Мы живем в интересное время, посудите сами – с одной стороны разговоры об "исламской угрозе" и "исламском терроризме", с другой – нарастающий интерес европейцев к Востоку и мусульманам. Все началось с восточных сувениров, моды на восточные танцы и украшения, интереса к восточной кухне. Культурная экспансия незаметна, как тень, необъяснима, как мода, и непобедима, как стихия.
Мыльно-восточная тема
Как ни странно, очередным шагом в сторону таинственного Востока стал бразильский сериал "Клон" мыльная опера о мусульманах Марокко. Актрисы в сериале одеты в хиджабы, совершают обязательные молитвы, постятся и в позитивном ключе произносят суры из Корана. История любви мусульманки и бразильского юноши разворачивается на фоне экзотических видов Марокко. Действие происходит в двух городах – Рио-де-Жанейро и Фес, зрителю предлагается сравнить нравы и обычаи двух стран, особенности двух культур. Кроме того, в повествование вплетены темы, волнующие общество, клонирование и наркотики. По словам автора новеллы Глории Перез, перед двадцатичасовым сериалом была поставлена задача "не взирая на политику и религию показать, что мусульмане такие же обычные люди, как и мы". И все бы хорошо, но так случилось, что премьере сериала в США помешала трагедия серия террористических актов в Нью-Йорке. Авторы и здесь нашлись, заявив, что теленовелла может служить разъяснением всему миру: мусульмане не террористы. И компания "Глобо" не прогадала. Ставка на "Восток" многократно окупилась, во всем мире растет число поклонников "разъяснительной" мыльной оперы, качественно срежиссированное и умело разыгранное актерами действие зеркально, но немного искаженно отразилось и в российской действительности.
Мусульманка Наташа
Девочка тринадцати лет из самой обычной семьи, проживающей в обычном российском городе, горячая поклонница бразильского сериала "Клон", однако она не влюблена в красавца-героя, не вырезает из глянцевых журналов его фото и не льет слез над строчками светских хроник. Наташа заявила родителям: "Хочу стать мусульманкой, отныне буду ходить только в платке. Когда вырасту, выйду замуж только за мусульманина, буду его любить и рожать ему детей, а он будет содержать меня и дарить много золота". Поначалу все это показалось родителям Наташи шуткой, но девочка от слов не отказалась – платок не снимает, вместо "здравствуйте" говорит "салям", слушает восточную музыку и разучивает танец живота. Дедушка и бабушка, отвечающие за семейную историю, перелопатив архивы, восточных корней в Наташиной родословной не обнаружили, поэтому решено было ждать, когда дитя "перебесится". Хотя, кроме необычности увлечения, родителям дочери предъявить нечего, даже наоборот, отыскалось много положительных моментов – ведь не курит девочка, по подъездам не шатается, наоборот, весь день дома, у зеркала крутится, платки примеряет.
В мечеть привел "Клон"
Случай с Наташей – не единичный. Сообщениями о моде на Восток и Ислам, как бы цинично это ни звучало, пестрит Интернет. По всей стране, как грибы после дождя, вырастают рестораны восточной кухни; спортивные клубы перестраивают занятия аэробикой на восточный манер, с элементами танца живота; магазины, предлагающие предметы быта мусульман, стали популярнейшими торговыми точками во многих российских городах. В Москве основными посетителями таких торговых точек являются молодые девушки-немусульманки, из любопытства покупающие специальные одеяния и украшения. "Грозненская молодежь буквально помешалась на сериале "Клон", Грозненские рынки пестрят побрякушками а-ля марокканская красавица", сообщает один из сайтов; девушки-мусульманки, еще недавно не желавшие носить хиджаб, повязали платки и потянулись в мечеть. Во время трансляции очередной серии жизнь на улицах замирает, останавливаются даже маршрутки.
В то же время в соседнем Дагестане Духовное управление мусульман и мусульманское общественное движение "Нур" совместно с издателями газеты "Нур уль-Ислам" выступили с протестом и направили письма в администрацию Президента РФ и руководства Первого канала с просьбой прекратить показ сериала "Клон", так как он "способствует нагнетанию межнациональной и межрелигиозной розни в стране, создавая и закрепляя в сознании российских граждан ложный образ Ислама и мусульман". По мнению дагестанских верующих, темы, проходящие в сериале красной линией – клонирование, наркотики, разврат и разрушение устоев семьи, вступают в противоречие с догмами Ислама и правилами поведения, принятыми в мусульманском сообществе. В сериале мусульмане только и делают, что вступают в многочисленные браки, танцуют или любуются на полуголых танцовщиц. Интересно, что Совет муфтиев России не согласен с братьями по вере из Дагестана. С начала показа сериала "Клон" на Первом канале в представительство Совета муфтиев России обратилось порядка 3 тысяч девушек, которые интересовались подробнейшей информацией об Исламе. Совет муфтиев России счел подобную тенденцию положительной, и сериал, способствующий формированию в обществе "адекватного представления о мусульманах", одобрил.
Интерес напополам со страхом
Что ж, чтобы убедится в справедливости такого заявления, достаточно зайти в Саратовскую соборную мечеть: даже поверхностный взгляд определит среди прихожан немалое количество "неэтнических" мусульман. Имам Духовного управления мусульман Поволжья Муккаддас Бибарсов не раз называл новых прихожан из числа русских и украинцев (их в последнее время становится все больше) двигателем российского Ислама. Новую волну интереса к Исламу подтверждает и состав слушателей на курсах по основам Ислама, организованных при Саратовской мечети. В прошлом году такие же лекции посещало не более трех десятков саратовских мусульман, в основном это были мужчины и женщины татарской национальности. В этом году число желающих изучать Коран возросло в несколько раз, превысив все ожидания организаторов. В учебные классы мечети пришлось в срочном порядке подвозить новые парты и устанавливать их не в два, как раньше, а в три ряда. Девушки сидят за столами по трое, такая же тенденция наблюдается и в мужских группах. Среди слушателей есть славянские лица на курсы приходят не только верующие, но и те, кто желает узнать об истории и культуре Ислама. Здесь же в магазине при мечети можно приобрести все необходимое, от атрибутики четок, головных уборов для мужчин и женщин, до исламской литературы.
Этнические мусульмане старшего поколения с недоверием и опаской наблюдают вспышку интереса братьев-славян к Исламу, молодые, наоборот, относятся с любопытством. Правда, система двойных стандартов в обществе дается с трудом и им – с одной стороны, чуть ли не в каждом приверженце Ислама подозревают террориста, с другой интересуются особенностями их культуры. На улицах города женщин-мусульманок, одетых в хиджабы, называют "шахидками", прохожие шарахаются, матери отводят детей, в это же самое время русские девушки приходят в мечеть, чтобы больше узнать об Исламе, и с интересом примеряют в магазине хиджабы. Что это сознание и подсознание общества, интерес и страх одновременно? Очередной каприз изменчивой моды или культурная революция под зеленым знаменем? Процесс уже называют "Культурным Джихадом" священной войной ради распространения религии с помощью знания и просвещения.
Источник: Ислам РУ