В связи с праздником Рождества Христова митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, направил архипастырское послание клиру и благочестивой пастве управляемой им епархии.
Ниже приводится текст указанного Рождественского послания.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с великим праздником Рождества Христова и Новым 2005-м годом. Вступление в Новый год сопровождается не только приличествующими таковому событию торжествами и веселием, но и раздумиями. Иначе и быть не может! Каждый мыслящий человек, переступая грань времен, задумывается о прошлом и пытается разглядеть контуры будущего. Анализ и прогноз это не только способы научного описания истории, но и некая потребность каждого, кому не безразлично происходящие с ним самим, с его близкими, с Отечеством и всем человеческим родом. Бог дал человеку разум в том числе и для того, чтобы различать знамения времен...
Для очень многих людей 2004-й год был годом удачным, что обуславливалось хотя и не очень значительным, но реальным ростом экономики, а значит, и благосостояния. Кто-то был успешен по службе или в учении, кто-то оставил дурные привычки и поправил свое здоровье, кто-то обрел семейное счастье, кому-то сопутствовала удача в делах.
Но для других минувший год сопровождался трудностями, болезнями, скорбями и разочарованиями. Такова драма жизни: хорошее и плохое, радостное и скорбное, переплетаясь, образуют ткань человеческого бытия. Очень часто мы воспринимаем жизнь сквозь призму своего "Я" и оцениваем происходящее с точки зрения личного благополучия. Именно поэтому события, прямо нас не затрагивающие, остаются как бы в тени, на периферии сознания и памяти. Но именно в таких событиях нередко являются нам знамения времени.
Я хочу напомнить вам о двух событиях минувшего года, которые несут на себе печать такого знамения. Одно из них настолько страшное и трагическое, что, пожалуй, не имеет аналогов в истории. Океан вышел из берегов и гигантской волной смыл города и селения. Никто не может сказать, сколько действительно погибло людей: 150 или 200 или более тысяч, и сколько еще умрет от голода и болезней.
Мы сопереживаем горю тех, кто потерял близких и родных, и возносим молитвы об умерших, не забывая о трагедии даже в этот праздничный день.
Страшная катастрофа как бы воскрешает образ библейского потопа. Однако тот потоп был воспринят людьми как кара Божия за грехи, а этот как действие слепой стихии. Мало кто связывает сегодня страшную апокалиптическую картину разрушений от цунами с наказанием за грех. Причем наказанием не только и даже не столько тех, кто погиб или пострадал от этой катастрофы, а всех нас, весь род человеческий. А разве мало природных катаклизмов, войн, жертв террористических актов по всему миру! Сегодня на нашей планете нет "райского уголка", где люди чувствовали бы себя в полной безопасности. Может быть, кому-то такими уголками, до недавнего времени казались тропические острова Индийского океана.
Знамения времени грозно предупреждают род человеческий:
умножающееся зло либо должно быть остановлено самими людьми, либо до времени оно будет останавливаться Божьими карами. До времени, ибо конец времени наступит тогда, когда зло станет господствовать над всем миром и когда единственным спасением от зла явится апокалиптическое завершение истории.
Бог не творит зла, а попускает скорби в наказание за наши грехи. Эту простую религиозную истину, явленную нам в знамениях времени, нужно понять и усвоить. Если мы сопротивляемся злу, боремся с ним в нашей личной и общественной жизни, то Бог помогает нам. Он с нами Своим благословением и любовью. Самый главный вопрос истории, основной вопрос человеческого бытия это вопрос о добре и зле. Все другие вопросы вторичны, ибо от того, как мы решаем этот главный вопрос, зависит не только наше благополучие, но и сама жизнь.
И другое событие, участниками которого стали сотни тысяч людей. Москва, возвращение всенародной святыни Тихвинской иконы Божией Матери. Все пространство набережной реки Москвы, от храма Христа Спасителя до Красной площади, заполнено народом. То не любопытствующие, не зеваки, то народ наш, вчера еще далекий от веры, а сегодня алчущий Божией Правды, люди молодые и среднего возраста, с детьми, и люди пожилые. А ведь что только ни предпринималось, лишь бы Россия навсегда забыла Бога и отвернулась от своих святынь: и соблазн обманом о счастливой и свободной жизни, и поклонение ложным богам и идолам... Мы знаем, что грех богоотступничества был наказан историческим штормом невероятной силы великая волна тех времен унесла миллионы человеческих жизней и обернулась морем пролитых слез... История являет собой великое знамение Божьего присутствия в жизни людей, и возвращение чудотворного образа Божией Матери Тихвинской в Россию явилось ярким символом возвращения к вере тех, кто сумел увидеть и понять это знамение.
Сегодня мы с радостью и смирением сознаем, что народ наш, прошедший через страшные исторические испытания, пострадавший, как, может быть, ни один другой народ, обретает веру, а вместе с ней и способность отличать правду от лжи, добро от зла.
Каждый человек многократно в жизни своей стоит перед выбором: между маленьким добром и маленьким злом, а случается и так, что совершаемые нами добро и зло не такие уж и маленькие. То, что делаем мы, отображается в судьбах других людей. Из этих поступков слагается картина жизни личной, семейной, общественной, через них обозначается лик человеческой цивилизации. Господу было угодно сокрыть от нас будущее мы не знаем, что произойдет с каждым из нас, что ждет весь род человеческий. Но Бог не утаил от нас самого главного: мы знаем, что добро это жизнь, а зло смерть. "Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие говорит Господь. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30. 19). Небо и земля и, добавим, море являются сегодня грозными свидетелями Правды Божией, призывающими нас избрать путь жизни.
Принося это Рождественское поздравление, я желаю всем нам способности различать знамения времен и, укрепляясь в вере, творить добро!
Да хранит Господь всех вас от зла и неправды, и Его благословение да пребывает с Калининградской землей, со всей Россией, со всем человеческим родом!
6 января 2005 г.
Источник: Служба коммуникации ОВЦС МП