Новая политическая картина на Украине оказывает влияние и на религиозную географию в Восточной Европе. Поражение Виктора Януковича во время перевыборов 26 декабря, положившее начало новому этапу взаимоотношений между Украиной и путинской Россией, также обернулось поражением Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который возглавляет и украинскую Православную Церковь и соперничает за первенство в православном мире с Константинополем исторической столицей православия.
Всемерная поддержка Московским Патриархом, который является духовным пастырем 12 миллионов православных украинцев (при численности населения Украины 42 миллиона человек), ставленника России Виктора Януковича не принесла тому победы. Известно, что Патриарх Московский проводит политику, согласованную с политикой Владимира Путина, направленную на сближение Церкви и государства. Президент России нуждается в помощи Церкви, поскольку она имеет широкую народную поддержку порядка 80 миллионов верующих. Российская Церковь также нуждается в поддержке политической власти для восстановления своей мощи после десятилетий коммунистического правления.
Киев по-прежнему остается городом-символом для православных христиан-славян. И духовная власть России над этим городом распространяется с 988 года с эпохи правления крестившего Русь князя Владимира. Сегодня славянская Православная Церковь готовится к отражению атак протестантов и католиков, которые активно стремятся внедриться в зону ее влияния, и пытается серьезно противостоять приезду Папы Римского на Украину.
Духовная религиозная украинская власть, во главе которой стоит Митрополит Киевский Владимир, и которая подчиняется Московской Патриархии, выступила на президентских выборах за российского ставленника Виктора Януковича. Во время избирательной кампании он попытался этим воспользоваться, взывая к православным ценностям и призывая противостоять западному аморальному влиянию, примером которого, по его утверждению, являлся его соперник Виктор Ющенко. Однако многим украинским священникам и верующим не нравилась промосковская направленность Януковича, и они поддерживали оппозицию, а сейчас задаются вопросом о судьбе своей Церкви и призывают к разрыву связей с Москвой через отделение от Московской Патриархии.
И это еще не все религиозные противоречия между Киевом и Москвой. Их углубляют два обстоятельства. Первое существование национальной украинской Церкви, к которой примкнули около шести миллионов православных. В 1992 году она отделилась от РПЦ и объявила себя независимой автокефальной Церковью. Сейчас она рада победе оппозиции на выборах, рассчитывая, что та поддержит ее независимость. Усугубляет положение и то, что некий Филарет Денисенко объявил себя патриархом, хотя не имеет на это никаких прав, и в прошлом его обвиняли в сотрудничестве с российской разведкой, за что его ранее отлучили от Церкви.
Говоря о значительном народном давлении, требующем от религиозной власти отделиться от Московской Патриархии, в то же время нельзя забывать о многочисленных козырях, которые находятся в руках у Патриарха Московского и об исторических, демографических, символических, экономических причинах, не позволяющих Московской Патриархии отказаться от своих владений на украинской земле.
Вторая причина, которая осложняет религиозные отношения между Москвой и Киевом, существующая с 16 века украинская церковь, которая подчиняется Папе Римскому, но сохранила все обряды и обычаи православной церкви. Эта церковь носит название униатской и объединяет около 6 миллионов верующих. Во время правления коммунистов, особенно в эпоху Сталина, униаты сильно пострадали: тогда все принадлежащие им храмы были отданы православной Московской Церкви.
Католическая Церковь на Украине обвиняется в поддержке национального украинского движения и сотрудничестве с фашистами. Но десять лет назад она начала всеми правдами и неправдами расширять и укреплять свое влияние на Украине, вновь открывать свои храмы, религиозные институты. В Львове даже появился единственный в Восточной Европе католический университет. Все эти процессы пользуются большой поддержкой Папы Римского, который оказывал всевозможную помощь в основании католической патриархии в Киеве. Это вызвало сильнейшее недовольство Алексия II и осложнило отношения между Москвой и Римом больше, чем когда-либо.
Религиозные трудности на Украине стали неприятным сюрпризом для Виктора Ющенко, который исповедует православие и связан с Московским Патриархом, но при этом пытается поддерживать все религиозные конфессии, сохраняя монополию православия.
Возможно, выход из религиозного кризиса на Украине лежит в посредничестве патриарха Константинопольского Варфоломея I, у которого сложились отличные отношения с Папой Римским, и пользующегося настоящим уважением всех христианских Церквей, несмотря на то, что, ему не удалось содействовать разрешению сходных проблем в странах Балтии.
В любом случае разрешить христианско-христианские противоречия, и особенно православно-католические разногласия, без серьезного и откровенного диалога между Москвой, Константинополем и Римом невозможно.
Источник: ИноСМИ.Ru