ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Снегурочка как эротический фетиш"

Михаил Осокин :: 11 января 2005

Снегурочка приживается на детских городских утренниках только после 1935 года, когда появляется традиция празднования Нового Года, "советского Рождества". С тех пор на нее  каждый  Новый  год  перекладывается часть  обязанностей,  с которыми  на  американской  и  западноевропейской  рождественской  елке  Санта Клаус успешно  справляется в  одиночку.

Все  иностранные  аналоги  Деда  Мороза  обходятся  без  нее. В свое время журналист Irish Times  Мартин Шеймус увязал популярность Снегурочки в России с национальным обычаем спаивания Деда Мороза: разнося подарки  по  домам, он, в отличие от Санта  Клауса,  или  Джека  Фроста, быстро напивается и потому нуждается в помощнице. На этот счет существует примета: если видишь трезвого Деда Мороза, – это Санта Клаус. 

Шеймус, однако, не объясняет, почему Снегурочка была востребована в сценариях новогодних утренников. Дело здесь в  дурной  культурной наследственности. Советскую  Снегурочку ничто,  кроме  имени,  не  связывает  с  пьесой  Островского и фольклором (об  этом  черным  по  белому написала Елена Душечкина  в  монографии  "Русская  елка"). Зато в детской литературе советского  периода,  где идеология сознательно  и непроизвольно сказывалась в самых неподходящих местах,  появляется особый тип персонажа –  ‘сказочный функционер’  или  ‘волшебный  чиновник’.

Идеологический акцент эпохи  различим,  к  примеру,  в  образе  Мойдодыра ("умывальников начальник и мочалок командир", 1923) Корнея Чуковского или –  позже  в  образе  Огородного Подрастая (1962) Тимофея БелозероваОгородный Подрастай ничего  не  делает,  только  ходит  по  огороду  "налегке  с белой палочкой в руке" и указывает всем, как нужно работать, чтобы получить урожай. Его можно возвести к королю овощей из сказки Гофмана "Королевская невеста" (барону Порфирио фон Океродастесу по прозвищу Кордуаншпиц), но еще больше он напоминает колхозного бригадира, потому что не столько персонифицирует жизненные силы природы (так у Гофмана), сколько контролирует рабочий процесс. Количество урожая от него не зависит; заканчивается сказка песней детей, работающих на огороде:

Уважаешь Подрастая,
Дай ему часок поспать.
Ожидаешь урожая –
Не ленись пораньше встать.
Если ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь,
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь.
Подрастай  ей  слово  скажет,
Глубже  спрятаться  прикажет
И  в  соседний  огород
Домик  свой  перенесет.
 
Снегурочка явно примыкает к выше названной генерации персонажей – сказочных функционеров, наделенных для  вида  некоторой  формальной  волшебной  харизмой, но выполняющих исключительно инспекционные и/или бюрократические задачи. 

Никаких  особых  функций по сравнению с Дедом Морозом у  ней  нет;  она только  усложняет  и  бюрократизирует  процесс  дарения  подарков:  "а давайте  позовем  Деда  Мороза"  (как  будто  он  сам  не  придет),  "а почему  елка  не  зажигается?  что  нужно  сказать?",  "а  прочитайте стихотворение,  чтобы  получить  подарок"  и  т.д. Снегурочка – это типично совковое номенклатурное  излишество. 
 
Когда  Заяц  из "Ну, погоди!",  переодевшись  в  Деда  Мороза,  поет:
"Расскажи,  Снегурочка,  где  была,
Расскажи-ка,  милая,  как  дела?" – 
он  хочет  подставить Волка, переодетого  Снегурочкой, унизить его перед публикой. Волк,  конечно,  выкрутился,  но  рассказать  ему  было  разу нечего.

Дети – глупые  и  не  могут  оценить  степень  полезности  Снегурочки, а Снегурочке,  попросту  говоря,  нечего  делать.  Ей  придумают обязанности,  чтобы  оправдать  ее  существование  на  утреннике. В  некоторых  сценариях  Снегурочке  предписывается  зажигать елку (лишняя бюрократическая инстанция). На  т.н.  "елке  Ильича",  описанной  Бонч-Бруевичем,  эти  функции Снегурочки выполняет  Ленин:  он  водит  с  детьми  хороводы  вокруг  елки, играется, поет  песни. Иллюминация  устраивается  местным  электриком...

Когда Ленин умер, Снегурочка  отъелась  и  закабанела. Душечкина в своей монографии пишет, что на утренниках на роль Снегурочки назначали только тех девочек, которые хорошо учились. В  детском  доме,  где  я  воспитывался,  в  Снегурочки  не  брали  девочек с ночным и дневным энурезом. А если такой девочке и доводилось  быть  Снегурочкой, подобное решение  всяко  порицалось:  считалось,  что  Снегурочка,  которая  ссытся  по  ночам, – растает.

Сытая  Снегурочка, порхающая  под  елкой  без  дела,  как  жирная  бабочка, – раздражает. Логично  поэтому,  что  новогодняя  субкультура  навязывает ей дополнительные  функции. В основном, -  эротические, потому что секс – первое,  что  приходит  в  голову,  когда  нечем  заняться. 

Сперва Снегурочка была заподозрена в сношениях  с  Дедом  Морозом,  о  чем  профессор  МГУ  А.А.Илюшин  сообщил  в  своей  статье  "Геронтофильские  мотивы  в русской  поэзии". Потом Снегурочка стала давать всем подряд (некоторое количество шуток на эту тему брезгливо процитировала Душечкина в своей книжке). Сетевые библиотеки тиражируют анонимные эротические рассказы про Снегурочку – например, рассказ про Снегурочку, совращающую мальчика, или рассказ о том, как неопытная "снегурочка" Аня дает перед утренником актеру, уже много лет играющему Деда Мороза. В последнем случае сексу под елкой придается характер профессиональной инициации Снегурочки.

Проститутки в амплуа Снегурочки прочно закрепились в каталогах сексуальных услуг. Проблему проституции среди Снегурочек на днях подробно осветила Маргарита Семенякина (Марго из шоу "За стеклом-1"). Если  раскрывать  тему  е...ли,  надо  вспомнить  шедевр  раннего  "Сектора газа" из альбома "Ночь перед Рождеством": "Расскажи,  Снегурочка,  где  была, / Расскажи-ка,  милая,  с  кем  спала?"

Снегурочка еще в СССР стала превращаться в эротический фетиш, потому что заниматься сексом со Снегурочкой – так же почетно, как изнасиловать дочь партийного функционера и потом рассказывать об этом на всех углах. Футболист Эдуард Стрельцов, который на министерской даче принял активное участие в групповом изнасиловании дочери крупного дипломата, все время тюремного заключения был кумиром советских суппортеров. Я думаю, это изнасилование (даже если его не было) прибавило Стрельцову веса в советском обществе.

Итак, Снегурочка – это реликт  советской  эпохи.  Ничего,  кроме  традиции и  ностальгии  (вроде  той  ностальгии,  с  которой  в  России  каждый Новый  год  пересматривают тошнотворный  фильм  "Чародеи" по мотивам романа Стругацких), не оправдывает ее навязчивое присутствие на праздниках. Она санкционирована  советской  идеологией,  а  без  ее  поддержки долго  не  протянет. Надо  ждать,  что  вскоре  она исчезнет  из  новогоднего  оборота, поскольку будет  вызывать  настолько  сильные  эротические  ассоциации  (типа стюардессы  в  самолете), что подпускать ее близко к детям станет опасно.

30 декабря 2004 г.

Источник: Полит.РУ

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама