На днях в Нижнем Новгороде под эгидой Московской патриархии и при поддержке полпредства президента РФ в Приволжском федеральном округе прошел церковно-общественный форум "Духовно-нравственные основы демографического развития России". Его участники призвали запретить в России аборты, прекратить финансирование всех центров планирования семьи, выйти из международных соглашений и обязательств, дающих право женщинам самим планировать рождение ребенка и беременность без вмешательства государства, запретить деятельность международных программ и фондов.
Высвобождение для труда
Проблема абортов в России сегодня искусственно политизируется. РПЦ, различные общественные организации, в первую очередь националистического толка, политики и общественные деятели постоянно твердят о "демографическом коллапсе", "вымирании нации", которые надо остановить, закрыв въезд инородцам и запретив аборты. Такие взгляды становятся опасными, когда находят поддержку властей, что и происходит в последнее время все чаще.
В России впервые аборт по желанию женщины был узаконен в ноябре 1920 г. декретом "Об искусственном прерывании беременности". Это был первый в мировой истории права закон, разрешающий аборты. (В Европе, где церковь сохраняла свое влияние на общество, они были разрешены на несколько десятков лет позже.)
Право на первоочередность и льготы получали фабрично-заводские работницы, жены рабочих. По выражению ученого-демографа Андрея Попова, страна "использовала аборты для высвобождения женщин для нужд народного хозяйства".
Однако когда к началу 30-х гг. массовые репрессии, депортации, коллективизация подвели страну к демографическому кризису, было принято решение аборты запретить. К слову сказать, в это же время аборты запретили и в фашистской Германии.
Запрет на аборты не привел к сокращению их количества. И соответственно весь объем абортов перешел из легальной сферы в нелегальную, что привело к резкому увеличению женской смертности.
На легальное положение аборт опять перевел Никита Хрущев в 1955 г. Но, вернув гражданам некоторую свободу репродуктивного выбора, советская медицина опять не предложила никаких иных, превентивных способов регулирования рождаемости. Фактически по причине низкого уровня контрацептивной и сексуальной культуры населения аборт был единственным методом этого регулирования. По статистике, каждая советская женщина делала в среднем по 5—8 абортов.
"Планировать" не значит "сокращать"
Важным шагом по либерализации законодательства, регулирующего аборты, стал приказ Минздрава СССР (1987 г.), разрешающий искусственное прерывание беременности по так называемым социальным показаниям на поздних сроках, то есть после 12 недель. В 1996 г. перечень таких показаний был расширен почти вдвое. Теперь в него вошло, например, отсутствие жилья, безработица, доход семьи ниже прожиточного минимума.
Усилия государства и общественных организаций принесли свои плоды: по статистике, в последние годы в России количество абортов уменьшилось более чем вдвое. И в несколько раз снизились женская смертность и инвалидность, связанные с криминальными абортами. Однако достаточно быстро либерализация в этой сфере столкнулась с противодействием церкви, отдельных общественных организаций, депутатов, чиновников.
Так, государственная программа "Планирование семьи" просуществовала недолго и была закрыта. (Формально депутаты Госдумы просто отказали ей в финансировании, и она вошла фрагментом в программу "Безопасное материнство".) По словам зам. директора НИЦ акушерства и гинекологии РАМН Владимира Серова, аргументы были такие: "Говорили, что на Западе эта программа была создана, чтобы уменьшить нищее население, и у нас она создается для этого же. Люди просто невежественны. Конечно, планирование семьи для Китая или для Индии — это сокращение рождаемости. А планирование семьи для Германии, Италии или Нидерландов — это, во-первых, профилактика абортов, а во-вторых, лечение бесплодия. Никто в Европе не собирается сокращать население. Но убедить депутатов мы не смогли".
В свою очередь, медикам так и не удалось добиться принятия "Закона о репродуктивных правах граждан". В нем говорилось и о том, что право решать самостоятельно, без давления и контроля со стороны государства, вопрос о том, когда и сколько иметь детей, является неотъемлемым правом российских граждан. Закон не приняли, в частности, потому, что он требовал материальных затрат, в том числе и на развитие системы контрацепции.
Столкновение интересов
В 2002 г. депутаты Госдумы еще раз предприняли попытку запретить аборты на поздних сроках. А в августе 2003-го правительство РФ неожиданно принимает решение резко сократить перечень социальных показаний — с 13 до 3. Иначе говоря, в стране постепенно происходит заметный "откат" и возврат к традиционным советским методам борьбы с абортами.
Как доказывает практика запрета абортов, никакого всплеска рождаемости не произойдет. Просто вырастет число криминальных абортов, увеличится смертность женщин и количество брошенных и беспризорных детей. Румыния, где аборты были запрещены с 1966 по 1990 г., до сих пор занимает одно из первых мест в мире по доле беременностей, прерываемых абортом, и последнее — по рождаемости.
В свою очередь, частота абортов никак напрямую не связана с уровнем рождаемости. В западноевропейских странах в среднем рождаемость такая же, как и в России, однако количество абортов в несколько раз меньше. Это означает, что европейская женщина, не желающая рожать, использует превентивные методы предотвращения беременности, а россиянка ее искусственно прерывает.
Сегодня существует опасность, что нарождающаяся культура контрацепции в России постепенно сама сойдет на нет — не будет условий для ее дальнейшего распространения и даже простого поддержания. И тогда власть получит еще одну лазейку для вмешательства в частную жизнь под видом защиты государственных интересов. Выиграет и консервативная часть духовенства — в качестве альтернативы сексуальному просвещению школьников настойчиво предлагается введение курса "Основ православной культуры" как профилактики, в том числе и абортов.
Если государство начнет реализовывать эти рецепты, страна опять наступит на те же "советские" грабли. А цивилизованная практика отношений гражданина и власти в сфере семьи и регулирования рождаемости так и останется несбывшимся замыслом реформаторов.
Источник: Политический журнал