Легенда гласит, что традицию украшения деревьев в честь Рождества создал известный богослов Мартин Лютер (1483-1546). В 1500 году, в канун Рождества, он, гуляя по лесу, увидел несколько елок, покрытых снегом. Они ярко блестели в лунном свете и поразили Лютера своей красотой. Возвратившись домой, он поставил маленькую елочку посреди комнаты, украсил ее свечами и зажег их.
Впрочем, практика поклонения деревьям, особенно вечнозеленым, известна на протяжении тысячелетий. Люди очень часто проводили параллель между деревьями и божественностью. Например, древние египтяне вносили зеленые ветки финиковых пальм в свои дома и верили, что это принесет плодородие их полям. Подобные традиции существовали у древних римлян, германцев и кельтов.
Из Германии елки переехали в США. Когда и при каких обстоятельствах это произошло — точно неизвестно. Одна версия гласит, что традиция появилась в США вместе с солдатами из Германии, которых британская корона наняла для войны с колонистами во время американской революции. Другая версия гласит, что этот обычай импортировали в США германские иммигранты, наводнившие штаты Пенсильвания и Огайо в 1700-е годы. Они начали наряжать вечнозеленые деревья в общественных парках и привозить свежесрубленные елки к себе домой.
Однако обычай украшения елочки вошел в массовую моду лишь только после того, как им увлеклись сильные мира сего. В 1846 году лондонская газета опубликовала картинку, изображавшую королеву Викторию и ее супруга принца Альберта (выходца из Германии) около наряженной рождественской елки. Британский двор всегда был законодателем мод. Благодаря Виктории и Альберту украшение елки стало модным как в Англии, так и в Америке.
В 1891 году президент США Бенджамин Гаррисон впервые позволил поставить наряженную елку на лужайке у Белого дома. Это дерево вскоре стало называться Национальной Елкой. Интересно, что с 1901 по 1909 елки были вообще запрещены в Белом доме. Дело в том, что президент Теодор Рузвельт считал, что, рубя елки, американцы наносили большой вред лесам страны. Однако существует легенда, что дети президента имели секретную елочку, которую они прятали в шкаф, когда их отец собирался посетить их комнату.
С 1923 года национальную елку стали зажигать ежегодно. Обычно украшенная елка появляется перед Белым домом ровно через неделю после празднования Дня Благодарения (отмечается в последний четверг ноября). В 1963 году елка появилась почти на месяц позже — 22 декабря. Это было знаком скорби американцев по убитому президенту Джону Кеннеди. В 1979 году в честь американских дипломатов, взятых в заложники в Иране, было освещено только украшение на верхушке ели.
Елка устанавливается и перед Капитолием, где заседает Конгресс США. Каждый год елку, устанавливаемую перед зданием Капитолия, присылает в подарок какой-нибудь штат страны. Елка украшается в соответствии с традициями этого штата. ***
Пластмасса против хвои
Согласно статистике, собранной американской Национальной ассоциацией рождественской елки, в конце 1980-х годов на каждого любителя свежесрубленной новогодней елки приходился один любитель елки из пластмассы. К началу XXI века это соотношение резко поменялось в пользу искусственных деревьев. В 2002 году американцы купили 22 млн. 330 тыс. живых и 57 млн. 200 тыс. искусственных елок. В среднем, 21% американских домашних хозяйств обзаводится под Рождество живым деревом и 48% искусственным. 32% из них вообще не украшают свои дома елками. Из тех, кто не представляет себе рождественских праздников без живой елки, 82% покупают уже срубленные деревья, а 18% не отказывают себе в удовольствии срубить елку самостоятельно, вооружаясь топором и отправляясь на лесные делянки, принадлежащие елочным фермам.
В последние годы главным конкурентом фермеров стал не только Китай, который поставляет 80% искусственных елок американским потребителям, но и поменявшийся уклад жизни в стране. Коммерциализация главных и самых прибыльных праздников года — Дня Благодарения (последний четверг ноября) и Рождества — оказывает все больше давления на американцев, которых со всех сторон побуждают покупать и еще раз покупать. После массовых рекламных бомбардировок накануне ноябрьского Дня Благодарения и его усердного семейного празднования у части американского населения уже просто не остается никаких сил на декабрьские елки, тем более живые.
Компании — члены Национальной ассоциации рождественской елки — самые крупные поставщики живых деревьев на рынок США. Больше всего елок выращивается в штатах Орегон, Северная Каролина, Мичиган, Вашингтон и Висконсин. Под выращивание рождественских елок в целом в Америке занят 1 миллион акров (1 акр — 0,4 га) земли. На каждое дерево, срубленное на Рождество прошлого года, в этом году было посажено 2-3 новых саженца. Таким образом, елочные фермеры опровергают мнение о том, что вырубание живых елок наносит вред лесам и окружающей среде. Они указывают на то, что чем больше деревьев потребляется, тем больше сажается на следующий год, увеличивая тем самым количество кислорода, производимого новыми саженцами. Было подсчитано, например, что каждый акр, засаженный елками, производит ежедневную норму кислорода для 18 людей. Чтобы совсем обезоружить доводы американцев, беспокоящихся об экологическом ущербе, выращиватели лесных елок указывают на то, что использованные деревья — легкий материал для вторичной переработки, чего нельзя сказать о пластмассах, использующихся в производстве искусственных деревьев. Каждое Рождество ассоциация организует сеть специальных приемных пунктов по всей Америке, куда можно привезти "отпраздновавшую" елку для переработки. В отношении проблемы пожарной безопасности в доме с живой елкой Национальная ассоциация рождественской елки приводит статистику Национальной ассоциации противопожарной защиты: только 0,1% всех пожаров, регистрирующихся в жилых домах страны, были спровоцированы воспламенением рождественских елок.
Средняя цена на елку до двух метров составляла 32-35 долларов. Любимые породы бальзамовое дерево, ель Дугласа, ель Фрэйзера, благородная ель, шотландская сосна и вирджинская сосна. Кроме этих деревьев, в последние годы все больше распространяется мода на подстриженные под елку кипарисы, магнолии и падубы (дерево, резные листья которого служат рождественским символом на Западе). Небольшие деревья этих пород обычно продаются в кадках с землей, чтобы после Рождества их владельцы могли посадить их рядом с домом.
Первый рынок рождественских елок родился в 1851 году в Нью-Йорке. Фермер Марк Карр считается основателем этой отрасли экономики. У Карра были проблемы с финансами, он пытался продать принадлежащий ему участок леса, но покупателей не находилось, так как лес был еловым, а елки еще не выросли до необходимых размеров. Тогда Карр запряг двух волов в сани, наполненные свежесрубленными елочками, и повез их продавать в Нью-Йорк. Примерно 15 лет он был "елочным королем" Нью-Йорка, но постепенно сдал позиции под напором многочисленных конкурентов. Уже к 1900 году каждая пятая американская семья наряжала елку на Рождество. В начале 1920-х годов этот обычай стал общепринятым — елку не украшали лишь адепты нехристианских религий.
Елочный бизнес стал особенно распространен во время Великой депрессии — беспрецедентного экономического кризиса 1920-1930-х годов. Из-за нехватки денег у муниципалитетов и компаний фермеры, выращивающие елки, не могли продавать вечнозеленые деревья для садов и скверов и поэтому рубили их в канун рождественских праздников. Специально выращенные елки были более популярными, поскольку обладали более густой хвоей и более правильными формами, чем дикорастущие. В 2001 году американские фермеры, выращивающие елки только с целью продажи во время рождественских праздников, заработали почти $500 млн. что на 18% больше по сравнению с 2000 годом.
29.12.2004
Источник: Наше время (Ростов-на-Дону)