конце года мы все прочувствовали, как неотвратимо Господь истории переворачивает очередную страницу Книги бытия украинского народа. Уходят в прошлое попытки навязать людям давнюю общественную систему, перекрашенную в другие цвета и обозначенную другими названиями, однако такую же бесчеловечную и противостоящую Божьему мирозданию, какой была система большевистская.
Бог же мира да будет со всеми вами
(Рим. 15, 33)
В очередной раз в украинской истории с грохотом рушится конструкция власти, в основе которой лежит безоглядная безнравственность политики и откровенное попирание достоинства человека. Бог еще раз явил людям истину, что любые вавилонские башни, основанные на презирающей Бога и человека гордыне, не устоятся. Сегодня долг каждого верующего в Украине – независимо от религиозной и конфессиональной принадлежности – вознести благодарственную молитву Всевышнему за то, что народ наш постиг эту истину не только без крови и насилия, но и с огромной и осознанной верой в правду, любовь и справедливость.
Пережитое нами за последние несколько месяцев, стало огромным историческим достоянием, в котором нашли свое отображение самые разнообразные аспекты Божьего плана для человечества. В это плодоносное время важно не впасть в эйфорию или карнавальную радость победы, а трезво и конструктивно обустроить достойный образ жизни, опираясь на новый полученный опыт. Следует не просто утвердить в жизни государства законодательные принципы и общественные механизмы демократии, но и добиться того, чтобы сама наша жизнь была упорядочена на основе ценностей, созидающих такую демократию. Для этого каждый из нас должен стараться вдумчиво отчитать и правильно растолковать те новые знаки, которые Господь высекает на страницах нашей истории. Хотим сосредоточиться на нескольких таких существенных знаках, с помощью которых Господь обращается к нам в этот исторический момент.
Народ
Церковь полностью разделяет выводы, которые в эти дни звучат повсюду в Украине: настоящим победителем длительных избирательных гонок стал украинский народ. Он одержал победу не только над своими обидчиками – он одержал победу над самим собой. Почувствовав призыв к правде и справедливости, люди делились своими наилучшими духовными дарами и от этого наполнялись святостью. В результате произошло, по меньшей мере, три чуда.
Так, впервые за долгое время украинцы взглянули на себя другими глазами и осознали, что являются народом, почувствовав гордость за него. Исчезло неоправданное ощущение, что Бог покинул нас на поругание геополитических торгов и чужеземных эгоизмов. Народ почувствовал себя действенным субъектом собственной истории, который может стать творцом и гарантом своей более счастливой судьбы.
Не меньшее чудо произошло и в глазах других народов мира. Ведь народ, который, по мнению многочисленных аналитиков, будто безнадежно отстал в развитии современной демократии, проявил в своей борьбе верность самым главным ее принципам. Это, в частности, достоинство человека, равенство перед законом, свобода слова, справедливость в человеческих отношениях, религиозная свобода. Они порождены христианской культурой, однако не действуют автоматически, сами по себе. Для того чтобы они воплотились в реальную жизнь, необходима их встреча с национальной культурой, которой близки упомянутые принципы демократии. События последнего времени доказали, что демократия может хорошо развиться в украинской христианской культуре, поскольку последняя способна предать демократическим основам этический смысл. В этом проявляется тысячелетний христианский опыт нашего народа, который (опыт) хотя и сильно пострадал от большевистского эксперимента над человеком, однако все же сохранился и в эти знаменательные дни щедро плодоносил.
Однако среди принципов, озвученных на площадях протеста украинским народом, были и такие, которые едва не забыты европейской цивилизацией. Речь идет о религиозном измерении нашего гражданского чувства. Украинские Церкви призывали к молитве за честные и справедливые выборы на всех этапах избирательного процесса. И люди массово молились – на Майдане Независимости и на площадях других городов, в церковных общинах и в молитвенных ходах, в своих семьях и в уединении. Все это, взятое вместе, отражает глубинную веру нашего народа. Этот вывод справедлив даже тогда, когда человек формально считает себя нерелигиозным, однако в поступках своих руководствуется этическим чувством, сформированным религиозной культурой. Именно это сделало возможным еще одно чудо киевского Майдана, когда присутствующие там люди – верующие и неверующие, христиане и представители нехристианских религий – объединились вокруг принципиальных духовных ценностей, источником которых являются объявленные и неизменные заповеди Божьи.
Группы прямого гражданского протеста, вышедшие на городские площади, были лишь частью великой общественной силы, сломавшей преступную систему власти. Без выразительной его поддержки эти группы были бы немедленно сметены безоглядной властной командой. В этом проявилась еще одна закономерность, которую нам сегодня важно усвоить. Демократия – это политическая система, которая относительно процедуры реализации является самой тяжелой среди всех других. В перестройке этой системы не могут принимать участие лишь элитарные политические группы. На определенный уровень гражданской, культурной и духовной жизни должен подняться весь народ – на это указывает первичное значение термина „демократия”. Гражданское общество следует строить совместно, ибо оно должно принимать во внимание каждого человека и служить интересам не какой-то особенной группы, а всего народа в целом.
Осуществить такое задание способен лишь глубинно единый народ. Конечно, наличие существенных региональных отличий невозможно отрицать. Они появились из-за определенных особенностей нашего исторического и культурного развития, а потому не могут быть искусственно и мгновенно устранены. Однако никакие отличия, если народ чувствует себя целостным, не могут стать препятствием настоящему внутреннему единству. В этом убеждает нас опыт других народов. Многообразие духовных феноменов в сущности своей является даром Господним, которым мы должны в будущем мудро распорядиться. Региональные отличия угрожают национальному единству лишь тогда, когда становятся инструментами как внутренней, так и внешней безнравственной политики. Вместо этого общественный строй, в котором уважается достоинство человека и принципиальные необходимости ее целостного духовного развития, станет гарантом гармоничного “единства в разнообразии”.
В конце прошлого года мы прочувствовали оба полюса нашей национальной действительности. С одной стороны, убедились, какой опасной может быть нехватка понимания между регионами, особенно когда власти сознательно раздувают недоверие между ними. В эти тревожные дни особенно сильно были обращены к нам слова Апостола народов: “Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения” (Рим. 16, 17). С другой стороны, украинцы в это бурное время проявили способность на изумительные примеры взаимного почтения и братания. В горниле этого высокого чувства региональные отличия не растворялись и не исчезали, а лишь лишались прежних антагонизмов и наполнялись любовью. Наше задание сегодня осмыслить этот духовный опыт и перенести его на весь народ.
Церковь
Анализируя вклад украинских религиозных сообществ в духовное пробуждение людей, мы по понятным причинам сосредоточим свое внимание на вкладе Церквей киевской традиции, которые в исторической ретроспективе и перспективе являются духовным стержнем украинского народа. Состояние Церкви Киева во многом напоминает “дореволюционное” состояние самого народа: она регионально раздроблена, а ее конфессии изолированы одна от другой или даже взаимно противопоставлены. К тому же конфессии Киевской Церкви часто проявляют зависимость от внешних церковных и политических влияний, становясь носителями внецерковных, а то и существенно нецерковных концепций.
Революционный сдвиг народа в последние месяцы 2004 года является знаком от Бога для наследников Церквей киевской традиции, чтобы те сделали подобный прорыв в своем прежнем мышлении. Ни одна из конфессий не может считать себя целой Киевской Церковью или ее основой, поскольку исторически, эклезиологично и культурно они творят такую Церковь лишь вместе. Такая объединенная Киевская Церковь должна стать вершиной эклезиального видения каждой конфессии, независимо от количественных характеристик и общественных влияний. Направленность к единой поместной Церкви приобретает особую актуальность именно в контексте нового ощущения единства в народе. При входе украинских конфессий в единую Церковь, ни одна из них не должна отказываться от исторически заключенных связей с другими поместными Церквями-Сестрами. Наоборот, ценным опытом таких связей она лишь обогатит единую в будущем Киевскую Церковь. Иными словами, тот же принцип единства – единство веры в разнообразии форм, который Церковь предлагает украинскому народу, она должна предложить и сама себе, давая людям яркий и убедительный пример.
Знаком от Бога для всех украинских Церквей является и духовный подъем, охвативший городские площади. Евангельский потенциал этих собраний, то есть их жертвенная преданность принципам правды, любви и справедливости, был огромен. Это плод церковной проповеди к нашему народу на протяжении веков. В то же время это путеводитель на будущее для нашей Церкви, которая должна видеть свое посланничество не в утверждении внешних форм, а в воспитании в любви своих детей.
Власть
В этих размышлениях мы не можем не уделить внимания такому важному аспекту, каким является власть. В прошлом десятилетии власть отдалилась от народа, а нечестные и аморальные способы управления лишили ее всевозможной поддержки, авторитета и доверия среди людей. Глубоко презирая собственный народ и воспринимая его лишь как объект властных манипуляций, руководящая верхушка внедрила такую систему управления государством, в которой демократические механизмы все больше сворачивались, тогда как авторитарные тенденции – росли. Это и привело к тому, что власть не только перестала понимать нужды народа, но и начала бояться его. Следовательно, была изуродовано принципиальное естество государственной власти, которая перестала быть слугой народа и выразителем его интересов.
На протяжении длительного времени мы видели политиков, которые, не моргнув глазом, называли черное белым, а белое – черным; видели стражей порядка, которые сами прибегали к криминальным действиям или же курили в сторонке папиросы, когда преступники у них на глазах делали свою черную работу. Мы видели судей, вершивших кривосудие, и парламентариев, торговавшихся за то, как бы подороже продать свой голос. Власть несет большую ответственность за духовное растление, охватившее другие общественные слои. Ведь мы видели также журналистов, наполняющих слово ложью; педагогов, уничтожающих чувство нравственности в своих юных воспитанниках; священнослужителей, бравших деньги за пропаганду того или иного кандидата. Речь идет в целом о людях, которых привели к тому, что они продавали свою душу и творили огромное зло другим. Все это – бедствие, от которого мы не избавимся, если не осуществим внутренний поворот к правде, справедливости и добру. Власть, которая хочет стать новой, призвана создать общественные условия, в которых такое нравственное обращение станет возможным и защищенным.
Следовательно, сегодня изменение украинской власти не может ограничиться лишь внешним изменением декораций. Нравственный уровень государственного чиновничества должен быть приведен в соответствие с возросшим уровнем самоуважения народа. Власти следует окончательно отказаться от советского стиля управления, который уже дважды за последние двадцать лет показал свое безобразное лицо. Любые попытки реанимировать его следует считать недопустимыми. Качественное отличие новой украинской власти от старой должно заключаться в принципиальном отказе от лжи своему народу, от непрозрачных, неискренних и коррумпированных отношений в экономике, политике и социальной сфере. Формулируя этот вывод, Церковь не вмешивается в процесс выработки конкретных механизмов государственного управления. Она лишь сигнализирует власти, что прежние формы такого управления шли во вред человеческому достоинству и общему благу народа.
Новому правительству придется сломать многочисленные стены отчуждения, являющиеся последствиями тоталитарного и колониального периода истории Украины. Прежде всего, здесь речь идет о стенах отчуждения между властью и народом, но также об отчуждении между разными регионами Украины. Позитивное и доброжелательное взаимопознание украинцев должно стать одним из приоритетов государственной политики новой власти. В Украине должен наступить благословенный общественный перелом мышления, когда народ – возможно, впервые после долгих столетий – перестанет бояться власти, признает ее своей и начнет ею гордиться.
Актуальные сегодня задания – преображение народа, Церкви и власти – не являются какой-то утопией, реализация которой невозможна. Вдохновляясь великим воодушевлением народа и видя в нем деяние Божье, мы призываем украинский народ, религиозные сообщества и украинскую власть подхватить этот порыв Святого Духа и, каждый на своем месте, способствовать тому, чтобы он принес обильные плоды. Стать единым благословенным народом, почитающим Божий закон и уважаемым земной властью, – в этом заключается сегодня украинская мечта.
Господь Бог, как мы сейчас это видим, непостижимым, но фундаментальным образом предоставляет возможность изменить наше общество. Пришло время помочь Ему, выравнивая для Него тропинки в своей душе (срав. Мт. 3, 3).
Источник: glavred.info