"Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается и Слово воплощается..." (Стихира на хвалитех)
В сей день Творец всего видимого и невидимого, нас ради человек и нашего ради спасения, сошел на землю и сталъ Сыном Человеческим, дабы насъ сделать детьми Божиими, родился от Пресвятой Девы Богородицы в убогом вифлеемском вертепе не для того, "чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Марк 10.45).
И чем же человечество ответило на любовь своего Творца?
"К Своим пришел и свои не приняли Его". На сей грешной земле Он не нашел гостеприимного места для Своего боговоплощения, кроме убогой пещеры среди бессловесных скотов, по слову пророка Исаии: "Познал вол стяжавшего его и осел ясли Господина своего, а Израиль не знает Меня" (Исход 1.3).
Человеческое жестокосердие и неблагодарность преследовали Господа во время всей Его земной жизни. Вскоре после рождения Ему со святым семейством пришлось бежать отъ гонения в Египет, Его не раз изгоняли из городов и деревень, Он часто не имел место где главу преклонить, Его порывались побить камнями, сбросить со скалы, не верили Его словам жизни, поносили, клеветали, предали, оплевали, били, и наконец распяли.
Вот как человечество встретило пришедшого в мир своего Искупителя!
Мы подчас тешим себя надеждой, что если бы мы были на месте современников Спасителя, то не оказались бы в толпе отвергших Его так, наверняка, считает большинство из нас.
Так ли это на самом деле? Заглянем в свою совесть. Господь пришел не однажды, Он приходит к нам многократно, Он и сейчас среди нас невидимо продолжает Свою земную проповедь, ежеминутно стучится в сердца всех людей, желая войти в наш внутренний вертеп и обрести там Себе упокоение.
И что же чаще всего Его встречает? То же холодное, жестокосердное непонимание, то же оправдание житейской занятостью суетой, что есть предательство, то же фарисейское лицемерие и человекоугодие, что и у Его современников, те же гонения, иногда оплевания и поношения, вместо ответной любви и следования за Ним на Крест. Все мы повинны перед Ним, как царь Давид говорит: "Вся уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть ни единого" (Псалом 13).
Но Господь милосерд и не гнушается нашей неключимостью, если только видит искренние плоды покаяния, искреннее желание исправиться и оправдаться перед воплотившейся Любовью. Господь нас прощает, если мы смиренно каемся в своей неблагодарности к Нему, если не уподобляемся жестоковыйному Израилю, не познавшему ясли Господина своего, но стремимся к Нему с богомудрыми волхвами, которые вышли от народа не ведавшого Господа, оставив отечество и близких, не побоялись разочароваться в своей надежде, не испугались опасностей путешествия и жестокостей Ирода, и пошли за путеводной звездой, и обрели в убогих вифлеемских яслех воплотившагося Сына Божия, даровавшаго им за их дары веры, любви и надежды дар жизни вечной.
В таинстве Своего вочеловечения, земной жизни и искупительной смерти, Господь наш показал нам пример истинной любви к Богу и ближним, любви безграничной, готовой положить душу Свою за други Своя.
Последуем же и мы Его примеру и не поставим ничего выше любви к своему Творцу и Избавителю, принесем Ему в дар омытыя слезами покаяния души чистые и непорочные, ибо только такими дарами благоугождается Бог.
Дорогие архипастыри, пастыри и наша боголюбивая паства, поздравляю вас всех с радостным праздником Рождества Христова!
Аминь!
+ Митрополит Лавр Рождество Христово дек. 2004 г. / янв. 2005 г.
8 января 2005 г.
Источник: Интерфакс