ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Родословная новогодней елки"

12 января 2005

или Прощание с праздниками

Заканчивается длинное и пестрое новогоднее безделье. Последний отголосок праздничного фейерверка -Старый новый год – немного игрушечный, патриархальный. На Старый новый год можно еще допраздновать, встретиться с теми друзьями, с кем не получилось выпить шампанского и обменяться пожеланиями в "настоящую" новогоднюю ночь. У "Школы для учителя" появилась сегодня такая возможность -посумерничать с вами у новогодней елки.

Переход из декабря в январь, наверное, самый праздничный период для людей европейской культуры. Особенно для россиян, которые упоенно отмечают целый букет религиозных и светских праздников – начиная с католического Рождества и заканчивая старым Новым годом. А с конца прошлого века прихватили от широты душевной еще и восточный новый год с его зоологической символикой и фейерверками. Приходя в это время в очередные гости, принято поздравлять со всеми праздниками, прошедшими и наступающими, оптом. В этом карнавальном клубке перемешано все: каникулы, подарки веем-веем, Дед Мороз, ожидание нового счастья, хлопки и пена шампанского, сентиментальные рождественские истории и, конечно, елка, увешанная пестрым, сверкающим, блестящим. Наверное, это происходит оттого, что в праздновании Нового года сплелось столько магических обрядов, мифов, культурных традиций – языческих и христианских! Их соединение и дало такую причудливую смесь. Ведь, по сути дела, нет никаких разумных оснований праздновать наступление нового этапа жизни именно в это время: день зимнего солнцестояния прошел, до весеннего равноденствия далеко, зима еще не на переломе, в природе не происходит ничего хорошего: темно, холодно, снежно. Тем не менее – карнавал, огни, елка...

Тевтоны, славяне и индейцы – что может быть общего?

С елкой связано одно из самых известных новогодних заблуждений: считается, что елка, как и многие другие европейские новшества, появилась в России благодаря Петру I. Однако государь-реформатор 20 декабря 1699 года лишь издал указ, назначающий началом года 1 января, и повелел: "По большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочных духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветви на вороты, или над храминою своею поставить".

А рождественская елка, украшенная огнями, появилась в Москве в 1817 году по повелению великой княгини Александры Федоровны. Перенят этот обычай был у германцев.

Еще в дохристианские времена тевтоны в период зимнего солнцестояния развешивали свои подношения на ветках вечнозеленых деревьев, прося у духа дерева защиты от стужи и хорошего урожая будущим летом. Весной, в начале мая, с просьбами о плодородии и изобилии снова обращались к дереву. Его приносили в деревню, наряжали ленточками, цветами, яичной скорлупой, стараясь угодить духу дерева. Иногда после обряда майское дерево сжигали, чтобы весна и лето были солнечными. Иногда носили по деревне. Кое-где этот обычай трансформировался в установку майского шеста, украшенного ветвями. В России приход тепла символизировала березка, украшенная лентами.

У многих народов, населявших Северную Европу, был обычай наряжать молодой майской зеленью и венком из боярышника мальчика и водить его по селению, чтобы он благословил своим приходом каждый дом, а хозяева должны были угостить его. Мальчик изображал древесный дух и у разных народов носил разные имена: Майский король, бог весны или лесов, Зеленый Джек, король Троицыного дня.

Дерево издавна было для славян объектом языческого поклонения. С просьбой о покровительстве обращались к особо почитаемым, старым, одиноко стоящим могучим деревьям. Даже у самого обычного дерева нужно было попросить прощения, прежде чем срубить его для хозяйственных надобностей.

Объектами культовых обрядов становились и целые участки леса: в Белоруссии – "прощи" , на Русском Севере – "кусты". Их ограждали и почтительно охраняли: в священных рощах нельзя было не только рубить деревья, но даже собирать валежник.

Интересно, что просить дух дерева о покровительстве было принято и у американских индейцев. Одни племена осенью совершали обрядовый танец сосны, прося о благополучной зиме. Другие поклонялись кедру – как все вечнозеленые деревья, он был символом вечной жизни – и называли его бабушкой. Кедр доставляли из горных областей и в день зимнего солнцестояния устанавливали в селении. К дереву приносили дары, расцвечивали красной краской, а верхушку украшали птичьими перьями.

Дерево друидов становится христианским символом

Все же наша новогодняя елка, пожалуй, ведет родословную от европейских языческих обычаев и обрядов, странным образом ужившихся с христианской мифологией. В те времена, когда языческие верования постепенно уступали христианству, церковь усиленно боролась с поклонением деревьям, рощам, камням, ручьям. Многие объекты поклонения просто уничтожали. Но это не всегда приносило желаемый результат, поэтому некоторым языческим святыням и обрядам придавали другой смысл – не отвергали, а ассимилировали. Такое преображение символически отражено в германском мифе о происхождении рождественской елки. По преданию, св. Винифред, охваченный идеей борьбы с языческими богами, в Рождество бросил им вызов, срубив древний священный дуб друидов. И на его месте возникла елочка с сияющими ветвями и ликом младенца Христа на макушке. Легенда гласит, что сияющие ветки символизировали свет вечной жизни, а ель, украшенная огнями, именно с тех пор стала неотъемлемой частью рождественских праздников.

Не случайно эта легенда родилась в Германии, ведь обычай наряжать елку на Рождество зародился в верховьях Рейна еще в XVI веке. Потом его переняли австрийцы, а в XIX веке эта традиция распространилась в Венгрии, Чехии, Франции, Румынии. Даже в Турции существовал обычай праздновать Новый год у наряженной елки, но в начале Второй мировой войны его отменили из экологических соображений.

Как елка не совпала с линией партии

В России елка стала традиционным рождественским деревом со второй половины XIX века. Часто праздник, в центре которого была наряженная ель, был благотворительным – в пользу больных и раненых. Обычай выжил даже в урагане прокатившейся по стране революции и Гражданской войны. Людям старшего поколения известен рассказ про то, как Ленин присутствовал на елке для детей в Сокольниках.

Но, увы, вскоре елка показалась идеологически вредной: в 1928 году этот "буржуйский" обычай был запрещен. Но ненадолго. Даже несгибаемые большевики, видимо, поняли, что у старого, глубоко укоренившегося праздника должен быть символ. К Сталину обратились с предложением вернуть детям елку, которая теперь уже, конечно, будет числиться новогодней, а не рождественской. Разрешение было получено, но елочные базары еще несколько лет открывать боялись, помня о недавнем запрете. Пришлось ЦК ВЛКСМ издавать специальную резолюцию для восстановления елки в праздничных правах.

Может быть оттого, что история новогодней елки столь витиевата, мы радушно приглашаем к столу и Деда Мороза, и Санта-Клауса, и китайского дракона и так держимся за привычку ставить на исходе декабря вечнозеленое деревце, украшать пестрыми дарами и огнями, на верхушку цеплять рождественскую звезду и по-язычески просить о счастье и удаче в наступающем году.

11.01.2005

По материалам интернет-сайтов подготовила Елена КУЦЕНКО

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама