Получившие в последнее время скандальную огласку планы Министерства образования ввести в школах предмет "Основы православной культуры" вовсе не сводятся к тому, чтобы новый предмет был введен во всех школах или был обязательным для всех учеников. Об этом говорится в пресс-релизе, размещенном в среду на официальном сайте Минобразования.
После того, как 22 октября этого года министр Владимир Филиппов направил в регионы Примерное содержание по учебному предмету "Основы православной культуры" вкупе с разъяснительным письмом, в СМИ была развернута целая кампания по недопущению в России конфессионального среднего образования. Многие журналисты и общественные деятели, не разглядев за деревьями леса, начали пугать общественность тем, что Минобразования и Русская Православная Церковь якобы покушаются на основы конституционного строя Российской Федерации, в том числе и на светский характер государства. Такая позиция, при всей сомнительности аргументации, оказалась настолько эффективна с точки зрения медийных технологий, что равноправной и адекватной публичной дискуссии не получилось, а алармистски настроенное общественное сознание предпочло увидеть в происходящем угрозу, нежели рациональное зерно.
Сообщение Министерства образования призвано прояснить позицию государства и развенчать некоторые свежеиспеченные мифы. В сообщении, прежде всего, подчеркивается, что письмо от 22 октября появилось не на пустом месте. Скорее это даже несколько запоздалая реакция министерства на уже стихийно введенное во многих школах изучение православной культуры. Примерное содержание нового учебного предмета было разработано для того, чтобы ориентировать учителей и чиновников на местах, где зачастую, не имея должной подготовки, многое делали наобум.
Особое внимание в пресс-релизе уделяется порядку введения в школах "Основ православной культуры". В документе настоятельно подчеркивается, что новый предмет (а во многих местах уже и не новый) не является обязательным ни для всех российских школ, ни даже для школ тех регионов, где Православие является традиционной религией большинства. Преподавание "Основ православной культуры" может вестись на факультативной основе, и в этом случае за новый урок платят родители или же деньги изыскиваются из внебюджетных источников. Государство, в лице органов местного самоуправления, тоже может финансировать факультатив дополнительно к базовому финансированию школы. Если же попечительский совет школы решит, что новый предмет надо ввести в школьный компонент, то здесь уже платить будет только государство. При этом за учениками и их родителями (а их согласие обязательно) остается право выбора – ходить на этот урок или на какой-то другой.
В пресс-релизе дается однозначная оценка тому, что происходило в нашей стране в ХХ веке: "Плохо, что целые поколения практически ничего не знали о православной культуре. Без знания основ православия невозможно понять Достоевского, Толстого, да и многие картины художников-классиков не понять, ибо они основаны на библейских сюжетах". В то же время, учитывая многоконфессиональный состав населения нашей страны, Минобразования обещает в течение ближайших двух лет подготовить на конкурсной основе программу и учебную литературу по предмету "История мировых религий". "Воспитание учащихся в духе толерантности позволило бы решать многие проблемы в нашем обществе, основанные на незнании и неуважении традиций и культуры других народов", – говорится в документе.
Хочется надеяться, что разъяснения Минобразования снимут остроту проблемы. Однако этого не произойдет до тех пор, пока либеральная общественность будет воспринимать введение "Основ православной культуры" как попытку придать школьному образованию религиозный характер. При этом критики инициативы Минобразования не видят или не желают видеть другой более важной проблемы. Введение нового школьного предмета вовсе не означает, что государство пытается выстроить какие-то особенные отношения с РПЦ. События последних лет показывают, что государство не проводит долгосрочной и последовательной политики по отношению к традиционным религиозным объединениям. Достаточно вспомнить недавние споры о церковной земле и особенностях церковного землевладения или так до сих пор и не решенную проблему церковного имущества и святынь, оказавшихся в советское время в музейном плену.
Тем не менее, государство не может позволить себе игнорировать вопросы воспитания новых поколений своих граждан. Само по себе современное российское государство не является ни источником, ни носителем системы ценностей, поскольку не имеет внятной идеологии. Ценности европейской цивилизации, так называемый гуманизм потерпели крах еще в прошлом столетии, для современной Европы политкорректность стала важнее правды. В этой ситуации для молодого российского государства было бы безумием терять целые поколения, которые вырастают инвалидами души, не отличающими правого от левого. Попытка приобщить детей к православной культуре (но не к культу, чего многие боятся) означает только одно – желание повлиять на духовное состояние нации через приобщение к той системе ценностей, в которой сложилась русская культура. Чтобы объяснить ребенку, почему нельзя, например, воровать или почему наркотики – зло, нужно сначала убедить его в правильности критериев нравственного выбора.
Пока ведется дискуссия по вопросу о преподавании в школе православной культуры, искажение фактов и агрессивные нападки на государство и Церковь могут только помешать поиску решения, приемлемого как для общества, так и для государства. А именно эти стороны являются главными участниками диалога, а вовсе не государство и Церковь, которые якобы в очередной раз хотят сотворить что-то с народонаселением.