Борух Горин, пресс-секретарь Федерации еврейских общин России:
– Со времени разрушения Храма дар пророчества передан дуракам, поэтому не очень хочется делать такие прогнозы. Можно только с уверенностью сказать, что, конечно, религия в жизни евреев России будет занимать больше места, чем сегодня. Это будут плоды образования выпускников религиозных учебных заведений, чего у нас раньше просто не существовало.
Элиягу Валк, генеральный директор израильской Ассоциации по изучению еврейских общин:
– Если оценивать по 100-балльной шкале и исходить из того, что религиозные учреждения и разные проявления религиозной жизни сейчас составляют 20-30 баллов, то через 10-15 лет этот показатель может достичь 40-45 баллов, то есть повысится удельный вес религиозных проявлений у людей, которые будут считать себя евреями на территории России.
Дмитрий Заграничный, управляющий делами Еврейской общины Москвы:
– Через 10-15 лет, если мы будем хорошо работать, иудаизм должен занять в жизни евреев России первостепенное место. Мы прикладываем для этого все силы, хотя насильно и не насаждаем. Но – вдруг удастся. Вообще же цель – чтобы все евреи собрались в Иерусалиме и ждали прихода Машиаха, а духовные наставники, раввины должны максимально приближать этот приход.
Григорий Котляр, раввин Объединения религиозных организаций современного иудаизма России (ОРОСИР):
– Со времен, когда был разрушен Второй храм, сказано, что пророчество дано дуракам. Поэтому делать предсказания очень трудно, прогнозировать очень тяжело. Тем не менее, я думаю, что религия будет играть важную роль в жизни еврейского народа. Ахад ха-Ам говорил, что больше, чем еврейский народ соблюдал Субботу, Суббота хранила еврейский народ. При этом он был человеком не религиозным. Что он имел в виду? Он имел в виду, что ценности, заложенные в еврейской религии и традиции, сохраняют наш народ на протяжении поколений. То, что мы сегодня воспринимаем как национальные черты еврейского народа, это, в принципе, свойства, заложенные еврейской религией. Поэтому существование еврейского народа без иудаизма в той или иной форме невозможно. И если через 10-15 лет в России будут евреи, то будет и иудаизм. Но я надеюсь, что это будет прогрессивный иудаизм, так как, как показывает опыт западных стран на протяжении последних двухсот лет, это наиболее приемлемая форма иудаизма для еврейской диаспоры.
Александр Милитарев, ректор Еврейского университета в Москве:
– Мне кажется, что иудаизм как сейчас не играет особой роли в жизни евреев России, так и не будет играть. Так и останется крайне небольшой процент тех, кто придерживается иудейской религии и может быть назван евреем по самым широким критериям. Я не думаю, что процесс пойдет в сторону увеличения.
Зиновий Коган, председатель КЕРООР:
– Я надеюсь, что доминирующее. Иудаизм – один из важнейших путей к самоидентификации евреев в России. Но при этом нужно помнить, что синагога – это прежде всего люди. Синагога – слово греческого происхождения, означающее "клуб", "собрание евреев", "еврейский дом". Прекрасные синагоги могут быть в общинных центрах, хесэдах и т.д. Синагога не ограничивается Б-гослужением, здесь ведется клубная работа – могут быть клубы ветеранов, строительства семьи, молодежный, женский и даже спортивный.
Виталий Гинзбург, физик, действительный член Российской академии наук:
– Надеюсь, что через 10-15 лет в России еще останутся евреи, что обстоятельства не заставят их массово уехать. Но и при этих условиях, я думаю, в отношении религии мало что изменится, поскольку религия очень устойчива, и трансформация требует нескольких поколений. Я хотел бы выразить надежду, что вопреки весьма печальным еврейским традициям будет достигнуто единство в еврейской общине России.
Адольф Шаевич, главный раввин России:
– Не меньше, чем сегодня. Это однозначно. Я думаю, что те возможности, которые сегодня есть у российских евреев, очень способствуют тому, чтобы мы с еще большей настойчивостью вернулись к своим истокам.
Ицхак Коган, раввин московской синагоги "Хабад-Любавич" на Большой Бронной, вице-президент Объединения раввинов "Хабада" СНГ:
– Гораздо большее, чем сегодня.
Владимир Двинский, кинорежиссер, председатель Московского еврейского культурно-просветительного общества:
– Как во всяком светском обществе, а в России формируется светское общество, религия не будут занимать доминирующее место. Я не думаю, что евреи вернутся к религии в полном объеме и что единственной формой существования будет религиозная община. Евреев объединяет больше не религиозное самосознание, а этническое. Религия, безусловно, будет приобретать большее значение, чем раньше, но как часть культурного наследия. Нельзя же отказаться от Ветхого Завета, потому что и Ветхий Завет и Талмуд можно рассматривать не только как религиозные произведения, но и как произведения культурного и исторического значения.
Хаим-Арон Фейгенбаум, Институт изучения иудаизма под руководством А. Штейнзальца в СНГ:
– И в Израиле, и здесь, мне кажется, все больше и больше людей приобщаются к религии. Это не значит, что они станут ортодоксами, но я вижу, что пробуждается новое отношение к религии. Трудно сказать, какой процент людей придет к религии через 10-15 лет. Я родился в Москве и уехал лет 20 назад. За эти годы ситуация в корне изменилась. С появлением новых возможностей – а сейчас есть детские сады, школы, университеты – люди стали тянуться к религии, они хотят как можно больше узнать о своем народе, о его традициях.
Михаил Членов, профессор, декан филологического факультета Академии им. Маймонида:
– Я думаю, большее, чем сейчас. Меняется характер еврейской идентификации, исчезла формальная регистрация национальности, и это, видимо, будет иметь следствием какой-то рост религиозного сознания. Плюс в российском обществе вообще наблюдается рост религиозного сознания. Другой вопрос, какую форму должна принять эта религия. Безусловно, через 10-15 лет это будет российская форма иудаизма. Прежде всего, потому, что растет плюрализм внутри иудаизма. Потенциал влияния чисто ортодоксального иудаизма (например, хасидизма, фундаменталистского иудаизма миснагедского типа) на еврейскую массу невелик. Реформизм носит американские одежды с легким израильским привкусом, и он проиграл кампанию за ту аудиторию, которая может и должна у него быть, то есть за еврейскую интеллигенцию. Причина этого в его исключительно импортном характере, в неготовности людей, которые принесли его в нашу страну, перереформировать его с учетом российских реалий. Я предвижу появление через 10-15 лет достаточно своеобразного российского иудаизма, который имеет шансы начать формироваться.
"Еврейские новости", № 21, 4 декабря 2002 г.