требовали независимости, первыми встали в очередь на прием в союзы, в которых им придется щедро жертвовать этой самой своей независимостью.
В свете этого опыта идея государственности нации должна быть скорректирована. Государственность нации может быть реализована и в виде независимого государства, и в виде государства с ограниченным суверенитетом, и в виде автономии.
В подходе к нации первичной должна стать идея прав человека. Самостоятельность нации это прежде всего база обеспечения человека всеми правами. Нельзя во имя интересов нации жертвовать правами человека, превращать его в винтик, в быдло, в "пушечное мясо" для кормления бюрократии.
В век грандиозной мобилизации людей надо освободиться от идеи жесткой привязки наций к территории. В век атеизма, разнообразных религий и идеологий в подходе к нации надо освободиться от чрезмерной увязки нации с конкретной религией, какими бы ни были мощными ее связи с этой религией в прошлом. И от классового подхода.
И, наконец, самое главное. Нельзя смотреть на процесс национального устройства нации как на нечто стихийное. Современная цивилизация должна ввести в национальное развитие регулирующее и организующее, волевое, сознательное начало как она внесла его в политику, создав ООН; как она вторглась в стихийность рыночной экономики; как она устанавливает правила, относящиеся к ядерному оружию.
Это регулирование должно быть мировым. В его основе должна лежать некая теория. О ней ниже.
2. Модель
Человечеству необходима новая, общая для всех национальная политика.
Одно из возможных предложений я хотел бы тут представить. Более подробно оно изложено в четвертой книге того восьмитомного сборника моих работ, о которых "МК" уже сообщал.
В основе новой политики рейтинг нации, ее оценка в каких-то условных баллах.
Первая составляющая оценки размер нации, темпы ее роста или сокращения.
Вторая часть оценки компактность проживания нации. Особенно важно наличие территорий, на которых нация является первой по численности ("своя территория").
Третья часть оценки размер этой "своей" территории, наличия на ней природных ресурсов от природных до энергетических.
Очень важна экономическая оценка нации: национальное богатство в целом и на душу населения, объемы производства, производительность и т. д. Место нации в мировом научном и техническом прогрессе.
Роль нации в культуре. Развитие национальной культуры и ее вклад в мировую культуру.
Историческая роль нации в мировой цивилизации.
Еще многое надо учесть при формировании рейтинга: от здоровья нации и ее генетической устойчивости до оценки ее внутреннего желания развиваться как самостоятельная нация ("жажда независимости").
После учета всех "баллов" получится комплексная оценка нации, ее рейтинг нечто вроде оценки выступления фигуристов или гимнасток в спорте.
И методика расчета рейтингов, и процедура должны быть демократическими и добровольными.
Но те нации, которые откажутся признавать итоги или вообще не пожелают участвовать, должны стать чем-то вроде нарушителей соглашений о ядерном оружии и изолироваться от мирового сообщества "стеной" по всем параметрам: от вооружений до лекарств.
3. Следствия рейтинга
Первое следствие рейтинга возможность выделения четырех групп наций.
Первая те нации, которые получают право на национально-культурную автономию в рамках других государств. Эта автономия гарантирует развитие нации, прежде всего ее языка и культуры.
Вторая группа наций те, которые получают право на создание самостоятельного государства с ограниченным суверенитетом в каком-то союзе, объединении государств. Например, в Европейском сообществе, или СНГ. или каком-то азиатском (африканском) объединении.
Третью группу составят нации, которые по рейтингу получат от мирового сообщества мандат на полностью самостоятельные государства.
И, наконец, четвертая группа те нации, государства которых признаются как великие державы.
В итоге на планете будет до десяти великих держав, до 20-30 самостоятельных государств, до 100 государств в составе союзов. Все остальные нации будут развиваться в рамках национально-культурных автономий.
Второе следствие рейтингов установление нормативов рождаемости. Нации с низкими экономическими показателями и низкими темпами роста производительности получат и соответствующие права на рост своей численности.
Рейтинги и следствия из них должны пересматриваться раз в 15-20 лет. При этом важно отработать безболезненную процедуру перехода от существующих стандартов нации к тем, которые вновь установлены.
Динамизм системы обеспечит оба главных национальных процесса в нынешнем человечестве: и тенденцию к развитию национального, и тенденцию к интеграции.
Что означает этот подход для России? Все зависит от методов подсчета рейтингов, но думаю, что итогом будет именно то, о чем я писал в предыдущей статье. Во-первых, Россия одна из великих держав. Во-вторых, населяющие ее нации получают национально-культурную автономию.
В изложенном подходе заложена альтернатива нынешнему конфликтному, тупиковому развитию наций на планете. Но в нем и серьезные опасности, прежде всего расистского уклона. Он возможен только как демократический и добровольный.
Одно ясно: человечество должно выйти, используя механизмы общепланетарного регулирования, из состояния вооруженных национальных конфликтов, явно вступивших в стадию терроризма со сверхопасной для человечества перспективой оснащения этого терроризма ядерным, химическим и бактериологическим оружием.
27.12.2004
Источник: Московский комсомолец