Введение
Роль, которую играет еврейский религиозно-культурный этнос в истории и судьбах России – тема необъятная и, как говорят американцы, "противоречивая". Чтобы убедиться в этом, достаточно пeрeчитать абсолютно противоположные оценки и суждения, которые даются в российской прессе книге А.И. Солженицына "Двести лет вместе", посвященной этой теме [1]. С тех пор как в России в 1917 году власть захватили большевики, не прекращаются дискуссии на тему "марксизм и еврейство". Одни видят в участии евреев в Русских революциях начала ХХ века и "перестройке" подтверждение теории "жидо-массонского заговора". Другие полагают, что русские евреи лишь воспользовались революционной обстановкой в начале и конце ХХ века и присоединились к революциям, дабы решить свои национальные проблемы. Третьи объясняют участие евреев в социалистическом и либеральном движениях присущей, по их мнению, еврейскому народу "тягой к свободе и социальной справедливости". Четвертые считают, что ни марксизм, ни неоконсерватизм, ни коммунистическое движение не имеют к еврейству никакого отношения, поскольку-де марксисты Троцкий, Парвус, и Бела Кун не были евреями, а лишь членами некой "безнациональной" банды международных авантюристов. Что среди неоконсерваторов есть не только евреи, но и англосаксы-протестанты (Вспомним популярный ныне тезис, что "террористы не имеют национальности").
Однако, для объяснения событий в России ХХ века, равно как и усиления влияния еврейского сообщества в современном мире, совершенно нет НИКАКОЙ необходимости прибегать к "услугам" мифических сионских мудрецов, или "жидо-масонов". Все события, в которые была вовлечена еврейская диаспора, можно рационально и исторически корректно объяснить, не прибегая к "конспирологическим" изысканием, если при анализе этих событий учитывать не только социальный, политический и идеологический факторы, но и религиозный, и этнический.
С еврейской же стороны, любые попытки беспристрастного (а не предвзятого юдофильского) исследования причин усиления позиций еврейского сообщества, а уж тем более – его роли в Русских революциях 20 века, воспринимаются, как проявление... антисемитизма. Ведь если даже простое перечисление членов руководства американской правозащитной организации Human Rights Watch и указание на источники ее финансирования [2] было достаточным основанием для некоторых публицистов заподозрить автора этих строк в приверженности к "теории сионистского заговора" [3], то можно представить, какова будет реакция у "либеральной" и особенно еврейской прессы на словосочетания типа "еврейский гиперэтноцентризм", "еврейский сепаратизм", "еврейская революция"...
Автор настоящей статьи отдает себе отчет в том, что и его трактовка "взаимоотношений" еврейства с остальным миром субьективна, и что она не будет принята не только теми, кто иначе "видит" мир, но и теми, для кого она попросту неудобна и "невыгодна". Карл Маркс написал где-то, что если бы законы математики задевали чьи-то интересы, то они бы постоянно пересматривались.
В настоящей статье обсуждается развитие в ходе "исторического процесса" иудаизма как мировоззрения и жизненной философии и практики еврейского суперэтноса, оказавшего существенное влияние на судьбы многих стран мира, включая Россию. В частности, мы обсудим:
- Иудаизм, как идеологию "избранного" Богом еврейского народа, разделяющую все человечество на две группы, евреев ("божьих людей) и джентиле ("гоев").
- Биологическую основу Иудаизма: "Бог Израиля – это святое семя" (Книга Эзры)
- Мессианство, как сущностную характеристику еврейского народа, включая его "освободительную" миссию.
- Имманентную способность Иудаизма приспосабливаться к изменяющимся условиям и принимать оболочку универсалистской "мировой" религии, сохраняя при этом свой этнический характер.
- Ориентированность Иудаизма на "земную" (а не загробную) жизнь.
- Космополитический (глобалистский) характер еврейского религиозно-этнического сообщества, имеющего общины практически во всех странах нашей планеты, но не имевшего вплоть до середины ХХ века своего Отечества.
- Финансово-ростовщическую основу "экономики" еврейского суперэтноса
В своем анализе автор настоящей статьи опирается на исторические и историко-философские труды С.Н. Булгакова, М. Гесса, В. Зомбарта, Дж. Каца, М. Мейера, А.С. Панарина, А.И. Солженицына, Г. Фиша и других русских и зарубежных исследователей еврейства, а также на результаты историко-социологических исследований еврейского религиозно-культурного суперэтноса, проведенных американским эволюционистом и социальным психологом Кевином МакДональдом [4,5].
Отправляя эту статью в "мир", автор отдавал себе отчет в том, что будет "заклеймен" приверженцами всех "затронутых" в статье идеологий – либерально-космополитической, интернационально-коммунистической и сионистской как русский националист и антисемит. С первым "ярлыком" я, пожалуй, соглашусь, если понимать национализм в его консервативно-православной редакции. Соглашусь и со вторым "ярлыком", если только под "антисемитизмом" понимать критику интеллектуальных и социальных движений, возникших в рамках религиозного и секулярного иудаизма, включая, мессианские космополитические и националистические движения, включая либерализм, марксизм, сионизм, неоконсерватизм.
Но в таком случае я и "германофоб", и "русофоб", поскольку не менее критично отношусь к любым гиперэтноцентристским и мессианским движениям и идеологиям, как немецкий национал-социализм и русский этнический фашизм.
Что же касается действительного антисемитизма, как негативного отношения к любому еврею, то тема эта не обсуждается в нашей статье. Хотел бы только заметить, что для современного еврейского сознания весьма характерно "записывать" в антисемиты любого журналиста, писателя или политика, если в его взглядах можно узреть критику теорий и практик еврейского мирового суперэтноса, особенно тех, существование которых отрицается еврейским истеблишментом и контролируемым им средствами массовой информации. Вот относительно свежий пример.
Выступая в ноябре 2003 года в Нью-Йорке перед организацией "Сеть еврейских фондов" (Jewish Funders Network), венгерский еврей, много лет проживающий в США, миллиардер Джордж Сорос заявил, что "подъему антисемитизма в Европе способствует политика администраций Буша и Шарона... Если мы изменим эту политику, то и антисемитизм уменьшится". И добавил: "Я тоже внес свой вклад в известное представление, что "евреи правят миром" [6]. Это высказывание Сороса вызвало шок среди еврейских лидеров США, которые тут же "заклеймили" Сороса, как "self-hate Jew" ("еврей-самоненавистник") и как пособника антисемитов [7].
Географические основы еврейского космополитизма
Для живущих в галуте (изгнании) евреев, характерно особое мироощущение и особая социально-психологическая установка, весьма отличающиеся от таковых у "коренных" жителей страны проживания. Они складывались у евреев веками и были следствием укорененной в еврейском сознании "отчужденности" от культурно-исторических корней и традиций того народа, в стране которой евреи жили, и особым социально-экономическим статусом еврейской общины. Эта отчужденность была заложена в иудаизме, как религии, определяющей и контролирующей все аспекты жизни еврея и делящего все человечество на две неравные по численности группы: евреев и не-евреев ("джентиле").
В то же время, "выделивший" себя из остального человечества "еврейский мiр" является, пожалуй, единственным религиозно-культурным этносом, который имеет ГЛОБАЛЬНУЮ субъектность, но который не имел (до середины ХХ века) своего государства и своего отечества, своей ЗЕМЛИ. Действительно, еврейский этнос разбросан по всему миру, имеет свои общины практически в каждой стране Земного Шара, а евреи – родственников от ЮАР до Мексики, от Великобритании до Австралии.
Такая "география" еврейской диаспоры сложилась не столько вследствие "тяги" евреев к смене мест, сколько в результате постоянных преследований и изгнаний из стран проживания, которым евреи подвергались на протяжении 2.5 тысяч лет. В большинстве стран Европы евреи никогда не чувствовали себя "дома", на "родине", хотя в X – XIV веках евреи Испании и Португалии имели практически такие же гражданские и политические права, что и "коренные" жители-христиане. Дело "дошло" до того, что многие евреи стали рассматривать Испанию, как "землю обетованную" и даже ожидать пришествия Мессии (Мешиаха) [4]. Однако, из-за роста влияния евреев во "властных структурах" и вытеснения ими "коренных" жителей-христиан из высших политических, экономических и социальных сфер, королевские власти Испании и Португалии и католическая церковь заставили евреев либо принять христианство (т.н. марраны), либо "эмигрировать".
"Кандидатом" на "землю обетованную" была одно время и Турция, где евреи жили с незапамятных времен и куда в XV веке прибыли изгнанные из Испании евреи. Там они получили практически все существующие в Османской империи права и вплоть до середины ХХ века занимали ключевые позиции в экономической, а временами и в политической области.
Из-за постоянного "блуждания" (странствования) по eвразийскому и aфриканскому (а с XVI века и по американскому) континентам евреи нигде не укоренились, у них так и не появилось своей Земли, своего Отечества. Однако, эти же странствования привели к созданию практически в каждом уголке Земного Шара еврейской общины. И сегодня вся наша планета, ЛЮБАЯ ее территория и ЛЮБАЯ страна будь то Россия, США, Германия, Турция или Аргентина является для еврейского этноса сферой его жизненных интересов. Практически в каждой стране и в каждом крупном городе есть еврейские общины, синагоги и еврейские организации, объединенные в национальные союзы и ассоциации, входящие в свою очередь в наднациональные ВСЕМИРНЫЕ еврейские организации.
Иными словами, вся наша планета рассматривается нынче евреями, как своего рода "потенциальное" глобальное Отечество, в любой части которого они могли бы жить в соответствии со своей религией, законами и традициями, независимо от этнической, политической, религиозной и социальной структуры страны проживания. Соответственно, и мироощущение евреев сформировалось в течение веков, как космополитическое, глобалистское. А еврейский религиозно-этнический этнос может с полным основанием называться глобалистской еврейской цивилизацией. (Выдающийся русский историк, философ и географ Л.Н. Гумилев называл еврейское сообщество "суперэтносом").
Фактическим же, хотя и "виртуальным отечеством" евреев, даже после создания государства Израиль, был и остается разбросанный по всем континентам, но чрезвычайно организованный и сплоченный "Большой Израиль", как "мiр избранного Богом народа", созданный и скрепленный идеологией и практикой Иудаизма.
Иудаизм как групповая эволюционная стратегия
Как ислам в мусульманском мире, так и иудаизм в еврейском – это не только религия, не только отношения человека с Богом. Иудаизм в "широком" смысле этого слова это совокупность идеологических и социальных структур и поведенческих норм, обеспечивающих реализацию "эволюционной стратегии группы" [4], в данном случае – еврейского сообщества. В эту стратегию входят:
- генетическая и культурная сегрегации еврейской общины от не-еврейского мира;
- успешная конкуренция за естественные ресурсы с различными сегментами не-еврейских сообществ.
- более высокое, чем у не-евреев ("джентиле") воспроизводство еврейского населения;
- интеллектуальная защита доктрин и идеологий иудаизма и еврейских теорий антисемитизма;
Этой "стратегии" еврейское сообщество придерживается, как минимум две с половиной тысяч лет, со времени Вавилонского пленения. Ее реализация происходила "экспериментально", то есть методом исторических проб и ошибок, путем создания целой системы мер и структур, обеспечивающих выживание, воспроизводство и успешное развитие еврейского религиозно-культурного этноса. Никакого отношения эта долгосрочная, экспериментально корректируемая в ходе исторического развития стратегия к мифическим "коварным планам мирового сионизма" и пресловутым "Протоколам сионских мудрецов" не имеет. Ее реализации проводилась в следующих областях и направлениях [4]:
- создание и поддержание идеологических и социальных механизмов, обеспечивающих "чистоту" еврейской крови и сегрегацию еврейского генетического пула, отличного от такового у не-еврейских сообществ;
- евгеническая политика, направленная на воспроизводство потомства с высоким уровнем интеллекта;
- создание и своевременная корректировка идеологических и социальных механизмов и структур, обеспечивающих внутри-групповую кооперацию и взаимную бескорыстную поддержку (альтруизм);
- создание идеологических и социальных институтов, обеспечивающих приоритет групповых целей и интересов еврейской общины над индивидуальными интересами и целями.
- разработка и проведение политики противодействия антисемитизму и в то же самое время стимулирующей его у не-еврейского населения (джентиле), как психологического и идеологического барьера для смешанных браков и как мотивации для самосегрегации еврейского сообщества.
Результаты этой стратегии привели к формированию уникальной еврейской диаспоры-суперэтноса со следующими чертами и характеристиками [4]:
- абсолютная лояльность и преданность "народу Израиля", как глобальной еврейской религиозно-этнической общности;
- высокая степень отождествления евреев с членами своей общины и со всемирным еврейским религиозно-культурным суперэтносом ("гиперэтноцентризм");
- высокий уровень сплоченности, координированности и согласованности между еврейскими общинами;
- приоритет обще-еврейских и общинных интересов над личными интересами членов общины;
- бескорыстная помощь и поддержка (альтруизм) членам местной еврейской общины, равно как и любому еврею;
- чрезвычайно высокий процент внутриобщинных браков;
- общая (или очень близкая) для всех евреев, но отличная от остальных этнических групп комбинация "еврейских" генов (genetic pool);
- высокая психологическая "интенсивность" и "агрессивность";
- высокий уровень интеллекта (высокий IQ), превышающий средне-европейский;
- ориентация на профессиональную деятельность, дающую максимальную выгоду как члену общины, так и самой еврейской общине;
- "глобалистское" восприятие человеческих (еврейских и "гойских") проблем;
- слабая психологическая и эмоциональная привязанность к стране проживания и к "коренному" народу, к его ценностям и традициям ("беспочвенность");
- весьма низкое (по сравнению с коренным населением страны) чувство гражданской лояльности ("индифферентность") к государству (государю) страны проживания;
- культурная и бытовая самосегрегация от не-еврейских сообществ;
- менталитет "особости", "избранности" еврейского народа;
- ксенофобия, проистекающая из галахических законов;
- различные моральные установки и критерии поведения – одни для евреев, другие – для джентиле и "прозелитов";
- моральный партикуляризм, выражаемый в известной фразе: "хорошо то, что хорошо для евреев";
- постоянное чувство опасности и ожидания враждебных действий со стороны джентиле;
- мифилогема о "вечном антисемитизме", как фундаментальной компоненте мироощущения евреев, "оправдывающей" их противопоставление остальному не-еврейскому миру и способствующей объединению евреев в сплоченную гиперэтноцентристскую группу [5].
Разумеется, все эти черты еврейского этноса отнюдь не распределены "равномерно" между членами даже одной еврейской общины. В ходе исторического процесса, изменений в политическом и гражданском статусе евреев, отношений с "коренным" населением одни из психологических черт, традиций, внутриобщинных структур и отношений усиливались, другие ослабевали. Начиная с ХVIII века еврейские общины Западной Европы претерпели серьезные изменения, связанные с эмансипацией и ассимиляцией евреев. Возрос процент смешанных браков, что вело к выходу евреев из общины и даже потери части из них религиозной и этнической идентичности. Однако, практически во всех этих странах оставалась значительная часть еврейства, соблюдающая традиции иудаизма и, главное – сохраняющая этническую природу еврейства.
Биологическая и "материальная" природа Иудаизма
Иудаизм – одна из немногих религий, где духовность, то есть, приближенность к Богу, "исключительность" и "избранность" ("Договор с Богом") передается по наследству, по материнской линии. Биологическая природа иудейского Бога "закреплена" в книгах Танах (иудейский "Ветхий Завет"), Талмуд, Мишна. Например, в книге Эзры (Танах), которого в иудаизме часто называют "виртуальным вторым Моисеем", утверждается, что Бог Израиля – это "святое семя", и что брак с джентиле – это "большой грех против Бога Израилева" (цит. по [8]). Такое же "этническое" понимание еврейского Бога можно найти и в других книгах Танаха: "Бог существует до тех пор, пока существует народ Израиля" (цит. по [9]).
Соблюдение чистоты еврейской крови и недопущение (или минимизация) смешанных браков освящается религией иудаизма, как самый важный ее канон. Именно в этой – биологической и этнической природе иудаизма – его фундаментальное отличие от действительно мировых монотеистических религий – христианства, ислама, буддизма, которые не имеют биологической "основы" и природы, но лишь духовную. Обожествление биологии и "крови" не только выводит Иудаизм из круга мировых религий, но и переводит ее в разряд племенных и даже расистских верований.
Иудаизм определяет себя, как "земную" религию, в соответствии с которой "удачная" земная жизнь имеет "сакральное" значение, ибо это угодно иудейскому Богу, чтобы еврей "жил хорошо". Фактически, Иудаизм стимулирует и направляет еврея на достижения "мирских" радостей, богатства, власти. В нем отсутствует ценностное различение и разделение божественного и земного, духовного и материального.
И, наконец, если в Христианстве, особенно, в Православии, "материя" вещи, быт, природа, человеческое тело, сама "земная жизнь" – есть "средство", МАТЕРИАЛ для воплощения божественного, духовного, то в "практическом Иудаизме" – материальная жизнь, успех, богатство, власть есть смысл и цель человеческой жизни, освященные религией Иудаизма. Отсюда и проистекает помещение еврейского Божьего Царства на Землю, ибо эсхатология Иудаизма земная, а не потусторонняя, как в Христианстве.
Как можно видеть из сопоставления иудаизма и христианства, обе религии являются отрицанием друг друга и как писал русский религиозный философ С.Н. Булгаков, стали идеологической основой совершенно различных цивилизаций.
Сила и влияние иудаизма, как способа жизни и мироощущения распространяется далеко за пределы собственно веры. Например, в послереволюционной советской России, где подавляющее большинство евреев не посещало синагогу и имело смутное представление о религии иудаизма, еврейская традиция предписывала еврею-мужчине жениться только на еврейке. В то же самое время, еврейские девушки весьма часто и охотно выходили замуж за не-евреев – русских, украинцев, белорусов, если те принадлежали к элите советского общества – инженеры, врачи, офицеры, партработники. (В военном городке на Кольском полуострове, где семья моего отца жила после войны, почти все жены высшего офицерского состава были еврейками).
Дело в том, что выходя замуж за "гоев с будущим", советские еврейки действовали в соответствии с еврейской традицией (Галахические законы), переданной им их родителями, и которая была частью стратегии развития иудаизма, о чем эти дамы, разумеется, и не подозревали.
Действительно, во-первых, в соответствии с этой стратегией, рожая детей от "джентиле", еврейки способствуют росту еврейского населения страны. Во-вторых, входя в элитные слои советского общества они повышали жизненый уровень и статус своих будущих детей-евреев(ек). И в-третьих, "поставляя" в советские элиты еврейских детей, они создавали еврейскую прослойку в высших и "ключевых" слоях советского общества.
Все три "фактора" способствовали усиления влияния евреев в советском обществе, в том числе и на политику правящих кругов по "еврейскому вопросу". События "перестройки" и последующих лет "реформ" убедительно подтверждают этот тезис.
Надо сказать, что феномен "русских еврейских жен" это не исторический казус, не специфика советского "коммунизма" (о чем ниже). Подобная практика женитьб евреек на "элитных" мужчинах-тюрках существовала в Хазарии в 7-10 веках н.э. В результате, в течение нескольких поколений произошла полная "иудизация" правящей элиты хазарского общества, что привело к образованию в стране двух социально-культурных групп тюрок и иудеев, каждая из которых имела свою культуру, религию, цели, интересы, способ жизни, менталитет и т.д.
Вопреки расхожему мнению о значительной доле "не-еврейской" крови в еврейской диаспоре, особенно в ашкеназийских общинах, результаты недавних исследований группы Хаммера показали, что в генетическом отношении все основные еврейские общины – ашкенази, сефарды, северо-африканские, йеменские и курдские евреи значительно ближе друг к другу, чем к своим соседям, с которыми они проживали многие сотни лет [4]. Эти же исследования обнаружили, что на протяжении последних 2 тыс лет лишь одно из 200 рождений в еврейских ашкеназийских семьях было "смешанным", то есть с "участием" джентиле [4].
Исследования, проведенные группой Кобылянского показали, что по морфологическим и биохимическим показателям и характеристикам ашкеназийские евреи весьма гомогенная группа, значительно "превосходящая" в этом отношении большинство европейских этносов [10].
В результате многовековой евгенической политики, проводимой в еврейских общинах в соответствии с иудаистской "стратегией развития", сформировался специфический "еврейский генетический пул", в значительной степени "ответственный" за высокий IQ у еврейских детей [4].
Две нации, две цивилизации
"Равнодушное" отношение евреев к государству, в котором они проживают, может быть объяснено тем обстоятельством, что общины европейских евреев, за исключением, пожалуй, евреев Испании и Португалии X – XV веков, имели, как не-христианская религиозно-культурная группа, особый "гражданский" (если этот термин уместен для Средних Веков) статус и практически не участвовала в политической жизни страны. А потому не несла, а значит и не чувствовала ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее на территории страны проживания. (Выкресты, часто занимавшие высокие посты в правительственнй бюрократии европейских монархов и республик, к еврейскому сообществу не имели никакого отношения и были членами христианского общества).
Поэтому, для еврейской общины и ее членов, не было большой "разницы", где жить, кому служить, у кого "зарабатывать" деньги – будь-то русский император или польский король, османский паша или венецианская республика. Иными словами, евреи не были частью НАЦИИ в стране, в которой они проживали, и для формирования чувства "лояльности" к стране и государству у евреев не было ни политических условий, ни религиозных "оснований", ни исторических "корней", связанных с многовековой "причастностью" к жизни "этой" страны.
История дает множество свидетельств не только об отсутствии у евреев лояльности к стране проживания, но и о переходах еврейских общин на сторону противника, если только это сулило им какие-то выгоды. Так было в Византийской империи, где проживавшие веками на ее территории евреи поддерживали попеременно, то персов [11,12], то арабов [12], то турок [13]. Причем, в последнем случае, за предоставление турецким войскам, штурмующим Константинополь, прохода в город через еврейский квартал, султан Мехмет II предоставил евреям "свободу эмиграции" в Оттоманскую империю, а еврейской общине экономические права и привилегии, поставившие ее членов на высшую социальную ступень в Оттоманской Империи, а христиан в экономическое подчинение еврейской общине [13].
В социальной сфере и области меж-этнических (меж-национальных) отношений ситуация была схожей. Социальные контакты с джентиле были сведены к минимуму многочисленными запретами иудаизма, поскольку практически все, сделанное руками джентиле, считалось "нечистым". Отношение к коренным жителям страны – испанцам, французам и т.д. – рассматривалось еврейской общиной исключительно с точки зрения полезности для этой общины и для ее членов. Никаких гуманистических и компатриотических сентиментов в отношении язычников-"гоев" евреи не имели уже согласно Галахе, этим кодексом жизни и поведения правоверного еврея, рассматривающей "гоев", в лучшем случае, как людей второго сорта, а в худшем – как существ, чья душа "происходит из сферы, которая вся – зло", либо "из той же сферы, что и души нечистых животных" [14]. Как пишет израильский историк И. Шахак: "...при власти помещиков...евреи были непосредственными экплуататорами крестьян..." И далее: "крестьяне подвергались особенно тяжелому угнетению под двойной властью землевладельцев и евреев... и последние полновесно пользовались религиозными еврейскими законами об отношении к язычникам" [15].
Так что, на территории христианских государств жили, не смешиваясь, отдельной культурной и социальной жизнью два народа: коренные жители- христиане и "пришлые" евреи. Положение постоянного "гостя" в христианском мире определило и еврейскую систему ценностей и приоритетов, отличных от таковых "коренного" христианского населения страны. Главной, первоочередной задачей еврейского народа было сохранение еврейства как иудейского народа, соблюдающего Законы Моисея и живущего в соответствии с текстами Талмудa, Мишны, Мишны-Торы Маймонида, Тура, Шулхан Аруха.
Не менее важной задачей было и физическое выживание евреев и связанная с ним обязанность оказывать "альтруистическую" помощь единоверцу-иудею. Эта помощь входила в обязанность еврея и ее исполнение контролировалось писанными (и неписанными) социальными регуляциями и руководством еврейской общины.
Как показывает история еврейского народа, групповой "еврейский интерес" всегда превалировал в системе ценностей не только членов иудаистской конгрегации (ортодоксальной, консервативной и реформистской), но и значительной (если не подавляющей) части евреев, не "оформленных" в религиозную общину, например у советских евреев. Это черта не только не отрицается еврейскими историками и публицистами, но и выдается ими как добродетель. Иллюстрацией этого группового "интереса", не совпадающего с интересами народа страны проживания, может служить известный факт МАССОВОГО и ДОБРОВОЛЬНОГО поступления евреев на государственную службу большевистскому режиму зимой и весной 1918 г. (А.И Солженицын, "Двести лет вместе" [1]). То, что этот "исход в управление" спас большевистский режим от неизбежного паралича и краха из-за бойкота, устроенного ему русскими государственными служащими, русской технической и гуманитарной интеллигенцией, евреев ничуть не беспокоило. Причем, их доминирующей мотивацией была отнюдь не поддержка большевистского режима и "всемирной коммунистической революции" (это поддержка проявилось позже, в ходе гражданской войны), а чисто "карьеристские" соображения – ощущение большей безопасности, стабильная работа, возможности продвижения по службе, приближенность к власти, более высокие зарплаты и т.п.
Литература
[1] A.И. Солженицын, "Двести лет вместе", том 2, Русский путь, Москва, 2002. [2] О.А. Попов, "Хьюман Райтс Вотч как политический инструмент либерально-космополитической элиты США", "Москва", #8, 2004 г. (http://www.moskvam.ru). [3] Ян Шенкман, "Независимая газета", Exlibris, 29 июля, 2004 г. [4] MacDonald, K.B., "A People that Shall Dwell Alone: Judaism As a Group Evolutionary Strategy with Diaspora Peoples", Praeger, Westport, CT 1994; [5] MacDonald, K.B., "Separation and Its Discontents: Toward an Evolutionary Theory of Anti-Semitism", Praeger, Westport, CT 1998. [6] http://www.globes.co.il/serveen/globes/docview.asp?did=739696 [7] http://jewishworldreview.com/1203/mason_soros.php3; http://www.jewishworldreview.com/cols/tobin_2003_11_13.php3 [8] McCullough W.S., "The History and Literature of Palestinian Jews from Cyrus to Herod", Toronto: University of Toronto Press, 1975. [9] Baron, S.W., "A Social and Religious History of the Jews": Vol. XV. "The Jewish Publication Society of America", Philadelphia, 1973. [10] Kobyliansky E. & G.A. Livshits, "Morphological approach to the problem or the biological similarity of Jewish and non-Jewish populations", Annals of Human Biology, 12, 203, 1985. [11] J. Parkes, "The Conflict of the Church and thе Synagogue: A Study of the Origins of Antisemitism", London, The Soncino Press (1934). [12] M. Grant, "The Jews and the Roman World", New York, Charles Scribner’s Sons. (1973). [13] S.J. Shaw, "The Jews of the Ottoman Empire and the Turkish Republic". New York, New York University Press (1991). [14] Leon Zilberstein et al., "Judaic Sources on the Attitude towards Gentiles" http://www.talkreason.org/articles/gentiles.cfm [15] Israel Shahak and Norton Mezvinsky, "Jewish Fundamentalism in Israel", Pluto Middle Еastern Studies, 1994.
Источник: Православие.Ru