16 января 1979 года в Иране начинается "исламская революция", радикально изменившая исторический ход развития государства.
Лидером революции стал аятолла Хомейни, долгое время находившийся в изгнании. Опала постигла Хомейни за его антиправительственные выступления, направленные против шаха, который в это время находился под сильным влиянием США. Во время своего изгнания Хомейни посетил Европу, где его, убежденного мусульманина, поразила вольность европейских нравов после сексуальной революции. К тому же постепенная американизация Европы еще больше обострила ненависть Хомейни к США.
Тем временем в Иране начались студенческие выступления. Движение недовольных росло, так что вскоре вся правительственная система оказалась парализованной. Одним из требований народа было возвращение Хомейни. Правительству пришлось пойти на уступки. Вернувшись в Иран, Хомейни со своими сторонниками настолько возбудил антиамерикански настроенные трудящиеся массы, что мирные поначалу выступления переросли в настоящую революцию. Бывший правитель Ирана шах Мохаммед Реза Пехлеви бежал в Египет.
После этого власть перешла в руки шиитского духовенства, которое на основе радикальных мусульманских взглядов на социальное устройство попыталось коренным образом изменить законодательство и общественный строй Ирана. Страна получила название исламской республики Иран. В качестве официального государственного закона стал выступать шариат. Видимым выражением произошедших изменений были запреты на современные музыку, кинофильмы и прочие развлечения, введение раздельного обучения мальчиков и девочек, постановления об обязательном ношении чадры женщинами.
После революции Иран подвергся нападкам со стороны демократической прессы Европы и США, видевшей в образовавшемся в государстве порядке препятствие на пути демократического развития общества. Однако политический ислам нельзя однозначно рассматривать в качестве помехи процессу демократизации. Безусловно, он представляет собой помеху, поскольку в ряде моментов вступает в противоречие с некоторыми современными категориями. И все же, в той версии ислама, которая утвердилась в Иране, обнаруживается приверженность такой концепции социальных отношений и экономики, которая совместима с любой формой религиозного гуманизма. Важно, что в конституции Ирана гарантированы уважение и защита прав религиозных меньшинств. Не только исламские течения пользуются привилегиями и находятся под защитой государства. Такими же правами обладают и три официально признанных в Иране религиозных меньшинства – зороастрийцы, иудеи и христиане. Иранские лидеры говорили и продолжают говорить на религиозном языке, но одновременно языке политическом, социальном и экономическом.
Сегодня Иран уже не так шокирует политиков и журналистов, а само государство наряду с другими странами неуклонно движется по пути социального развития.
14.01.2005
Источник: По Ярославке (г.Королев)