В понедельник в гостях у "Вечерки" гостил духовный лидер мусульман Якутии Муса САГОВ. Отвечая на вопросы читателей, Муса Бексулатанович рассказал о ваххабитах, о запретах для женщин-мусульманок, о службах в мечети. Кроме этого, муфтий Якутии высказал свое нелестное мнение по поводу танца живота. Вам стало интересно? Читайте и просвещайтесь.
Валентина М., 46 лет:
- У нас интернациональная семья, но по паспорту мы саха. Наша дочь приняла ислам, ходит в мечеть, выписывает религиозные книги по Интернету. Сначала я была категорически против, но потом подумала и пришла к выводу, что, наверное, гены дают о себе знать таким образом. Тем не менее по-прежнему очень волнуюсь. Как проходят службы в мечети, нет ли опасности для моей дочки? Как можно с вами вообще встретиться?
- Любая религия чиста, потому что это религия Бога. Нашей религии бояться совсем не нужно, просто ислам преподносят не совсем правильно. Служба идет один раз в неделю по пятницам. В рамках службы проходит проповедь, обязательная молитва, которая известна всем, кто ходит в мечеть. Все это длится примерно час.
Недостаточно одного принятии ислама. Чтобы не сбиться с пути, нужно постоянно ходить в мечеть, получать подзарядку на неделю. К тому же часто бывает так, что знакомые люди имеют возможность встречаться только в мечети и общаться, что в исламе играет немаловажную роль. Вы можете прийти в пятницу с 13.00 до 14.00, мы с вами поговорим. Вообще, все, кто беспокоится за своих детей, приходите, мы поговорим. Для вашей дочери нет никакой опасности.
***
Тимофей АНДРЕЕВ, 27 лет:
- Правда ли, что якутская мечеть имеет возможность отправлять своих прихожан на учебу в другие регионы?
- Насильно на учебу мы никого не отправляем, только по желанию самого человека, который хочет поглубже изучить свою религию. Можем отправить в Москву, где есть высшие духовные учебные заведения. Если там будет учиться хорошо, то можно поехать дальше учиться, уже в другие регионы мира, но для этого необходимо будет получить рекомендацию московских муфтиев и преподавателей этого учебного заведения. До сих пор подобное обучение было бесплатным. Как дальше будет, нам пока неизвестно, потому как в этом году из якутян мы еще никого не отправляли.
***
Иннокентий, 23 года:
- Часто слышу по телевидению о моджахедах и ваххабитах. А чем они отличаются друг от друга?
- Ваххабизм это реакционное радикальное ответвление от ислама. Ваххабиты хотят добиваться своих целей и идей только силой и принуждением других. Ваххабиты могут бороться ради достижения цели, если считают ее справедливой, но не исключено, что цель может быть достигнута путем принуждения и насилия других людей. Что касается моджахедов, то так называют мусульман, которые борются за свою независимость, за свои дома и защищают честь своих детей и близких.
- Получается, моджахед может быть приверженцем ваххабизма?
- Да, может.
***
Светлана ПАВЛОВА, 32 года:
- Может ли женщина-мусульманка ходить одна в мечеть без сопровождения мужчин?
- Конечно, может, но должно быть соответствующее одеяние хиджаб. Это значит, что открытыми могут быть только кисти рук и лицо. Только в этом случае молитва будет принята Всевышним. Причем так ходить женщина должна не только в мечеть, но и дома, чтобы мужчины не разглядывали женщину. Согласитесь, женщины всегда находятся под пристальным вниманием мужчин, поэтому должны вести себя скромно. В нашей мечети ислам принимают много женщин разных национальностей, которые действительно заинтересованы религией и постоянно ходят в мечеть без сопровождения мужчин, но в соответствующем одеянии, учатся читать молитвы и совершать религиозные обряды.
***
Лейла, 18 лет:
- Можно ли мусульманские орнаменты использовать в качестве нательных украшений? Например, делать татуировки в виде полумесяца или же росписи на ногтях?
- Нельзя, потому что в исламе подобные дела запрещены. Тем более если вы ходите на молитву. Вообще, перед молитвой принято совершать обряд омовения, при котором на ногтях лака вообще не должно быть.
* * *
Галина Ивановна, 46 лет:
- С какими мечетями других регионов России или мира якутские мусульмане поддерживают связь?
- Мы тесно работаем с Духовным управлением мусульман азиатской части России, к этому управлению мы относимся напрямую ввиду географического расположения. Кроме того, часто на мусульманские праздники присылают поздравления из московской и тюменской мечетей.
***
Петр А., 31 год:
- Есть ли в республике еще мечети?
- Нет. Более того, наша мечеть единственная на Дальнем Востоке и в Сибири. Именно поэтому мы находимся под пристальным вниманием Совета муфтиев России и московских духовных лидеров. Есть еще проект строительства мечети в г. Нерюнгри, для которого уже собраны все необходимые документы, чертежи, но начало строительства упирается в финансы. Может быть, в будущем году с помощью Аллаха начнется строительство.
***
Николай, 44 года:
- Может ли ваххабизм появиться в Якутии? Возможна ли тут вербовка молодых людей?
- Все может быть, поэтому нужно готовиться ко всему. Но нужно работать над тем, чтобы предотвратить малейшие намеки на появление ваххабизма в Якутии. Даже если такое направление тут появится, это будет пресечено как с нашей стороны, так и со стороны правоохранительных органов. Все жители Якутии должны быть бдительными, даже простые люди могут помочь. Уверен, что взаимодействие с органами власти должно быть постоянным.
***
Светлана, 31 год:
- Планируется ли в Якутске открытие монастырей для мусульман?
- Светлана, в исламе нет монастырей. Дело в том, что на женщин в исламе возлагается такая же большая ответственность, как на мужчин. Женщина может поклоняться Аллаху дома, в доме своего мужа.
- У меня еще вопрос. Говорят, в Якутской мечети есть муфтий якутской национальности, который сравнительно недавно принял ислам и уже начал продвигаться по служебной религиозной лестнице. Расскажите о нем, пожалуйста.
- Он не муфтий. У нас много прихожан-саха, которые, приняв ислам, ходят в мечеть, учат азы ислама, основные молитвы на арабском. Мы сами заинтересованы, чтобы первым духовным лицом мусульман в республике был кто-нибудь из местных, но пока не вижу подходящих кандидатур, потому что нужно постоянно учиться, чтобы быть компетентным в вопросах религии. Мы сейчас думаем, кого именно из прихожан можно отправить учиться в Москву. Желающие есть, но мы пока выбираем: смотрим, как они ходят в мечеть, как выполняют обряд, как себя ведут. Но и после учебы духовный титул имама нужно заслужить, все не так просто, как кажется.
***
Елена ОРЛОВА, 35 лет:
- Как вы считаете, не влияет ли показ сериала "Клон" на распространение, а может, и укрепление исламской религии? Увеличилось ли число прихожан с того момента, как начали показывать этот сериал?
- У меня к этому сериалу нехорошее отношение, потому как много искажающих фактов. Верующих там показывают таким образом, будто они обманщики, будто на людях они правоверные и не нарушают законов ислама, а когда остаются один на один, нарушают, не думая. Это касается не только Жади, но и других героев. Про танец живота вообще отдельный разговор. Танцы существовали еще до принятия ислама в Аравии, а после прилюдные танцы были запрещены. Жена может танцевать только для мужа, в интимной обстановке, а не при всех и полуобнаженной.
- Понятно. Скажите, а чем вы занимались до того, как стали духовным лидером? Занимались ли каким-нибудь видом спорта?
- (Смеется) Занимался, но не профессионально, для себя лично. Я кандидат в мастера спорта по дзюдо, у меня 1-й разряд по боксу. Еще я в футбол играл.
***
Алексей Б., 35 лет:
- Пять лет назад в городе бродили слухи о том, что якобы в мечеть подбросили свиную голову. Что сделали потом с этой головой?
- Я вообще впервые об этом слышу. Может, такое было, но не при мне. В мечеть прилетала пуля из пистолета Макарова из соседнего ГОМа, которая разбила стекло. За этот инцидент так никто и не взял ответственность на себя. Был другой, не менее интересный случай. В мечеть приехал автобус омоновцев. Они поставили всех прихожан-женщин, детей и мужчин к стенке. Потом, правда, был найден виновник, который отдал ОМОНу устный приказ, он понес наказание. Но о свиной голове я ничего не знаю.
***
Марианна И., 23 года:
- Здравствуйте, Муса Бексултанович! Знаю, что каждый мусульманин должен молиться пять раз в день. Скажите, пожалуйста, каким образом удается якутским мусульманам молиться столько раз в день, учитывая, что человек может быть на работе?
- Понятно, что пятикратную молитву (намаз) не всем удается совершать каждый день в мечети. Но! Можно совершать молитву там, где застало время молитвы. Вот время молитв: 8.00, 12.20, 14.00. 15.10. 16.45. Но время намазов может каждый день меняться, все зависит от восхода и захода солнца. Каждый день компетентные люди в мечети составляют расписание молитв на будущий день, которое раздается прихожанам.
***
Ирина, 42 года:
- Я очень люблю готовить. Не могли бы сказать рецепт какого-нибудь популярного мусульманского блюда? - Наверное, огорчу вас, но мусульманских блюд нет. Праздничный стол в религиозные праздники накрывается исключительно национальными блюдами. Например, мы ингуши, поэтому готовим курицу, голубцы, манты, варим говядину. Если посмотреть на праздничный стол узбека, то на нем мы обязательно увидим плов, самсу, люля-кебаб и т.д.
***
В.Б., 39 лет:
- Есть ли в исламской религии такое понятие, как исповедь? Интересно очень, о чем рассказывают прихожане на исповеди...
- Исповеди в исламе нет. Если мусульманин совершил грех, он просто приходит в мечеть и просит прощения у Аллаха. Причем совсем не нужно никому говорить о совершенном грехе. Между мусульманином и грехом нет преград, он может попросить прощения в любой момент.
***
Олег К., 27 лет:
- Скажите, а делают ли новообращенным обрезание?
- Мальчикам желательно делать примерно в 4-5 лет либо до совершеннолетия.
- А если уже совершеннолетний?
- Можно сделать. Но по желанию. В Якутске обрезание делается врачами в больнице. К тому же сегодня многие медики советуют делать обрезание. - А с обрезанной плотью что делают?
- Выкидывают.
10.12.2004
Источник: Якутск вечерний